Деловая игра с заместителями заведующих ДОУ, старшими воспитателями ДОУ "Дайте детям наиграться"


Цель:
Транслировать опыт педагогического коллектива МДОУ детский сад № 10 «Теремок» по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя интерактивные методы работы с педагогами.
Участники игры: заместители заведующих по ОВР, старшие воспитатели, воспитатели МДОУ детский сад № 10 «Теремок» г.Оса.
Методические рекомендации:

  1. Мероприятие проводится в конце учебного года с целью представления результатов работы по теме «Игровая деятельность в ДОУ».
  2. Сюжет игры построен на основе популярной телепередачи «Пусть говорят»:  из передачи использовано музыкальное сопровождение, основные роливедущий, эксперты, участники  (воспитатели детского сада), гости игры (методисты детских садов).
  3. Для проведения мероприятия используется мультимедийное оборудование.

Ведущий (заместитель заведующей по ОВР МДОУ детский сад № 10 «Теремок» Мазунина Т.А.):
«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву, просьбу, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далёкого детства и звучащему сегодня из уст ребёнка.
«Давай поиграем, ну Давай!». И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.
Ответы из зала.
«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы своему ребёнку.
«Идите, играйте» - говорим мы детям в детском саду.
И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие – то любовные романы… В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит старые, добрые обеды, занимается стиркой, уборкой. Свадьбы, торговля, договоры…
То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, это мы создаём и смотрим такие телепередачи и видеофильмы, это мы покупаем детям такие игрушки.
«Дайте детям наиграться!» - тема нашей встречи.
И я приглашаю в студию главных участников  - инициаторов решения данной проблемы. Встречайте, педагоги МДОУ детский сад № 10 «Теремок». (муз.сопровождение).
Внимание на экран.
Май. 2007 год.
Итоговый педсовет. Результаты анкетирования педагогов (из протокола педсовета)
«… Предлагаемая тема на новый учебный год «Здоровье дошкольника» (разделы: валеология, ОБЖ, создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, организация питания, прогулки, закаливание) по мнению педагогов, изучена достаточно.
- Какую тему Вы предлагаете для работы в будущем учебном году?
- Игровая деятельность дошкольника (71 %)…»
Ведущий:
- Уважаемые гости, насколько актуальна данная тема? Либо это был очередной «хитрый шаг» педагогов для облегчения своей работы? (Ответы гостей)
- Действительно, значимость сюжетной игры в дошкольном возрасте велика. Именно в сюжетной игре, где всё условно, как будто, проживая ту или иную ситуацию, ребёнок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему.

Внимание на экран.
- Перед вами направление деятельности педагогического коллектива на 2007 – 2008 учебный год:
Тема года:
«Игровая деятельность детей дошкольного возраста»
Девиз года: «Дайте детям наиграться!»

Задачи года:

  1. Создать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогически процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и  интересами детей.
  2. Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня, способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
  3. Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие возрастному периоду. Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность.
  4. Разработать систему мониторинга игровой деятельности.

            Первым этапом данной деятельности было теоретическое изучение материала. Воспитатели каждой возрастной группы представляли характеристику сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста и обыгрывали различные сюжеты с коллегами (демонстрируются фотоматериалы).
- Оставили ли след данные события в памяти педагогов? Я предлагаю дать вам краткое определение понятию «Сюжетно – ролевая игра» (в определённом возрасте). Для резюмирования информации и представлении её в нескольких словах мы воспользуемся синквейном.
Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяюще содержание синквейна.
Вторая строка- два прилогательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием.

- Задание выполняется всеми присутствующими в зале. В дальнейшем вашу работу оценят гости нашей встречи эксперты  -  встречаем.
(раздаются карточки с указанием возраста детей, работа ведётся группами по 2-3 человека в течение 5 минут под муз. сопровождение).

Оценка экспертов.

            Следующим этапом деятельности педколлектива в выбранном направлении стал этап взаимопосещения педагогами игровой деятельности детей. Отмечу, что при составлении циклограммы совместной и самостоятельной деятельности детей мы учли нехватку времени для проведения игр, и ввели в режим дня «час игры». Он проводится ежедневно с 15.30 до 16.00 в каждой возрастной группе (фотособытия).
Для оценки игровых умений детей воспитатели проводили диагностику игровой деятельности в начале и в середине учебного года по критериям раздела «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается» программы «Детство» (диагностические карты). Умение диагностировать требует внимания педагогов к каждому ребёнку, требует наблюдательности, способности к аналитической деятельности.
- Насколько же наша публика владеет вышеперечисленными умениями?
Внимание на экран.
- Перед вами представлен видеосюжет игры детей во второй младшей группе. Ваша задача: дать название сюжету и озвучить его. Оценку вашей деятельности дадут эксперты  - встречаем.
(демонстрируется видеосюжет, работа продолжается в течение 5 минут).

