Перспективная модель педагогического центра в ДОУ "Лицом друг к другу"


Введение

Становясь взрослыми, многие люди стараются поскорее забыть свое детство.

Забывая детство, взрослые не могут понять своих собственных детей. Они требуют от детей такой же осмысленности поступков, какую сами приобрели за годы жизни, а жизнь, наверняка, имела время и нашла чему их поучить. Дети еще не были взрослыми.

Все, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми, исходит из опыта взаимодействия, прежде Всего, со своими же родителями. Если не верить в своего ребенка, он не поверит в свои возможности и едва ли будет успешен в жизни.

Мы очень хотим помочь родителям вспомнить детство с его радостями и огорчениями, помочь разобраться в природе некоторых поступков детей и найти не только достаточно педагогичные, но и демократичные (не подавляющие) способы воспитания. А этого можно достичь только при создании единой системы эффективного взаимодействия детей, их родителей и педагогов ДОУ.

Объект исследования особенности взаимоотношений между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса

Предмет исследования влияние взаимосвязи между участниками воспитательно – образовательного процесса на положительный результат деятельности ДОУ.

Цель выявить наиболее эффективный формы работы участников воспитательно – образовательного процесса.

В соответствии с проблемой, объектом и целью поставлены следующие задачи:

  1. Дать понятия - педагогическая компетентность педагогов. педагогическая компетентность родителей. Охарактеризовать понятия – уровень общей и профессиональной культуры педагога, ее влияние в общении с родителями.
  2. Разработать систему условий для успешной работы участников воспитательно – образовательного процесса.
  3. Разработать, экспериментально проверить и научно обосновать содержание, методы и формы работы с родителями, обеспечивающие формирование положительного результата работы ДОУ и семьи.

Гипотеза единое направление участников воспитательно – образовательного процесса способствуют всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, готовят ребенка к жизни в современном обществе.

Методы:

  • теоретическое изучение и анализ научных трудов по проблеме исследования;
  • анализ реального педагогического процесса;
  • проведение экспериментов: анкетирование, наблюдение

Практическое значение.

Полученные материалы и результаты представляют интерес для практических психологов, педагогов, которые занимаются воспитательно-образовательным процессом

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и родители воспитанников ДОУ.

Глава 1. Педагогическая компетентность педагогов и родителей. Современный педагог, - каков он?

1.1. Педагогическая компетентность.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса, важно остановиться на соотношение понятий “компетенция” и “компетентность”.

Компетенция (от латинского – добиваюсь, соответствую, подхожу) включает в себя:

  • круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;
  • знания и опыт в той или иной области.

Кроме профессиональных компетенций образ педагога многовариантен и находится в прямой зависимости от:

  • направленности личности;
  • мотивов ее включения в трудовую деятельность;
  • творческой заинтересованности;
  • удовлетворенности трудом;
  • профессиональных притязаний;
  • уровня развития общества и поставленных государством задач.

В модели (образе) педагога можно выделить четыре компетенции:

  • социальную;
  • специальную;
  • индивидуальную;
  • способность планировать свою деятельность без напряжения.

С нашей точки зрения, компетентность есть способность человека найти оптимальный вариант решения проблемы минимальными затратами. Другими словами, это результативные действия в различных ситуациях.

Человек приобретает человеческую сущность только в сообществе людей.

И главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители ребенка. Это они привели его в этот мир, они несут ответственность за то, каким он станет. Способность родителей справляться со своими воспитательными функциями называется педагогической компетентностью родителей.

Педагогическая компетентность – это способность понимать потребности ребенка и создавать условия для их разумного удовлетворения, способность сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальной ситуацией.

Педагогическую компетентность можно наблюдать в типичных жизненных ситуациях. Как правило, все поступки родителей укладываются между двумя противоположными полюсами – двумя уровнями педагогической компетентности.

