Гусли-потеха


Цели и задачи.

  1. Формировать у дошкольников музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.
  2. Дать представление о русском народном инструменте – гусли (его строении, звучании, принципах игры)
  3. Способствовать развитию у детей устойчивого интереса к музыкальной деятельности.
  4. Учить различать тембровое звучание некоторых народных инструментов.
  5. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком; легко брать дыхание перед началом пения, распределять его пофразово. Правильно передавать в пении ритмический рисунок, четко и произносить слова песни; упражнять в слаженности исполнения.
  6. Способствовать развитию навыков сольного пения. Содействовать проявлению у дошкольников песенного творчества (импровизации мелодии на заданный текст)
  7. Знакомить с общим характером русской пляски, ее простейшими композициями (хоровод). Учить плавному хороводному шагу и ритмичному дробному шагу, осанке, характерной для русского хоровода.
  8. Приучать детей различать малоконтрастные части музыки и их динамические изменения. Учить плавному, неторопливому движению в хороводе.

Ход занятия

Дети заходят в зал вместе с музыкой, становятся в круг Организационный момент – подтянулись, плечики расправили, глазками посмотрели на меня.

Педагог: Я рада вас видеть. Здравствуйте! Сегодня мы с вами побываем в сказкеКот, петух, да лиса”, а музыка и музыкальные движения нам помогут. Слушайте: жил-был старик, у него были Кот да петух. Петушок важно ходил по двору, а Кот ступал мягко, неслышно. Вот и вы вместе с бодрой, громкой музыкой будете передвигаться друг за другом, высоко поднимая колен, а, когда музыка станет тихой, вы будете передвигаться осторожно и крадучись.

Упражнение “Бодрый и спокойный шаг” - муз И.Робера.

Педагог. Кот очень любил песни петь и сам себе на гуслях подыгрывал.

Гусли – русский инструмент.

Рисунок 1

Педагог: Из какого материала гусли изготовлены? Как вы думаете: что, заставляет гусли звучать? – струны, которые натянуты на деревянную коробочку. Играют на гуслях, держа их на коленях, щипая струны или “бряцая” не них.

Рисунок 2

На гуслях исполнялись и исполняются инструментальные пьесы, плясовые и народные песни. Сейчас вы услышите, как звучат гусли, которые исполняют русскую народную мелодию “Во поле береза стояла”.

“Во поле береза стояла” р.н.м исп. Ансамбль народных инструментов “Купина” .

Приложение 1 (большой объем, находится у автора)

Педагог: Какой голос /звук у гуслей?

Варианты ответов: звенящий, звонкий, волшебный, чистый, певучий, загадочный.

Педагог: Как можно узнать инструмент, если мы его не видим (по звуку, голосу)? Я предлагаю вам сейчас послушать голоса инструментов, угадать инструмент, голос которого мы слышим, и изобразить игру на этом инструменте. Будьте внимательны!

Дидактическая игра “какой инструмент звучит?” - развитие тембрового слуха.

Звучат музыкальные отрывки в исполнении гармошки, гуслей, рожка. Дети угадывают какой инструмент звучит и изображают игру на этом инструменте.

Приложение 2

Педагог: Вы внимательно слушали музыкальные отрывки и правильно определили голоса музыкальных инструментов.

Педагог: А можно ли изобразить звук музыкальных инструментов своим голосом (дудочка – звук “У”, “болтание” языком - гусли, “цокание” языком - ложки)? Давайте споём, об инструментах, которые только что изображали.

Распевание “Ах ты, душка” - русская потешка, на 1-ом звуке, поступенно поднимаясь вверх:

- Ах ты, душка, моя, красотка, на чем играешь? - не понимаешь – исполняет педагог мелодию на 1 звуке

- Я играю, все понимаю, я на дудочке играю - исполняют дети на этом же звуке. Затем дети изображают игру на дудоке. (Выдох на “у” короткий, тройной через вытянутые губы).

- Ах ты, душка, моя красотка, на чем играешь? - не понимаешь – педагог поет на следующей ступени звукоряда.

- Я играю, все понимаю, я на гусельках играю – дети исполняют предложение на том же звуке, что и педагог. (После чего “болтают” язычком)

- Ах ты, душка, моя красотка, на чем играешь? - не понимаешь – педагог.

- Яиграю, все понимаю, я на ложечках играю. (Поют дети, затем цокают язычками)

Педагог: А сейчас я исполню русскую народную песню “А я по лугу” . Определите, какой инструмент поможет мне её исполнить

Исполнение песни педагогом - аккомпанемент ансамбля народных инструментов “Купина”.

Приложение 3

Педагог: Какой инструмент мне помог? Как вы узнали гусли, ведь вы их не видели? (По звуку/голосу)

Разучивание песни – работа, дикционная, интонационная.

Педагог шепотом произносит 1 фразу первого куплета песни (а я по лугу, а я по лугу) – дети повторяют, затем педагог шепотом произносит 2 фразу первого куплета – дети поворяют, затем шепотом вс6е вместе проговаривают полностью весь куплет.

Педагог: А теперь послушайте, как мы будем петь – исполняет сначала 1 фразу 1 куплета, затем 2 фразу 1 куплета без сопровождения. Дети пофразово поют куплет без аккомпанимента, затем полностью куплет без сопровождения.

Педагог: А теперь споем этот куплет с сопровождением.

Дети исполняют куплет песни и с сопровождением фортепиано.

Педагог: Что-то мы совсем забыли про нашего петушка… Вот как-то старик пошел в лес, кот понес ему обед. Остался петушок один дома да стал песни распевать.

Звучит вступление песни.

Приложение 4

Педагог: Вступление какой песни сейчас прозвучало? Тогда давайте ее исполним.

“Петухи запели” (репертуар шоу-групы “Улыбка”) муз. А. Варламова - исполнение песни с солистами (куплет – солисты, припев – хор).

Педагог: На ту пору пришла лиса к домику, села под окно и запела. Кто из вас сможет спеть песенку лисы?

Дети:

- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку (поют несколько детей по желанию).

Педагог: Что с любопытным петушком дальше произошло (ответ детей - Петушок выглянул из окошка, лиса его – хвать, и унесла. Пришлось коту отправляться на выручку друга своего. А в помощь он взял гусли).

Педагог: кот взял гусли с чудесным, звенящим голосом. Подошел он к дому лисы, да такую чудесную мелодию на гуслях заиграл, что даже ноги на месте устоять не могут - сами в пляс пускаются. Выходите и вы на круговую пляску.

“Круговая пляска” русская народная мелодия, обр. С.Разоренова.

Педагог: Вспомните, услышала ли гусли лиса? Захотелось ей гусли взять?

“Игра с гуслями” - украинская народная мелодия, обр. Д. Львова-Компанийца (“Игра с бубнами”)

Педагог: А чем же закончилась сказка (ответы детей)?

Гусли – потеха, но очаровал их звук лису, выманил из дома. И спас кот петушка.