Педагогическая направленность в создании здоровьесберегающей среды в ДОУ


Анализируя состояние здоровья детского населения академик РАМН Ю.В.Вельтищев видел восемь основных тенденций, влияющих на ухудшение здоровья детей:

  1. Ухудшение состояние здоровья женщин, нарастание различных противоречий в семье;
  2. Отсутствие положительных сдвигов в снижении показателя недонашиваемости беременности, рождение детей с низкой массой тела. Во многом это связано с неудовлетворительным состояния здоровья матерей и неблагоприятной экологической обстановкой. Различные хронические отклонения состояния здоровья имеют 50-70% беременных женщин.
  3. Высокая частота рождения детей с травмами и патологией ЦНС. Более 30 из 1000 родившихся.
  4. Абсолютное повышение частоты врожденных и наследственных болезней в ряде регионов. Врожденные пороки в структуре ранней младенческой смертности вышли на 1 место.
  5. Прогрессирующий рост хронических форм патологий у детей.
  6. Повышение частоты вирусных и паразитарных заболеваний. Это связано с существенным снижением числа детей, вакцинированных против детских болезней (до 50%). Немаловажную негативную роль здесь сыграла популярная пресса.
  7. Рост болезней аллергической природы.
  8. Повышение общего числа инвалидов.

Приведенные статистические данные выглядят еще плачевнее, если учесть, что за период пребывания ребенка в ДОУ и обучении в школе показатели детской заболеваемости и роста приобретенных диагнозов значительно возрастают. Показатели заболеваемости дошкольников в нашем ДОУ волнуют каждого сотрудника: воспитателя, врача, старшую медсестру и конечно же администрацию детского сада.

Приоритетным направлением работы нашего ДОУ№21 “Золотая рыбка” г. Волжска является сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка, развитие его потенциала в физическом и общем развитии во всех видах детской деятельности.

С этой целью мы разработали комплекс лечебно-оздоровительной работы.

Система по повышению здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их вариативность.

п.№ Оздоровительные мероприятия 2-я гр. Раннего возраста 1-я млад. 11-я млад средняя старшая подготовительная
  Утренний прием детей на воздухе - + + + + +
  Утренняя гимнастика на свежем воздухе - + + + + +
  Гимнастика после сна - + + + + +
  Контрастное воздушное закаливание + + + + + +
  Дыхательная гимнастика - + + + + +
  Босохождение + + + + + +
  Ребристая доска + + + + + +
  Дорожка с пуговицами + + + + + +
  Точечный массаж + - - - + +
  Умывание прохладной водой - + + + + +
  Полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры - - + + + +
  Ежедневное употребление дистонцидов + + + + + +
  Витаминизация 3 блюда + + + + + +
  Поливитамины + + + + + +
  Глюконат натрия - - - 4- + -
  Экстракт элеутерококка - + + + + +
  Прогулка 2 раза в день - + + + + +
  Коррекционная гимнастика - + + + + +
  Сон без подушек + + + + + +
  Ароматеропия - - - + + +
  Физиолечение + + + + + +
  Массаж по графику + + + + + +
  Медикаментозное лечение + + + + + +
  ЛФК + + + + + +
  Дыхательная гимнастика - + + + + +
  Организация питания + + + + + +
  Соблюдение воздушного режима + + + + + +
  Солевые дорожки - - - - + . +
  Проветривание помещений + + + + + +
  Световой режим + + + + + +
  Маркировка мебели + + - + + + +

Важную роль в оздоровительной работе играет мониторинг физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы.

На каждого ребенка заведен лист здоровья с указанием антропометрических данных.

Ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости детей, выводится общий индекс здоровья.

Объективное решение вопросов профилактической и коррекционной работы в ДОУ невозможно без тесного взаимодействия с опытными врачами-специалистами. В штате нашего детского сада имеется врач-психоневролог, врач ЛФК, которые на основе обследования детей, результатов мониторинга и диагностики назначают дополнительные необходимее процедуры, естественно, с согласия родителей воспитанников.

Все усилия, направленные на сохранение, укрепления и улучшение здоровья детей и их результаты обсуждаются медико-педагогических совещаниях ДОУ. На них присутствуют учителя-дефектологи, воспитатели, врачи-специалисты, инструктор по физическому воспитанию, администрация ДОУ. На совещании выносится проблема: результаты диагностики физического развития детей, процент заболеваемости по группам. На основании этого выносится решение по улучшению оздоровительной работы и способы их выполнения.