Высокий уровень педагогической компетентности характеризуется:

  • осознанностью собственных педагогических целей и задач, представлений о способах их реализации (знаю, чего хочу и как этого добиться);
  • адекватными ожиданиями от собственных затрат и усилий (делаю не то, что могу, а то, что следует делать в этой конкретной ситуации);
  • умеренными и адекватными детским способностям притязаниями (помогаю ребенку добиться успехов в том виде деятельности, который он выбрал сам, а не там, где мне хочется);
  • объективными знаниями об основных закономерностях развития ребенка (помню себя в этом возрасте, знаю, что происходит с моим ребенком, испытываю потребность в обогащении своих знаний по детской психологии);
  • осознанность степени вмешательства в социальную ситуацию развития (мой ребенок не совсем такой, каким я его представлял, но он имеет право быть другим, я буду защищать его право быть другим, я буду защищать его право быть самим собой везде, где это право будет нарушаться).

Практика показывает, что уровень педагогической компетентности наших родителей не позволяет в должной степени занять позицию в образовательном процессе ДОУ, но следует отметить и то, что за последние три года родители стали хорошо осознавать свои права и обязанности. Они стали более активны, более инициативны. Достичь этого разовыми акциями невозможно. Для этого необходима целенаправленная длительная работа. Первым шагом мы провели анкетирование с родителями, выявили наиболее слабые стороны. Через индивидуальные, групповые беседы узнали запросы родителей. Далее необходимо было изучить опыт работы детских садов с высоким положительным результатом по данной проблеме, составить программу работы детского сада с родителями, найти наиболее эффективные формы работы, чтобы родители были заинтересованы и являлись не пассивными участниками, а полноценными партнерами воспитательно-образовательного процесса.

1.2. Современный педагог, – каков он?

Принятый стиль одежды на работе современного воспитателя:

  • В идеале одежда сотрудников должна быть практичной, аккуратной, соответствующей своему назначению и не слишком отстающей от деловой моды.
  • Воспитатель должен обладать педагогический тактом – отношения с детьми строить на доверии, уважении, быть требовательным и справедливым.
  • Должен обладать педагогической культурой – знать элементарные требования к речи; специфику интонирования речи, темп речи соблюдать всегда.
  • Воспитатели должны быть знакомы основами психологии общения, чтобы учить осознанно, использовать позы, жестикуляцию, выражение лица, интонацию речи

Принятый стиль речи педагога с родителями:

Взаимные обращения с родителями на Вы. По имени и отчеству, независимо от возраста является обязательным для всех сотрудников учреждения. В случае, если инициатива установления неформального стиля настойчиво исходит от родителя, предлагается “Извините, у нас в детском саду принятии ко всем обращаться только на Вы и по имени отчеству”.

Должен уметь создавать комфортный микроклимат в процессе воспитания и обучения – глубоко верить в большие возможности каждого ребенка, создавать благоприятный морально – психологический климат для каждого в группе, помогать ребенку решать проблемы в отношении и другими детьми.

Воспитатель должен соответствовать профессиональным требованиям:

  • знать теоретические и практические основы воспитания и обучения;
  • следить за специальной и методической литературой;
  • уметь анализировать свою деятельность;
  • знать теории дошкольной педагогики и психологии.

Воспитатель должен обладать коммуникативной культурой:

  • способен сотрудничать с детьми;
  • способен сотрудничать с родителями;
  • способен сотрудничать с коллегами

Глава 2. Школа взаимопонимания

2.1. Создание условий для успешной работы участников воспитательно-образовательного процесса

Поступление ребенка в детский сад является значительным событием, как для родителей, так и для педагогов. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Вот почему недопустимо процедуру встречи и приема родителей сводить только к деловым контактам с сотрудниками детского сада. Необходимо наполнить ее особым содержанием, направленным на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого – педагогической культуры родителей с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка в детском саду, а также в течение дальнейшего периода посещения ребенка детского учреждения.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах – письменной и устной. Преимущества личностно – ориентировочного общения известны всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями весьма ограничено. Поэтому необходимо специально подчеркнуть преимущества письменной формы.

