Педагогический совет "Основные направления коррекционной работы воспитателя"


Повестка дня:

  1. Доклад старшего воспитателя.
  2. Деловая игра.
  3. Подведение итогов тематического контроля.
  4. Решение.

Ход педагогического совета

I. Доклад старшего воспитателя.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда, воспитателя и родителя.

Основные направления коррекционной работы:

  1. артикуляционная гимнастика;
  2. мелкая моторика;
  3. закрепление произношения поставленных звуков;
  4. активизация отработанной лексики;
  5. развитие ВППП;
  6. формирование связанной речи;
  7. навыки чтения и письма;
  8. грамматический строй речи.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношениям (каша во рту) постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты.

Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно, не реже 2-3 раз в день.

У детей с речевыми нарушениями страдает мелкая моторика рук. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять, запоминать определенное положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит ребенку овладение навыками письма.

Пальчиковую гимнастику следует проводить ежедневно, 3-5 раз в день. Упражнения пальчиковой гимнастики отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.

Формирование правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 5 лет детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определенной последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слова. Формируют умение различать на слух твердые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слова на слоги.

II. Деловая игра.

Участники педагогического совета делятся на две команды: «Говоруньи» и «Болтуньи». Затем проводятся конкурсы. Жюри (два учителя-логопеда, старший воспитатель) оценивает каждый конкурс от 1 до 3 баллов.

Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики»

Разминка.

Предлагается всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись – в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим – положат блины нам.
Блинчик жуем с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
И на опушке мы видим грибочки.

Знание органов артикуляции.

Ведущий поочередно задает вопросы командам.

  • Какой главный артикуляционный орган у человека ? (Язык)
  • Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края)
  • Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость)
  • Как образуется голос? (Воздух проходит чрез голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются)

Знание артикуляционных упражнений.

Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям. Члены команды должны назвать упражнения, показать, как они выполняются, и сказать для постановки каких звуков они нужны.

Знание упражнений пальчиковой гимнастики.

Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»

«Назовите слова на заданные звуки».

Ведущий произносит звуки (гласные, твердые или мягкие согласные). Участники конкурса поочередно должны назвать слово, начинающиеся с заданного звука.

«Придумайте рифму к слову».

На мольберте выставлены перевернутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочередно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам (Кошка-окошко, улитка-калитка, корзина-картина, жучок-паучок).

«Подберите слово к схеме».

На мольберте выставлены варианты схем слов, состоящих из 3 звуков: гласные обозначены красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов. (Сад ,дуб, мак, лук, рак, сом, кот, жук, мох и т.д.)

«Подберите слово с наибольшим количеством букв».

Командам раздают чистые листы бумаги и карандаши. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Самоуничтожение, газонокосилка)

«Определение место звука в слове».

Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук (л) будут стоять вначале, поднимите руки вверх и потянитесь; если в середине – поставте руки на пояс; если в конце – наклонитесь и поставте руки на колени». (Лампа, кулак, стол, колба, осел, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.)

Конкурс «Формирование правильного звукопроизношения и дикции»

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно произнести быстро, вторую – тоже быстро и с определенной интонацией.

Карточка 1.

  • Гризли продавали гриву льва за гривну.
  • Компьютерному пирату в Интернете не рады (сердито)

Карточка 2.

  • Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
  • Саша шустро сушит сушки (удивленно)

Каждая команда выбирает скороговорку и предлагает команде-сопернику ее произнести.

Ведущий предлагает каждой команде придумать чистоговорку, все слова которой будут либо начинаться с определенного звука (ч) и (щ).

Конкурс «Развитие связной устной речи. Работа с пословицами»

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями.

Карточка 1.

Продолжите пословицы:

  • С волками жить – (по-волчьи выть)
  • С миру по нитке – (голому рубаха)
  • Всяк сверчок – (знай свой шесток)

«Переведите» пословицы на русский язык:

  • Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – яблоко от яблони недалеко падает.
  • Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – шило в мешке не утаишь.
  • Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – в тихом омуте черти водятся.

Карточка 2.

Продолжите пословицы:

  • Двое пашут – (а семеро руками машут)
  • Кончил дело – (гуляй смело)
  • Гром не грянет – (мужик не перекрестится).

«Переведите» пословицы на русский язык:

  • Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово – серебро, а молчание – золото.
  • Тот не заблудится, кто спрашивает (Финляндия) – Язык до Киева доведет.
  • Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшись на молоке, дует на воду.

Жюри подводит итоги вех конкурсов и объявляет команду-победителя.

III. Подведение итогов тематического контроля.

IV. Решение педагогического совета.