День защиты от экологической опасности. Творческий проект "Чистый мир"


Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Природаудивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью моей педагогической работы.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработки первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе  в быту.

Цель проекта:

Формировать у  детей  экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи  проекта:

  • Формировать  у  детей  бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Формировать  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать  у  детей  воображение, речь, фантазию, мышление, умение  анализировать, сравнивать и обобщать.
  • Охранять и укреплять здоровье детей.

Этапы  реализации  проекта:

1 этап – Подготовительный.
2 этап – Основной.
3  этап – Заключительный.

Подготовительный этап

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
  4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

  1. Апробация содержания краткосрочного проекта “Чистый мир”.
  2. Проведение мероприятий  в  группах.
  3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
  4. Размещение материалов для родителей на сайте МДОУ №74 <dou74.ru>

Заключительный этап

  1. Мини-выставка продуктов детской деятельности
  2. Фотомонтаж
  3. Подведение итогов
  4. Презентация проекта 

Участники проекта:

  • Дети
  • Воспитатели
  • Родители

Срок реализации проекта: 5 июня 2008 года.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

  • Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

  • Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

  • Принцип последовательностизаключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:

  • Экологические занятия.
  • Наблюдения и экологические экскурсии.
  • Познавательное чтение.
  • “Уроки доброты”.
  • Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
  • Природоохранные акции.
  • Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности
  Основные мероприятия по реализации проекта Группа
Работа с детьми Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера. Все
Проведение опытов и экспериментов в лаборатории “Опыты”. Старшая
Чтение художественной и познавательной литературы. Все
Продуктивная деятельность детей. Средняя, старшая, подготовительная
Инсценировки и театрализации на экологическую тематику. Подготовительн.
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. Все
Проведение экологического занятия “Земля – наш общий дом”. Старшая
Работа с родителями Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки по теме). Старшая
Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу. Старшая, подготовительная
Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике). Все
Фотовыставка. Все
Беседы из рубрики “Это интересно”. Средняя, 2 младш.
Организация просмотра тематических видеофильмов, слад фильмов (“Флора и фауна в чистоте). Средняя, старшая, подготовительная
Методическое сопровождение Подборка наблюдений в природе. воспитатели
Цикл наблюдений за животными и растительным миром для детей дошкольного возраста. воспитатели
Подборка художественной литературы по экологии. воспитатели
Подборка литературы познавательного характера. воспитатели
Конспекты поисково-познавательных занятий, бесед. воспитатели
Сценарии досугов и развлечений эколого-познавательного характера. воспитатели
Консультационный материал для педагогов по теме. воспитатели
Консультационный материал для родителей по теме. воспитатели

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
  2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
  3. Библиотечка юного эколога.
  4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
  5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированное  у  детей  бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.