Во – первых, общение только в устной форме требует много времени. Во – вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от заведующей, медицинской сестры, воспитателей, логопеда и т.д. И в – третьих, чтобы родители смогли осмыслить, полученные рекомендации и следовать им, необходимо в начале убедить в том, предложить определенный алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Так, предоставление родителям определенной информации (требования к одежде ребенка, выполнение режима дня в семье и т.п.) избавляет дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем помогает правильно решать важные задач, связанные со здоровьем ребенка. Но надо учесть, что рекомендации для родителей, предлагаемые в письменной форме, лишь дополняют устное содержательное общение, а не подменяют его. (У каждой группы могут быть свои правила, свой устав, правила поведения в группе и т.д.).

Принципы взаимодействия с родителями:

  • осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку;
  • с уважением и пониманием относиться к родителям;
  • помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
  • воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые им дали жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;
  • учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
  • рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении;
  • с уважением относиться к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.д.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей;
  • регулярно в процессе индивидуального общения обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
  • проявлять понимание, деликатность, терпимость, такт, учитывать точку зрения родителей.

Что значит взаимодействие педагогов с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте обратимся к словарям русского языка. Значение слова “взаимодействие” объясняется так: взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Решений данного вопроса может быть очень много. Речь идет о взаимодействии детского сада с родителями, основанном на структурно – функциональной модели, практическая разработка которой впервые была осуществлена педколлективами МДОУ г. Новоуральска. Данная разработка была изучена, апробирована, а далее применена и педколлективом нашего дошкольного учреждения.

Структурно – функциональная модель условно состоит из трех блоков:

  • информационно – аналитического
  • практического
  • контрольно – оценочного.

Информационно – аналитический блок предлагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт. Работа с родителями в рамках информационно – аналитического блока строится по двум направлениям:

  • первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (подгрупповое и индивидуальное консультирование, лекции, наглядное информирование)
  • второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что “вынуждает” взрослых вступить с ребенком в общение (традиционное общение родителей со своим ребенком часто сводится к вопросам “Что ел? Что пил? Почему штаны грязные?”)

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно – делового, личностно – ориентировочного общения на основе общего дела (подготовка и совместное участие в праздниках, поделка, рисунок, экскурсия, пошив игрушек, вышивание, посещение плавательного бассейна, моделирование, пошив и демонстрация костюмов).

Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: воскресные лыжные походы, выставки поделок, рисунков, конкурсы, праздники, показ мод.

Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием. Формы и методы работы, которые используются медицинскими работниками, специалистами, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.

Нужно отметить и то, что работа с семьей оценивается не по количеству проведенных мероприятий, а по анализу качества и востребованности. С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия ДОУ с семьей был введен третий блок контрольно–оценочный. Контрольно–оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, который проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, используются: опрос, книги отзывов и предложений, анкеты, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия. Также не мене важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания отсроченного результата.

 2.2.Содержание и формы работы участников воспитательно – образовательного процесса

Миссией дошкольного учреждения является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, и как результат-создание новой формы своего дошкольного учреждения-педагогического центра по воспитанию и развитию детей и обучению родителей.

Очень важно работать в сотрудничестве с родителями, так как им принадлежит ведущая роль в воспитании своего ребенка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами, совместная работа родителей и педагогов будет иметь положительное влияние, если она будет носить партнерских характер. Сотрудничество станет более успешным, если мы сумеем отработать двухсторонний поток информации, знаний и опыта (родители-педагоги).

На наш взгляд, наибольшей эффективности в достижении результата будет способствовать использование следующих принципов в работе:

  • уважение и понимание педагогами детского сада роли родителей в развитии их детей;
  • признание и активное поощрение роли родителей в прошлом и последующем развитии и воспитании ребенка;
  • использование знаний о ребенке, опыта родителей и других членов семьи в различных развивающих ситуациях.

