Подготовка детей к школе путем интегрированного обучения


Подготовка детей к школе путём интегрированного обучения.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

  • социальный,
  • психологический,
  • эмоционально-волевой.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия “готовности”, или “школьной зрелости”.

А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А.Р.Лурия, В.С. Мухин и многие другие.

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д. Цукерман , Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман).

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

  • мотивационная (личностная),
  • интеллектуальная,
  • эмоционально-волевая.

Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться. В исследованиях А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова показано, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно,  чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими.

В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:

  1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
  2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия,
  • умение ориентироваться на заданную систему требований,
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,
  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

В связи с переходом обучения в школе детей 6 лет, проблема готовности детей стала ещё более острой. Перед начальной школой встали новые проблемы. Прежде всего они связаны с психологическими особенностями шестилетних детей, главная из которых заключается в том, что шестилетний первоклассник по уровню своего психологического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

Особенности личности шестилетних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативны, поэтому во время занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям учителя. Завышенная самооценка, характерная также для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: “Ты сделал неправильно”, - это воспринимается как “ты - плохой”. Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть учеников становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи учителя. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке.

В 6 лет еще существуют значительные трудности с произвольным поведением: в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений; переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Более того, у шестилетних детей недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Их активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований, строго регламентированного общения. И если, например, ребенка порицают за то, что он нарисовал не красное, как требовалось, а зеленое солнце (по его мнению, зеленое солнце с красными лучами - это красиво), у него вместо понимания школьных правил возникают удивление, обида, боязнь ошибиться в следующий раз. Авторитарный стиль общения с шестилетними детьми не просто нежелателен - он недопустим  (Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.)

Работая в центре “Дошкольник” более пяти лет, анализируя программы по подготовке детей к школе, я пришла к выводу, что очень многие программы по различным предметам дублируют друг друга. В результате, ребёнок изучает огромное количество предметов, усваивая разрознённые знания и теряя здоровье. Считаю, что минимизировать учебную нагрузку, снять утомляемость и перенапряжение за счёт постоянной смены разнообразных видов деятельности, развить у детей познавательный интерес, способствовать формированию целостной картины мира у детей возможно путём интегрированного обучения.

В современной науке термин “интеграция” используется в следующих значениях: 1) как объединение в целое, единство каких-либо частей, элементов (О.С. Гребенюк, А.Я. Данилюк, Б.М. Кедров, М.Г. Чепиков, Н.С. Светловская, А.Д. Урсул, Ю.С. Тюнников, Г.Ф. Федорец); 2) как состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обусловливающий такое состояние (О.М. Сичивица); 3) как процесс и результат создания неразрывно связанного единого, цельного (И.Д. Зверева, В.Н. Максимова, Л.Н. Бахарева). В нашем случае интеграция рассматривается как объединение в единое целое ранее разрозненных элементов, частей (О.С. Гребенюк, Ю.С. Тюников, Г.Ф.Федорец). Интеграция возникает в том случае, если имеются ранее в чем-то разобщенные элементы, объективные предпосылки для их объединения, причем не суммарно и рядоположенно, а посредством синтеза, и результатом такого объединения является система, обладающая свойствами целостности.

Создание у школьника целостного представления об окружающем мире рассматривается как цель обучения. Интеграция как цель должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны (Ю.М. Колягин).

Реализация этой цели должна начаться уже в дошкольном возрасте. В течение года я провожу интегрированные занятия по подготовке к школе, сравниваю результаты с предыдущими годами. Несмотря на то, что теперь в “Дошкольник” дети приходят на год младше и работать с ними труднее, занятия, построенные на интеграции, дают возможность более эффективно подготовить детей к обучению в школе. На таких занятиях дети чувствуют себя раскрепощенно, умеют работать в сотрудничестве с детьми и взрослыми, любознательны и активны, у детей наблюдается высокий творческий потенциал, а самое главное - они очень хотят пойти в школу.

Приведу примерные темы интегрированных занятий:

“Насекомые и цветы”

1. Знакомство с окружающим миром: насекомые, их особенности; цветы: луговые, садовые; взаимосвязь насекомых с цветами.

2. Обучение грамоте - деление слов на слоги, постановка ударения в словах.

3. Музыка - песенка о бабочке.

4. Труд - оригами “Тюльпан”.

5. Математика - счёт до 5, сравнение множеств, уравнивание.

6. Игра - “Я в садовниках родился”.

“ Транспорт”

1. Знакомство с окружающим миром - транспорт, виды транспорта.

2. Обучение грамоте - выделение первого звука в слове.

3. Труд + Изо - аппликация “Кораблик” с элементами рисования.

4. Литературное чтение - отрывок из рассказа В. Бианки “Мышонок Пик”

5. Развитие речи - составление рассказа о путешествии своего кораблика.

6. Математика - пространственные отношения: слева, справа, между, впереди, сзади.

“Домашние и дикие животные”

1. Знакомство с окружающим миром - дикие и домашние животные, их сходство и отличие.

2. Труд + Изо - коллективное составление панно “У нас во дворе” или “В лесу”, лепка из пластилина домашних животных.

3. Литературное чтение - рассказы Е. Чарушина о животных, загадки.

4. Математика - счёт до пяти, сравнение множеств, сложение.

5. Игра - “Помоги малышам найти свою маму”.

6. Развитие речи - составление рассказа к панно “У нас во дворе” или “В лесу”.

Использованная литература:

  1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и другие Подготовка ребенка к школе. - М., 1992.
  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону.,1999.
  3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.,1994.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
  5. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. - М., 1994.
  6. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации - М., 1994.
  7. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.
  8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.,1993.
  9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М., 2002.
  10. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5 - 43)
  11. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М.,1986.
  12. Нежнова Т.А. Динамика “внутренней позиции” при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М.,1988.
  13. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. - М.,1988.
  14. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 1999.
  15. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. - М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 - 123. Формирование наглядно - образного мышления у дошкольников: 162 - 237)
  16. Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С.57-60.
  17. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). - Л.,1989. - 96 с.