Важнейшим условием профилактики детских заболеваний является создание эмоционального комфорта в группе и семье. Разрыв эмоциональных связей ребенка с окружающей социальной средой, с миром сверстников и взрослых, вызывает вторичные нарушения физического и психологического развития ребенка. Поэтому, одной из главных задач нашего ДОУ является повышение психолого-педагогической культуры родителей, профессиональной компетентности педагогов.

Психолого-педагогическое образование родителей – это систематическая работа по формированию у них знаний, умений в различных областях воспитания, развития и оздоровления детей. Мы используем разнообразные формы работы: беседы, собрания, совместные занятия, праздники и развлечения, Дни открытых дверей, конкурсы, анкетирование, наглядную агитацию и др.

Особое внимание мы уделяем работе семейного клуба, план программа которая разработана творческой группой коллектива. Цель: профилактика нарушений детско-родительских отношений и психолого-педагогическое просвещение.

С этой же целью внутри ДОУ ежемесячно издается информационная газета “Золотая рыбка”, в которой рассказывается о внутренней жизни детского сада. Приложение №1. Газета пользуется спросом среди родителей воспитанников ДОУ, они узнают, что интересного произошло в детском саду за определенный срок, там же помещаются консультации педагогов нашего детского сада в деле полноценного воспитания и развития ребенка. Такая форма взаимодействия с родителями сближает и укрепляет связь между ДОУ и семьей.

Немаловажную роль комфортного пребывания ребенка в детском саду имеет окружающая предметно-развивающая среда. Приходя первый раз в детский сад, каждый родитель обращает внимание на эстетику, содержание, убранство групп и детского сада в целом. Каждый думает: а понравится ли здесь моему ребенку.

Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ соответствует положению дошкольной дидактики, которая является основной частью педагогики развития. Каждому ребенку предоставляется возможность реализовать свои способности и потребности в общении, игре, действиях с предметами. Пространство игровых комнат организовано так, что дети имеют возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при этом не мешая друг другу. Это возможно при создании уголков специально оборудованных и приспособленных для полноценных детских занятий. В первую очередь таких как: уголок сюжетно-ролевой игры, строительных и конструктивных игр, театра, изобразительной и музыкальной деятельности, формирования сенсорных эталонов, развития мелкой моторики, спортивный уголок. В каждой группе имеется оборудованный по современным требованиям кабинет учителя дефектолога (фото).

Большое внимание мы уделяем сохранению и укреплению физического здоровья детей в процессе занятий. В целях профилактики утомления, создания положительного отношения в процессе обучения на каждом занятии присутствуют физкультминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. Каждая физпауза проводится в игровой форме, соответствует тематике и структуре занятия.

Одной из форм педагогического воздействия является индивидуальная работа с ребенком. Прежде чем сформировать у детей культурно-этнические навыки, потребность в охране и бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, нужно помочь ему осмыслить необходимость этого. С этой целью мы проводим беседы, чтения и заучивание стихов, поговорок, пословиц о здоровье. Большое воздействие оказывают дидактические или настольно-печатные игры, многие из которых являются авторскими.

Профессиональная компетентность педагогов в области развития психического, физического и эмоционального развития повышается постоянно. Под руководством старшего воспитателя Фасыковой Е.В. разработаны формы семинаров: семинары-практикумы, семинары-интервью, семинары-брифинги. Имеют место и другие формы работы: деловые игры, тренинги, лекции-диалоги, педагогические совещания, анкетирование и тестирование. Их цель не только совершенствование знаний и умений в работе с детьми, но и совершенствование самого педагога как личности, установка положительного взгляда на жизнь.

Организованная педагогическая деятельности здровьесберегающей среды в нашем ДОУ показывает, что вышеперечисленные формы работы помогают достигнуть хороших результатов в снижении заболеваемости. В нашем ДОУ нет детей с пометкой ЧБД.

Результаты.

В перспективе своей работы по созданию здровьесберегающей среды в ДОУ, повышению педагогической компетентности, профилактики нарушений в детско0родительских отношениях, формированию у детей осознанного отношения к охране здоровья мы планируем:

  1. Открыть консультативный пункт с приглашением врачей-специалистов.
  2. Продолжать насыщать новым содержанием работу по проблеме укрепления здоровья, используя новые методы и технологии.
  3. Применять в образовательном учреждении в качестве нормы отношение к своему и чужому здоровью, как национальному достоянию.

Список литературы.

  1. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста (М.Л.Баранова, Н.В.Макорова – Ростов-на-Дону. Феникс, 2005. – 348с.
  2. Халетова С.С., Полевщиков М.М., Шрага А.М. Основы здорового образа жизни. Йошкар-Ола, 1997. – 208с.