Дошкольное учреждение постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения, стремится к сотрудничеству семьями. От степени их участия в образовательном процессе зависит качество работы учреждения. Родители постепенно становятся единомышленниками и помощниками профессиональных педагогов.

Идея детского сада как “открытой педагогической системы”, существующей для удовлетворения образовательных запросов населения, способствуют формированию социально-педагогического пространства “социум-семья-детский сад-педагог”. Детский сад проводит работу по педагогическому просвещению родителей, воспитывающих детей в домашних условиях, расширяет контакты с различными учреждениями системы образования, культуры, здравоохранения и спорта. Наше учреждение активно сотрудничает с детской библиотекой, центом детского творчества, художественной школой, оздоровительным центром, детской поликлиникой. Обеспечение преемственности между учреждениями способствует созданию условий для развития индивидуальных черт характера ребенка, формирования ощущения ценности и важности в группе (сверстников), развития чувства собственного достоинства и самоуважения личности ребенка.

Исходя из миссии учреждения, мы используем разнообразные формы работы с родителями и семьями:

  • создание условий для гибкого посещения ребенком детского сада;
  • совместные обсуждения педагогами и родителями интересов, умений, потребностей каждого ребенка, а также их достижений;
  • различные формы информирования родителей об учебном процессе;
  • совместные наблюдения за деятельностью ребенка, фиксация, обсуждение успехов и перспектив их развития.

2.3. Формы работы с родителями

Положительные результаты обеспечивает организация в детском саду совместных кружков. В нашем детском саду с 1995 года работает кружок рукоделия “Назлы гол”, где воспитанники и сотрудники детского сада занимаются вышиванием, с использованием татарского народного орнамента.

  • С 2001 года функционирует оздоровительный клуб “Здоровячок”, дети старших и подготовительный групп посещают плавательный бассейн.
  • В 2003 году создан и успешно работает по настоящее время театр мод “Чародейка”, где сотрудники, воспитанники и родители занимаются моделированием, пошивом и демонстраций костюмов. В коллекции насчитывается более 80-ти костюмов сшитых из подручного материала.
  • С 2003 года работает кружок “Умелые ручки”, занимающаяся пошивом мягких игрушек.
  • В 2006 году создан вокальный кружок с элементами ритмики.
  • Более десяти лет работает вокальный кружок “Каенкык”, занимаются в кружке сотрудники детского сада.

Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с детьми, развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги, повышает рейтинг детского сада. Улучшает подготовку детей для дальнейшего обучения в школе, к более легкой адаптации в новой социальной среде.

Устанавливая партнерское сотрудничество педагогов с родителями, мы стремимся к обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку. Мы уверены, что это поможет нам организовать работу таким образом, что каждый родитель будет являться активным участником образовательного процесса. Этого можно будет добиться, если педагоги будут стремиться устанавливать доверительные отношения с родителями и детьми.

Глава 3. Результаты исследования

3.1. Встреча воспитателей с родителями.

Вначале воспитатели знакомятся только с родителями. Цель встречи – расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке.

В процессе индивидуальной беседы воспитатели проявляют заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выражают желание увидеть его фотографию, интересуются здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания. Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка дома, чем он любит заниматься (играть, смотреть телевизор, и т.д.), какие особенности его поведения радуют родителей, а какие огорчают.

Педагоги говорят родителям, что хотят заочно познакомить ребенка с детским садом. Предлагают вместе с ребенком рассмотреть дома заранее подготовленный альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, помещения детского сада.

Следует подробно проинструктировать родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, как заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.

Особое значение для последующего взаимодействия воспитателей с семьей приобретает создание родителями альбома о собственном ребенке. Воспитатели объясняют, что для более близкого знакомства с каждым ребенком им необходимо больше о нем узнать. Для этого родители на отдельных листах или в специальном альбоме должны поместить любую фотографию ребенка, задать ему ряд вопросов, а ответы занести в альбом.

