Подготовка руки ребенка-дошкольника к письму


Тема: “Путешествие в зимний лес”

Программное содержание:

познакомить детей с новым видом штриховки;
развивать зрительное и слуховое внимание;
– учить детей обводить рисунок точно по линиям, не отрывая карандаша от бумаги;
закрепить гигиенические правила письма;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
– развивать навыки учебной деятельности.

Словарная работа: снег, снеговик, снежинка, снегурочка, метель, снегопад, штриховка.

Материал: цветные мелки, проволочки на каждого ребёнка, карточки для каждого ребёнка, цветные спички, обои, доска большого формата, кружки разного размера (2 больших, 3 маленьких) на каждого ребёнка, мяч, образцы зрительного и слухового диктанта.

Ход занятия

Организационный момент- Игра с мячом “Назови снежные слова (снег, снеговик, снежинка, снегурочка)”

Приглашаю вас, ребята, на прогулку в сказочный зимний лес…Мы не просто будем гулять - поиграем в соревнования, а чтобы не замерзнуть, разогреем-ка наши пальчики! (Пальчиковая гимнастика):

Раз, два, три, четыре, пять (Загибание пальцев поочередно на правой руке)
Будем пальчики считать:
Крепкие дружные, (Ритмичное сжимание и разжимание правого кулачка)
Вот такие нужные
На другой руке опять (Загибание пальцев на левой руке)
Раз, два, три, четыре, пять
Крепкие, дружные (Ритмичное сжимание и разжимание левого кулачка)

Вот такие нужные.

А теперь, будьте внимательны! Соревнования начинаются!

ЗАДАНИЕ № 1 “Обведи рисунок” “рис.1”

Рисунок 1

Нужно провести, не отрывая карандаш от бумаги, по линиям путь от детского сада до леса. Уточняю, как Нужно держать карандаш: свободно в трех пальцах – указательный свободно поднимаем, выполняем движение по показу:

– круговое
– назад-вперед
рисование в воздухе волнистых линий, прямых.

Задание: поставьте карандаш на начало линии-дороги.

Установка для детей: работать должны в одном темпе, вместе начать и вместе закончить.

Внимание: начали.

Самостоятельная работа детей по заданию.

Контроль за посадкой детей (предлагаю детям заканчивать работу, закончили работу).

Упражнение на расслабление пальцев рук:

Установка: - поставьте карандаш на начало линии (дороги), работать в одном темпе: вместе начинать, вместе заканчивать…Самостоятельная работа детей.

ЗАДАНИЕ № 2 “Зрительный диктант “Снежинки” “рис.2”

Рисунок 2

  • Снежинки сделаем из волшебных палочек (рассматривание образца)

Самостоятельная работа детей.

Анализ выполненного задания – сравнение снежинок.

ЗАДАНИЕ № 3 “Штриховка”, “рис. 3”

Рисунок 3

  • Как называется сильный ветер со снегом? (метель)

ИГРА на внимание “Четвертый лишний”.(3 картинки с метелью, 1 – со снегопадом).

Цель – найди лишнюю картинку и объясни, почему так думаешь.

ИГРА “Найди нужную штриховку”.

Цель – рассматривание образцов штриховки и выбор нужной.

Обобщение – можно нарисовать метель (показ образца).

ЗАДАНИЕ № 4 – прорисовка в воздухе левой и правой рукой.

– Контроль над качеством выполнения, добиваться проговаривания движений руки.

– Рисование мелком на доске. Контроль над выполнением.

– Пальчиковая гимнастика “Метель”.

ЗАДАНИЕ № 5 – рисование на обоях:

  • по точкам;
  • самостоятельно.

Добиваться проговаривания движений руки – точка, вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз…

Анализ выполнения.

ПСИХОГИМНАСТИКА

  • – Какое настроение у людей, когда на улице дует сильный ветер и начинается метель? Почему? (Дети показывают с помощью мимики плохое настроение)
  • А когда метель заканчивается, какое настроение у людей? Почему? (Показ с помощью мимики веселого настроения)

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

Мы бежим с тобой на лыжах.
Снег холодный липнет мигом,
А потом на коньках,
Но упали мы – ах!
А потом снежки катали,
А потом без сил упали
И домой мы побежали.

СЛУХОВОЙ ДИКТАНТ “Игра в снежки” “рис. 4”

Рисунок 4

Раздаю детям снежки (кружки разного размера: 2 – больших, 3 – маленьких)

Предлагаю поиграть с ними, обращаю внимание детей на то, что снежки разные по размеру.

Предлагаю поиграть в игру “ Внимательные ушки”. Дети слушают задание.

Самостоятельная работа детей, сравнение с образцом, анализ выполнения.

ЗАДАНИЕ № 6 “Извилистая тропинка”

-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, но в лесу нет прямых дорог, а лишь множество извилистых тропинок…

Выйти из леса мы сможем только тогда, когда правильно “сплетём” тропинки из проволоки; а помогут нам в этом штриховки (выставление образцов штриховки) “рис. 5”

Рисунок 5

Самостоятельная работа детей с проволокой.

ИТОГ. - Вот мы и вернулись в детский сад. Наше путешествие закончилось.

Чему же мы научились в лесу? (ответы детей)