Осуществление коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья


Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования. Дошкольный период жизни детей с ограниченными возможностями здоровья требует от государства, общества и семьи повышенного внимания. Именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения и избежать формирования особой позиции в среде здоровых детей путем нормализации жизни ребенка в семье и включения родителей в процесс реабилитации.

Происходящие в настоящее время существенные изменения в сфере специального образования России связаны с новым отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья. Обновляется категориальный аппарат в соответствии с международной практикой и тенденций гуманистического подхода, изменяются концептуальные основы специального образования. Появляется, наряду с дифференциацией и совершенствованием восьми типов специальных (коррекционных) учреждений, интегрированное обучение. Родители получают возможность выбора формы обучения и типа образовательного учреждения для своего ребенка. Разрабатываются модели стандартов специального образования и психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе обучения.

Конечной целью специального образования детей с физическими и психическими отклонениями является полное интегрирование в общество, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования на современном этапе.

С февраля 2005 года МДОУ №59 компенсирующего вида города Апатиты является "пилотной" площадкой в Российско-финском проекте "Интеграция детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями в общество".

Мы считаем, что интеграция детей с "особыми нуждами" должна включать: - воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; - разработку программ индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

За три года работы по данному проекту педагоги и специалисты нашего ДОУ занимались обучением и воспитанием 18 детей-инвалидов с диагнозами: ревматоидный артрит, ДЦП, эпилепсия с тяжелой степенью умственной отсталости, врожденное недоразвитие диска зрительного нерва, двусторонняя нейросенсорная тугоухость, резидуально-органическое поражение ЦНС с задержкой психического развития и др.

Обучение проходило как в логопедических и зрительных группах детского сада, так и на дому. В своей работе мы были тесно связаны с врачами-специалистами городской поликлиники и Специализированного Дома ребенка. Педагогам важно было узнать функциональные возможности и возрастные особенности каждого ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, связанные со здоровьем и спецификой развития, чтобы с их учетом разработать оптимальную систему обучения.

Цель реализации составленных нами индивидуальных программ и планов обучения - осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами в развитии. Это стало возможно в условиях работы "команды" специалистов нашего ДОУ: педагогов, психолога, дефектолога, логопеда, социального работника. Каждый специалист после комплексных диагностических мероприятий в процессе осуществления своей деятельности регистрирует количественные и качественные показатели, отслеживая динамику развития ребенка, определяя зону его актуального и ближайшего развития. В дальнейшем программы выстраиваются с учетом полученных положительных или отрицательных результатов, выявленной динамики, компенсаторных и резервных возможностей ребенка.

Индивидуальные программы сопровождения детей с ограниченными возможностями, разработанные специалистами ДОУ №59, обязательно учитывают: а) потребности обучающегося и его родителей (их интересы и планы); б)возможности ребенка (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья).

При составлении индивидуальных программ за основу берется типовая программа воспитания и обучения дошкольников и разнообразные коррекционные программы. Процедура определения выбора той или иной индивидуальной программы следующая:

  • анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ;
  • разработка программы командой специалистов;
  • ознакомление родителей ребенка с предполагаемой программой;
  • индивидуальные консультации родителей социально-психологической службой ДОУ;
  • прием заявления родителей с согласием на использование индивидуальной программы для ребенка;
  • коррекционная работа воспитателей и специалистов ДОУ с родителями и детьми;
  • мониторинг качества освоения программы.

Каждый специалист вносит свой вклад в реализацию поддержки детей с ОВЗ и организации их надомного обучения. Так учитель-логопед определяет формы и содержание обучения на дому, проводит индивидуальные занятия с ребенком по коррекции речевой функциональной системы и развитию неречевых психических функций.

В содержание любой индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом ДОУ, входят следующие разделы:

  • сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается;
  • результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез;
  • учебный план обучения ребенка с ОВЗ;
  • перспективное планирование коррекционно-развивающей и логопедической работы (поквартально);
  • поурочное планирование;
  • примерный план-конспект комплексного логопедического занятия;
  • планирование работы учителя-логопеда с семьей (поквартально);
  • консультации и материалы для практических занятий с родителями;
  • мониторинг результатов совместной деятельности в триаде "логопед - ребенок с ОВЗ - родители" (в конце учебного года).

Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей и логопедической работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у ребенка с ОВЗ.

Так, после логопедического и педагогического обследования ребенка 3-х лет с основным диагнозом "сахарный диабет (1 тип), склонность к гипогликемии", опираясь на сопутствующий диагноз "задержка речевого развития, алалический и дизартрический синдромы", учитель-логопед разрабатывает, приемлемое именно этому ребенку, "Перспективное планирование коррекционно-развивающей и логопедической работы" (на 1 квартал). В него входят следующие основные направления:

  • Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи,  звукопроизношения.

