Педагогические условия обучения старших дошкольников якутским народным подвижным играм


Воспитание гармоничной личности – духовно богатой, морально чистой и физически совершенной было и остается первостепенной задачей семьи, дошкольных учреждений, школы и общества в целом. Гармонизация развития личности ребенка требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки.

Многими учеными отмечено, что “национальные особенности, наследственные и социальные, бытовые привычки, уклад жизни оказывает весьма существенное влияние на физическое развитие и двигательную подготовленность людей”.

Более подробно остановлюсь на содержании и методике работы по разделу “Любимые игры наших предков”.

Общеизвестно, что игра является ведущим видом деятельности ребенка – дошкольника. Именно в игре и через игру дошкольник растет, обучается, развивается. А народные, национальные игры, состязания, забавы являются отличным способом повышения их двигательной активности, способствуют повышению общей работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния. через этику народных игр и видов спорта воспитывается уважение к людям, развивается чувство товарищества и доброты, справедливого отношения к сопернику.

Более подробно остановлюсь на содержании и методике работы по разделу “Любимые игры наших предков”.

Обучение детей якутским народным играм включено в содержание:

Известно, что почти все якутские игры сложные как для понимания современного маленького ребенка-горожанина, так и по двигательному содержанию. Поэтому на этапе составления плана работы очень важно – правильно отобрать их в соответствии с физическими возможностями детей и умело преподнести, для того, чтобы увлечь, заинтересовать детей.

Календарный план работы соответствует календарю основных видов деятельности якутов:

Так, например:

Октябрь – месяц здоровья. Издавна известно, что у якутов после жаркого трудового лета и переезда из сайылыков на места зимования, принято перед долгой холодной зимой укреплять здоровье, набираться сил для того, чтобы выдержать длинную морозную зиму. Поэтому в октябре нами планируются и проводятся игры, развивающие силу и ловкость. В первую очередь знакомим детей с историей возникновения подвижных игр. Так при ознакомлении и обучении подвижным играм “Перейди, не уронив кочки”, “Бой быков” рассказываю о быте якутов.

  • Раньше у бедных якутов сенокосные угодья попадались на неровных кочковатых местах. Поэтому они косили сено, приноравливаясь к такой местности, обходя их. Позже, вспоминая эти летние дни сенокоса, придумали игру “Перейди, не уронив кочки”. Эта игра развивает ловкость, координацию движений.
  • Игра “Бой быков” тоже взята из наблюдений за повадками животных. Летом собирались соседи и наблюдали за боем быков и придумали игру “Бой быков”.

Так с помощью рассказов из жизни якутов знакомим с историей возникновения игр, с их правилами. Дети с удовольствием играют в эти игры, и появляется интерес к обычаям, традициям якутов и это облегчает дальнейшую работу. В непринужденной обстановке дети узнают о прошлом якутов, с удовольствием играют в игры, слушают стихи, рассказы, сказки.

Кроме этих игр в октябре с детьми проводили соревнования:

  • Перетягивание палки;
  • Прыжки с завязанными ногами;
  • Повторяй за мной.

Ноябрь – месяц Байаная. Ознакомление с жизнью и бытом охотников.

    1. Беседа о труде охотников.

Дать понятие – что человек дитя природы, вся его жизнь взаимосвязана с её изменениями. Природа кормит, поит, одевает.

В ноябре детей знакомим с подвижными играми:

  • “Меткий охотник”;
  • “Рыбаки с неводом”.

Настольные игры:

  • “Тыксаан”;
  • “Тырыынка”.

Декабрь – месяц сказок. Чтение, драматизация и театрализация якутских сказок.

Продолжаем знакомить с якутскими подвижными играми:

  • “Бег с завязанными ногами”;
  • “Жеребята”;
  • “Водопой из проруби”.

Так, в течение учебного года знакомим детей с подвижными и настольными играми наших предков – якутов. Через игры знакомим с жизнью и бытом предков. Воспитываем уважение к традициям, желание узнать больше.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. В ходе игры слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих.

Наша задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники которых изображают животных (лошадей, коров, оленей и др.) или используют кости животных (с?ннь??5?нэн оонньуу “бабки”, сыакайынан оонньу “игра в куклы бабками”).

Во время обучения новым играм провожу беседу, показываю иллюстрации, провожу консультации для родителей. Успех игры в значительной иерее зависит от её объяснения. Нужно детям кратко и логично объяснить правила игры:

    1. Название игры;
    2. Роль играющих и их места расположения;
    3. Ход игры;
    4. Цель;
    5. Её правила.

В течение учебного года нами подобраны и выучены следующие подвижные игры:

    1. “Прейди, не затронув кочки”
    2. “Бой быков”
    3. “Бег лошадок”
    4. “Вожик табуна и волк”
    5. “Жмурки”
    6. “Бабки”

Правила некоторых из игр:

“Прыжки через нарты”

Игра проводится в зале или на площадке. Ставятся три нарты на расстоянии 80 см. Нарты имеют длину 1 м., ширину 30 см., а высоту 20 см. Сани сделали из картона для безопасности детей. Дети прыгают через нарты по очереди сколько могут. Останавливаются при сбое прыжка. Правило игры: прыгать на двух ногах через санки не останавливаясь.

“Бой быков”

Игру можно проводить в зале, во дворе на траве. Прочерчиваются линии на расстоянии 3 метров и посередине.

Двое детей встают по обе стороны средней линии на четвереньках и упираются лбами. По команде каждый стремится отодвинуть соперника за пределы контрольной линии. Правило игры: игроки не должны сильно стукнуться лбами. Игру начинают по сигналу ведущего.

“Перейди, не задевая кочки”

Игра проводится в зале или на площадке. Прочерчивается линия и на расстоянии одного шага располагаем “кочки” - чурочки 7 см., высотой 20 см. по всей площадке. Ведущий отводит одного игрока к краю площадки и завязывает глаза и три раза разворачивает и направляет в сторону “кочек”. Побеждает тот, кто перейдет площадку, не уронив “кочки”.

По окончании игры очень важно подвести итоги: отметить лучших игроков, удачные моменты в игре, имеющиеся недочеты и т. д. Все это имеет очень большое значение для творческого отношения детей к игре, а также поднятия культуры самой игры. Очень отрадно, что дети заинтересовали своих родителей, и они поддерживают интерес детей к якутским национальным играм.

Анализ деятельности детей, то как они с удовольствием посещают и занимаются в кабинете родного края, их активное участие в выставке “Мы из Якутска”, участие в играх путешествиях, викторинах, развлечениях, говорит о том, что проблема целенаправленного ознакомления с играми предков, уважение к истории и любовь к родной республике является действительно важной и необходимой частью работы детского сада.

Работая с детьми мы должны помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития, его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.