Деловая имитационная игра на тему: "Восприятие живописи дошкольниками, как средство развития у них образной речи"


Деловая игра используется для методической подготовки воспитателей ДОУ к проведению занятий по знакомству дошкольников с живописью. Игра имитирует взаимоотношения педагога и детей в учебной деятельности, использование значимых методов и приемов для реализации программных задач. На игру отводится 2 часа.

Опыт проведения деловых игр позволил отметить результативный эффект и действительность игровой процедуры, особенно для тех, кому трудно дается методическое решение подобных занятий.

Задачи игрового занятия состоят в создании условий: а) для организации предварительной работы с детьми по знакомству с живописью; б) для подбора методов и приемов в работе с картинами.

При проведении занятий применяются методы: работа в малых группах, ролевое проигрывание, групповое обсуждение. Порядок проведения игры предполагает последовательное прохождение 4-х этапов.

Первый этапподготовительный. Во вступительном слове ведущий беседует с участниками по поводу предварительной работы по восприятию живописи дошкольниками на занятиях по развитию речи, т.к. речь ребенка показатель того, насколько он понял содержание произведения. Для ведущего и участников важно найти общие методические приемы предстоящего игрового действия.

Второй этап – подобрать игры-упражнения, подготавливающие детей к восприятию картины В.М.ВаснецоваИван-царевич на Сером волке”. На данном этапе участники в игровой форме апробируют и оценивают свои методические находки. Присутствующим предлагается объединиться в 2 группы, которые поочередно предлагают друг другу игровые упражнения и выполняют их.

Третий этап – проживание игры-занятия по картине В.М.Васнецова “Иван-царевич на Сером волке”. На этом этапе игры происходит ролевое проигрывание рассматривания картины. Все участники поделены на две группы. 1 группа – дети; 2 группа – эксперты.

Дети – это те кто охотно шел на проигрывание занятия.

2 группа наблюдала и оценивала работу “главного педагога” - воспитателя: все ли продуманно, предложено “детям” для решения программных задач, шла ли работа по развитию внутренней речи ребенка, так как она помогает высказать детям свои суждения, умозаключения, способствует проявлению собственных интеллектуальных ассоциаций.

Четвертый этап – обсуждение игры. В завершении игрового действия присутствующие обсуждают, что дало им участие в игре, в чем состоит нужность игры для педагога. Ведущий говорит несколько слов об атмосфере и приготовленном участниками наглядном материала прошедшей игры.

Конспект ролевого проигрывания занятия в подготовительной группе.

Тема: Рассматривание картины Васнецова “Иван-царевич на Сером волке”

Цель: учит детей “читать” картину; уметь определять настроение картины; находить композиционный центр и общее композиционное настроение; развивать выразительные средства речи; умение использовать образные определения, эпитеты, метафоры для описания картин. Воспитывать интерес к живописи, как к виду изобразительного искусства.

Наглядный материал: иллюстрация картины В.М.Васнецова “Иван-царевич на Сером волке”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с замечательным художником. Это Виктор Михайлович Васнецов. Он родился в семье священника. Его детство прошло в селе, окруженном могучими дубами и стройными соснами, среди простых людей. Он любил слушать их песни и сказки, уже тогда Виктору Михайловичу захотелось писать картины на сюжеты сказок. Одну из них мы сегодня рассмотрим, а ее тайну нам поможет разгадать музыка.

Звучит фрагмент “Богатырской симфонии” А.П.Бородина.

Воспитатель: О каком настроении картины, нам подсказала эта музыка?

Дети: О тревожном, страшном, мрачном.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, правильно мы разгадали тайну?

Перед детьми предстает иллюстрация картины “Иван-царевич на Сером волке”.

Дети: Правильно.

Воспитатель: Картина называется “Иван-царевич на Сером волке”. А сюжет подсказан народной сказкой “О жар птице”, приносящей людям счастье. Давайте представим, что мы идем по лесу, и чем дальше, тем темнее становится в нем. пробираться между деревьями становится все труднее и труднее, сучья цепляют нашу одежду и не дают идти вперед. И вот мы оказались в самой глухой чаще, в непроходимом дремучем лесу. Каким мы видим лес на этой картине?