С помощью логопедического массажа, пассивной и активной артикуляционной гимнастики проведение подготовки артикуляторного аппарата для правильной артикуляции гласных и согласных звуков раннего генеза. Автоматизация произношения этих звуков в звукоподражаниях и в простых одно и двусоставных словах. Формирование правильного физиологического и речевого дыхания, мягкой атаки голоса при произнесении гласных звуков.

  • Развитие импрессивной речи.

Расширение объема понимания обращенной речи и пассивного словаря названиями предметов окружающей действительности, действий с ними (члены семьи, предметы быта, игрушки). Формирование умения соотносить предметы с их словесным обозначением согласно грамматической форме единственного и множественного числа существительных и глаголов.

  • Развитие экспрессивной речи.
  • Развитие диалогической речи, обучение навыку отвечать на вопросы "Кто это? Что это?", используя правильно произносимые слова.
  • Развитие сенсорных представлений, мелкой моторики.

Ознакомление с геометрическими формами (шар, куб, кирпич) и обучение подбору геометрических фигур по подобию. Формирование понятия "большой, маленький, меньше, средний" и обучение подбору больших и маленьких предметов по подобию. Обучение выполнению манипуляций с 3-х составной матрешкой, 3-х составной пирамидкой, средним конструктором (башня из 3-4 кубиков). Развитие восприятия цвета. Узнавание, подбор и дифференциация предметов красного, синего, желтого, зеленого цвета. Обучение навыкам счета от 1 до 3. Развитие кинестетических ощущений и осязания пальцев и кистей рук с помощью укрепляющего, щеточного массажа, пальчиковой гимнастики.

Чтобы добиться эффективных результатов коррекционной работы, учитель-логопед проводит обучение мамы методам пальчикового массажа и пальчиковой гимнастики, консультирует бабушку по игровой методике развития речи ребенка "Игры на кухне", проводит совместный тренинг по развитию мелкой моторики "Речь на кончиках пальцев".

Совершенно другого подхода в организации коррекционной логопедической работы требует ребенок с основным диагнозом "ДЦП, двойная гемиплегия, тяжелая поздняя хроническая резидуальная стадия".

Исходя из сопутствующих диагнозов: "частичная атрофия дисков зрительных нервов, альтернирующее сходящееся косоглазие, моторная алалия, анартрия, выраженная задержка психомоторного развития", в "Перспективное планирование коррекционно-развивающей и логопедической работы" (1 квартал) учитель-логопед включает 4 основные направления:

  • Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти.
  • Формирование внимания к неречевым звукам; умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные реакции.
  • Воспитание зрительного восприятия, внимания, памяти.
  • Развитие оптико-пространственной функции, воспитание навыков фиксации взгляда на объекте (в положении лежа). Развитие зрительного внимания при обязательном тактильном контакте ребенка с изучаемым предметом.
  • Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи.

Формирование навыка выполнения длительного и краткого толчкообразного выдоха в положении лежа. Нормализация тонуса мышц (расслабление оральной мускулатуры и языка путем логопедического и точечного массажа, устранение гиперсаливации). Развитие моторики артикуляционного аппарата путем пассивной и активной артикуляционной гимнастики. Стимуляция голосовых реакций. Стимуляция эмоционального общения.

  • Развитие зрительно-моторной координации.

Работа по нормализации положения кисти и пальцев рук, развитие хватательной функции рук, кинестетических ощущений и осязания пальцев и кистей рук с помощью щеточного массажа.

Большое значение при работе с семьёй этого ребенка логопед отдает совместным прогулкам, домашним чаепитиям, воскресным играм, обучению мамы простейшим приемам пальчикового массажа.

Мониторинг результатов работы учителя-логопеда на дому с детьми с ОВЗ показывает, что в ходе реализации индивидуальных образовательных программ у детей с "особыми нуждами" происходит развитие игровой деятельности, речевого общения с окружающими, коррекция речевой функциональной системы и психических функций, развитие музыкальных способностей и общих двигательных навыков.

Ближайшее семейное окружение ребенка имеет возможность обучиться методам и приемам психологической коррекции, адекватной оценке возможностей ребенка, получить консультации по установлению правильных детско-родительских отношений.

Как результат работы по индивидуальным программам следует считать то, что из 6 детей, получающих пакет образовательных услуг на дому, 3 ребенка через год пошли в дошкольные учреждения города и успешно там адаптировались.