“Моя семья”

  • Меня зовут___________
  • Мне_______ лет
  • Мою маму зовут_______
  • Моего папу зовут______
  • Адрес по которому я прописан__
  • Адрес по которому я живу _____
  • Номер нашего телефона_______

Что я люблю:

  • Моя любимая игрушка________
  • Моя любимая сказка__________
  • Мое любимое стихотворение__
  • Я люблю рисовать (что?)______
  • Мое любимое занятие дома____
  • Я радуюсь, когда_____________
  • Больше всего я люблю смотреть_
  • Я хотел(а) бы иметь дома_______
  • Мои любимые животные_______
  • Больше всего я хотел(а) бы, чтобы мне подарили________
  • Мое любимое блюдо__________________
  • Моего лучшего друга(подругу) зовут____
  • Мои лучшие друзья___________________
  • Мои успехи:
  • Я очень хорошо (играю, бегаю, смеюсь, пою…)

Я умею самостоятельно:

  • Одеваться____________
  • Чистить зубы_________
  • Есть аккуратно, пользоваться вилкой, ложкой…
  • Завязывать шнурки на ботинках_________
  • Без напоминания убирать игрушки и вещи на место__________

После ознакомления с содержанием альбома педагогам необходимо ознакомиться с ребенком в домашней обстановке и лично пригласить его в детский сад

Адаптация детей в ДОУ.

Рисунок 1.

3.2. Участие пап в воспитании детей.

Анкета для пап.

  • В чем, по – Вашему, заключается функции отца в семье?
  1. обеспечить семью материально
  2. принимать активное участие в воспитании детей.
  • Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком (да, нет).
  • Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как Вы поступаете, если не можете выполнить его просьбу?
  • Кто укладывает ребенка спать, кто будит по утрам?
  • Ругаете ли Вы ребенка при посторонних?
  • Является ли строгость вашим помощником в воспитании?
  • Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

3.3. Оценка деятельности ДОУ родителями.

В анкетировании участвовали 54 родителя (1 младшая, 2 младшая, средняя группы)

1. Как вы оцениваете работу д/с (оценивается в 5-ти бальной шкале).

- качество обучения 4,98
- безопасность ребенка в д/с 4,5
- качество питания 4,2
- отношение педагога к детям 4,6
- порядок, дисциплина 4,7
- оформление интерьера 4,4

2. Как чувствует себя Ваш ребенок в д/с?

- радостно 23
- спокойно 29
- настороженно 1
- напряженно 1

3. Охотно ли Ваш ребенок идет в д/с?

- да 37
- нет 2
- не всегда 15

4. Обращаетесь ли Вы за советом к воспитателям, специалистам?

- да 17
- нет 12
- не всегда 25

5. Какая форма работы с детьми в д/с Вас устраивает?

- неделя открытых дверей 8
- мероприятия совместно с родителями 42
- музыкальные утренники 19
- физкультурные праздники 14
- конкурсы, выставки 13

6. Какая форма с родителями вас устраивает?

- общие родительские собрания 8
-родительские клубы 39
- родительские собрания 1
-собрания – диспуты -
-круглый стол 12
-родительские конференции 2
-психологические и деловые игры 9
родительские лектории -

7.Чтобы Вы хотели узнать о воспитании, обучении, развитии детей?

Всё 33
Не знаю 1

8.Темы, которые Вы хотели бы послушать.

- как подготовить ребенка к школе 14
- как воспитать здорового ребенка 16
- защита прав и достоинств ребенка 8
- девочка и мальчик – два разных мира 3
- как воспитать ребенка удачником 15
- воспитываем ребенка самостоятельным 19
- как развивать творческие способности у детей 23
- как уберечь ребенка от несчастного случая 13
- как правильно общаться с детьми 12
- шустрики и мямлики 5

9. Чтобы Вы хотели изменить в жизни д/с?

  • В образовательном процессе предлагают: ввести занятия иностранного языка
  • В воспитательном процессе предлагают: больше внимания уделять патриотическому воспитанию.
  • В работе с родителями предлагают: больше совместных мероприятий по оздоровлению детей.

