Подгрупповое занятие по СБО (формирование предметных представлений) в средней группе детского сада для детей с косоглазием или амблиопией по теме "Комнатные растения"


Коррекционно-образовательные задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

Коррекционно-воспитательные задачи:

Материал:

Структура занятия

I. Вводная часть.

Беседа о комнатных растениях.

II. Основная часть:

  1. Д/и "Знакомство с фикусом".
  2. Д/и "Отгадай, что за растение".
  3. Зрительная гимнастика.
  4. Д/и "Чудесная коробочка".
  5. Д/и "Обведи через кальку".

III. Заключительная часть:

Подведение итогов и анализ деятельности детей.

Ход занятия

I. Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята.

- Скажите, что стоит на столе? (Цветы).

- Вы знаете, как они называются? (Фиалка, комнатный виноград, герань).

- Всё это - комнатные растения. Давайте познакомимся с ними поближе.

II. Основная часть.

1. Д/и "Знакомство с фикусом".

- Я вам покажу новое комнатное растение. (Тифлопедагог ставит на стол фикус) Он называется фикус.

- Какого размера фикус? (Большой).

- Какие части есть у него? (Стебель, листья)

- Какой стебель у фикуса? (Стебель прямой, высокий).

- Какие листья у фикуса? (Листья большие, овальные, темно - зеленого цвета).

- Что еще можно сказать о листе, потрогайте его руками. (Лист гладкий, блестящий).

- У фикуса есть цветки? (Нет).

- Нравится вам фикус? (Да).

- Он останется у вас в группе.

Тифлопедагог ставит рядом с фикусом комнатный виноград.

- Ребята, как называется это комнатное растение? (Комнатный виноград).

- Давайте, сравним фикус и комнатный виноград.

- Какого размера фикус?

- А комнатный виноград?

- Какой стебель у фикуса?

- А у винограда, прямой или нет? (Стебель у комнатного винограда не прямой, он вьется вокруг планки).

- Правильно. Он так и называется - вьющийся.

- А чем комнатный виноград цепляется за планку? (Усиками)

- Да, у него есть усики.

- Какие они, на что похожи? (Пружинки).

- Правильно. На пружинки, ими комнатный виноград цепляется за опору.

- Какие листья у фикуса?

- А у комнатного винограда? (Большие, темно-зеленые цвета, плотные, овальной формы, край листа с зубчиками).

- Аккуратно погладьте листок у комнатного винограда, какой он? (Гладкий).

- У фикуса есть цветки?

- У комнатного винограда есть цветки? (Нет).

- А теперь давайте рассмотрим фиалку и герань.

- Дима, расскажи про фиалку.

При затруднении ребенка тифлопедагог помогает ему вопросом.

(Фиалка - невысокое растение с маленьким стеблем. Листья маленькие, округлые, темно-зеленого цвета, собраны в розетку, бархатные на ощупь. Цветки белого цвета.).

- Соня, расскажи про герань.

- Какого размера герань?

- Какой стебель у герани прямой или нет? (Стебель у герани прямой).

- Какие листья у герани? (Зеленого цвета, плотные, круглой формы, с ребристыми краями).

- Аккуратно понюхайте листья у герани. Пахнут листья у герани? (Да, пахнут).

- У герани есть цветки? (Да).

- Комнатные растения все разные, но у них есть общее. У них есть стебель, листья, некоторые комнатные растения цветут.

2. Д/и "Отгадай, что за растение".

- А сейчас я загадаю растение, а вы должны отгадать.

- Стебель у него вьется; имеются усики, листья большие, темно-зеленого цвета, плотные, овальной формы, край листа с зубчиками, цветков нет.

- Что это за растение? (Комнатный виноград).

- Отгадайте следующее растение. Растение большое, стебель прямой, высокий, листья большие, овальные, темно-зеленого цвета, цветков нет.

- Что это за растение? (Фикус).

- Отгадайте следующее растение. Растение невысокое с маленьким стеблем, листья маленькие, округлые, темно-зеленного цвета, собраны в розетку, бархатные на ощупь, цветки белого цвета.

- Что это за растение? (Фиалка).

- Молодцы! Отгадали все комнатные растения, которые я загадала.

3. Зрительная гимнастика.

- А сейчас ваши глазки отдохнут. Повторяйте за мной.

Раз, два - закрывай глаза,
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно снова открывать.
Смотрим близко, далеко.
Влево, вправо, высоко.
Снова раз, два -
Закрывай скорей глаза.
Повторяется 2-3 раза.
Имитация движений
в
соответствии со словами.

4. Д/и "Чудесная коробочка".

- Ребята, я с собой принесла "чудесную коробочку". Внутри нее спрятались листья от комнатных растений. Помогите найти на ощупь листок того комнатного растения, которому он принадлежит.

- В коробочку можно опустить две руки.

- Полина, отгадай, от какого комнатного растения в коробочке спрятался листок.

- Как называется комнатное растение? (Фикус)

- Как ты узнала? (Лист большой, гладкий, овальный)

- Ребята, правильно назвала Полина комнатное растение?

- Теперь Слава, отгадай, от какого комнатного растения в коробочке спрятался листок.

- Как называется комнатное растение? Как догадался?

- Правильно!

- Соня, отгадай, от какого комнатного растения в коробочке спрятался листок.

- Как называется комнатное растение? Как ты узнала?

- Ребята, правильно назвала Соня комнатное растение?

Дети по-очереди отгадывают, пока не закончатся листья в коробочке.

- Замечательно, хорошо запомнили, какие у растений листья.

5. Д/и "Обведи растение через кальку".

- Ребята, посмотрите, какие картинки я вам принесла.

Тифлопедагог показывает и раздает детям картинки - контуры (у всех детей разные).

- Посмотрите на свои картинки. Что на них изображено? (Комнатные растения)

- Какое у тебя растение?

- А у тебя?

- Обведите свои картинки через кальку. Сильно на фломастер не нажимаем.

- Спину держим прямо (Дети обводят фломастером картинки - контуры).

- Давайте полюбуемся, какие замечательные растения получились.

(Называние частей: стебель, листья)

III. Заключительная часть:

- Вы сегодня хорошо отгадывали все игры. Молодцы!

- Ребята, что интересного вы узнали сегодня на занятии?

- Мы сегодня узнали, что комнатные растения бывают разные, называются по-разному. У комнатного растения есть стебель, цветки, листья бывают разной величины, формы, цвета. Не все комнатные растения имеют цветки.

- Что вам было интересно?

- Что для вас было трудно?