Дети: Лес страшный, мрачный, дремучий.

Воспитатель: Посмотрите, какие деревья? На кого похожи?

Дети: Столетние стволы деревьев с кривыми ветвями, словно столетние старики, обросли седым мхом и лишайниками.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что под ногами?

Дети: Я вижу болотную топь с белыми чашечками водяных лилий, с острой травой осокой, как серый волк с ходу его перепрыгивает.

Воспитатель: Давайте посмотрим на верхнюю часть картины. Как здесь художник подчеркивает о общее настроение картины?

Дети: Здесь еще более жутко. Кажется, страшно гудит ветер. Тут такая глушь, что не услышишь пение птиц.

Воспитатель: Да. Посмотрите, тут только одни краснобровые тетерева сидят на ветке старого замшелого дерева и никто не заглядывает в эту глушь. Но, а это что? (просвет показать рукой)

Дети: Свет.

Воспитатель: Да это вечерняя заря, она тускло освещает дальние деревья и вселяет надежду на лучший исход. И вдруг перед нами деревья как-будто расступились, и кого художник изобразил в центре картины?

Дети: Серого волка несущего на спине Ивана-царевича и Елену Прекрасную.

Воспитатель: Давайте посмотрим на серого волка. Какой он?

Дети: Волк большой, мощный. У него широкая грудь, жесткая серебристая шерсть, пасть раскрыта, язык высунут, уши пригнуты к короткой шее.

Воспитатель: Как движется волк?

Дети: Быстро, он высунул язык, запыхался.

Воспитатель: А еще, какими средствами художник нам это показывает?

Дети: Волк несется так быстро, что меч Ивана-царевича далеко откинулся назад и ударяется о стволы деревьев.

Воспитатель: Давайте рассмотрим следующего героя картины – Ивана-царевича. Что можно сказать о его характере? Какой он?

Дети: Храбрый, смелый, сметливый, благородный, встревоженный, с добрым отзывчивым сердцем.

Воспитатель: Расскажите об одежде Ивана-царевича.

Дети: Одет Иван-царевич в полукафтан из узорчатой ткани с золотыми нитями, на руках узорные перчатки, на голове – шапочка, отделанная соболиным мехом. Обут царевич в красные сапожки.

Воспитатель: А как в сказке называют сапожки царевича?

Дети: Сафьяновые сапожки. Такую обувь носили только богатые люди из царского рода.

Воспитатель: Давайте рассмотрим царевну Елену Прекрасную. Какая она? Что можно сказать о ее характере?

Дети: Елена Прекрасная, сложив руки на коленях, доверчиво и покорно склонила свою голову на плечо Ивана-царевича. Она очень молодая, неопытная, беспомощная. Вся ее поза выражает покорность и тревогу.

Воспитатель: Расскажите, как одета Елена Прекрасная?

Дети: У Елены светло-голубое длинное платье с золотыми широкими каймами по рукавам и подолу. Шапочка украшена драгоценными камнями: голубой бирюзой, красным рубином, желтым янтарем. Жемчужные бусы свисают до золоченого пояса: сапожки расписаны орнаментом из полевых цветов.

Воспитатель: Их богатые по-царски нарядные, пышные одежды хорошо выделяются на фоне таинственного, мрачного, черного леса. Какое настроение возникает, когда смотришь на это произведение?

Дети: Мрачное, тревожное.

Воспитатель: Отчего возникает состояние тревоги?

Дети: Тревожно изображены позы и лица героев. Написана картина темными красками.

Воспитатель: А надежда есть, что темные силы будут побеждены, что царевна с царевичем будут счастливы?

Дети: Да. Нам даже художник подсказывает, что добро победит зло. Не зря на фоне этого мрачного темного леса расцвел куст нежно-розовыми цветами. Да и на небе вечерняя заря тоже об этом говорит.

Воспитатель: Глядя на эту картину, хочется сказать: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет”. И это не последняя картина Виктора Михайловича Васнецова, с которой мы познакомились. Впереди нас ждут интересные встречи с новыми полотнами.