3.4. Психологический климат в коллективе

В какой степени вы удовлетворены? (в анкетировании участвовало 32 сотрудника из 41)

1. Вашей работой в детском саду 4,1
2. Вашими взаимоотношениями с коллегами 4,5
3. Заботой администрацией об удовлетворении Ваших нужд 4,3
4. Готовность коллег оказать помощь в работе 4,1
5. Настроением в коллективе (жизнерадостность, оптимизм) 3,6
6. Культурой 3,6
7. Тем, в какой мере администрация прислушивается к Ваши замечаниям, предложениям, касающимся работы детского сада 4,0
8. Культурно-массовыми мероприятиями 3,6
9. Тем насколько объективно оценивается ваша работа 4,0
10. Отношения коллектива к работе 4,8
11. Организованностью и порядком в детском саду 4,5
12. Творческой атмосферой в коллективе 4,5
13. Вашими отношениями с руководителем 4,5
14. Согласованностью и единством действий 3,9
15. Посещаемостью детей 4,7
16. Тем, насколько рационально используют Ваши силы и время на работе 4,1
17. Материальной базой детского сада 4,3
18. Отсутствия показухи и формализма в работе 4,0

Примечание:

  • 5 – полностью согласна;
  • 4 – скорее удовлетворена;
  • 3 – трудно сказать и да и нет;
  • 2 – скорее не удовлетворена;
  • 1 – совершенно не удовлетворена

3.5. Охват совместной деятельностью участников воспитательно – образовательного процесса (работа клубов и кружков)

Рисунок 2

3.6. Рейтинг ДОУ среди жителей посёлка п.г.т. Актюбинский

Рисунок 3

Заключение

В настоящее время педагогическая наука и практика все чаще заявляют о незаменимости семейного воспитания, доказывают, что действенность и сила семьи не сопоставима ни с каким, даже высококвалифицированным воспитанием в детском саду и школе. С этим нельзя не согласиться, поскольку основы формирования личности закладываются именно в семье.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: “Можете подвести лошадь к воде, но не заставите его пить” - так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто, требует от него критической переоценки собственного опыта.

Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе “воспитатель – родитель”, требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

В условиях развивающегося информационного общества, научно-технического прогресса от семьи ждут участия в воспитании растущей личности, направленного на развитие общей культуры человека, его созидательности. Неслучайно в практике дошкольного образования проходят успешную апробацию и развиваются различные формы взаимодействия с семьей: родительские клубы, творческие встречи и конкурсы.

Конструктивной формой взаимодействия ДОУ с семьей является и семейный театр – форма, объединяющая семьи с детьми и педагогами. Содержание работы клубов и кружков, а также диапазон участников образовательного процесса разнообразен. Это и совместное моделирование, пошив, демонстрация костюмов традиционной и нетрадиционной моды. Моделирование и пошив мягких игрушек. Работа кружка рукоделия. Оздоровительные мероприятия через посещение плавательного бассейна, лыжные походы, профилактические мероприятия.

Одна из функций таких форм работы всех участников воспитательно- образовательного процесса – приобщение детей и взрослых к совместной деятельности, совместное достижение результатов. Творческое сотрудничество дает возможность родителям и педагогам выявить притязания детей и продолжить работу над усовершенствованием этих качеств.

Благодаря активному сотрудничеству всех участников воспитательно-образовательного процесса удалось активизировать родителей, вызвать у них желание участвовать в работе детского сада не как пассивных “заказчиков”, а полноценных партнеров в воспитании детей. Удалось объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей. Через работу клубов и кружков участникам воспитательно – образовательного процесса предоставлена возможность больше общаться друг с другом, делиться опытом воспитания, осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка.

Таким образом, взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, готовят ребенка к жизни в современном обществе. Выдвинутая нами гипотеза, что единое направление участников воспитательно-образовательного процесса способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, готовят ребенка к жизни в современном обществе, полностью подтверждена.

Приложение