Оценка экспертов.

- Важным условием для проведения сюжетной игры является качественная организация игровой предметно – развивающей среды детского сада. Для оценки игровой среды в детском саду был организован смотр – конкурс. Оценивались все возрастные группы по следующей карте анализа (Приложение № 1).
- Очень важно в момент проведения подобных мероприятии быть собранным, спокойным, организованным, а так же уметь сохранить в коллективе благоприятную обстановку.
- Давайте проверим, насколько вы спокойны и посмотрим уровень вашей тревожности при помощи теста «Субъективная минута». Сейчас я дам вам сигнал начала минуты. Вы медленно фиксируйте течение времени с закрытыми глазами. Как только, по – вашему, минута пройдёт – посмотрите на часы. Норма – 65 секунд. Лёгкая тревожность – 55- 64 секунды. Тревога средней выраженности  - 45 – 54 секунды (подумайте, что вас беспокоит). Выраженная тревожность – меньше 45 секунд – обратитесь к психотерапевту.

- Кроме оценки игровых умений детей, оценивалось и планирование воспитательно-образовательного процесса, профессиональное мастерство воспитателей в организации детской игры (Приложение № 2).

Вопрос из зала: судя по – выступлению, воспитатели в течение всего года подвергались различным проверкам, контролю. Позвольте узнать их позицию насчёт постоянных посещений проверяющих.
Мнения педагогов.
Воспитатель: а я перед каждой проверкой регулирую своё своё психоэмоциональное состояние с помощью определённого настроя. Если вы хотите, я поделюсь с вами своим профессиональным секретом.
Настрой на проверку: (муз. сопровождение)
Сегодня ко мне придут проверяющие. Для меня это очень неприятно. Как неприятно бывает всегда, когда тебя контролируют. Я знаю свой материал хорошо. План мероприятия держу в голове. Мне нечего волноваться. Я собрана и спокойна. Если же я чувствую, что от присутствия проверяющих я начинаю терять самообладание, я тут же надвину на них стеклянный матовый колпак, с тем чтобы не видеть и не замечать их. Ещё я могу в своём воображении превратить их в маленьких букашек, которые ничего не могут сделать мне – сильной и уверенной в себе. Так что вперёд, к победе.
- Я думаю, что подобные настрои помогут и вам в ситуациях контроля.
- Ещё напряжённее, чем сотрудничество с администрацией, протекала работа с родителями. Родители детей участвовали в выставке «Игровые уголки дома» (показать работы), участвовали в выставке «Игрушки – самоделки», а так же им были предложены анкеты «Игровая практика детей дома». Для того, чтобы сотрудничество воспитателей и родителей было плодотворным, педагогам приходиться находить различные уловки, уметь убедить в необходимости выполнения той или иной работы.
- И сейчас мы поиграем в игру «Войди в наш круг» (выходят участники). Представим, что замкнутый круг – это родители, а воспитателю нужно постараться проникнуть в его с помощью невербальных средств общения (мимики, жестов). Упражнение выполняется быстро, поочерёдно всеми участниками конкурса под музыку.
- Играя сами, мы немного погружаемся в детство. По анкетам родителей они чаще всего играли в куклы, машинки и подвижные игры. Дети в нашем детском саду предпочитают «Рыцарский турнир», «Парикмахерскую», «Домино», «Выше ноги от земли», «Догонялки», «Домик Барби».
-  А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (ответы публики).
Реплика из зала: почему – то,  в названном разнообразии игр я не услышала предпочтения кем – либо народных игр. А я любили именно их. Давайте проведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры». Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе.

  • Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
  • Главная роль в народной игре? (водящий)
  • Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
  • Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
  • Где используются Р.Н.И.? (в организации праздников, утренников, развлечений, тур.походов)
  • Какие физические качества воспитываются в Р.Н.И.? (смелость, ловкость, выносливость)
  • Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
  • Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

- Спасибо за интересную информацию.
- Итак, уважаемые участники нашей встречи, я думаю время подводить итоги.
Внимание на экран.
Перед вами представлена деятельность педагогического коллектива по теме «Игровая деятельность в детском саду» (схема).
- Пожалуйста, ваши вопросы.
- Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, воспитатели детского сада «Теремок» постарались это сделать, и у них это неплохо получилось.
(Торжественное вручение грамот за деятельность в 2007 – 2008 учебном году всем воспитателям).
Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – недоигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем детском саду.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, пусть эти «сердечки» добавят в вашу жизнь здоровья, счастья и любви.
Письменная рефлексия.