Особый подход в развитии изобразительных навыков у леворуких детей


Десять процентов населения Земного шара – левши. Необходимо помочь малышу преодолеть некоторые проблемы, связанные с тем, что он левша. Такие дети часто бывают несколько нервными и раздражительными. Все потому, что они живут в не приспособленном  для левшей мире, «царстве правшей».  Лучше Всего малыши-левши воспринимают зрительные образытак, что, обучая их, лучше Всего использовать графические изображения. Так как маленькие левши – личности творческие и ранимые, то их нельзя ставить в жесткие рамки. Необходимо создать условия. Ребенок рисуя, карандашом смотрит не прямо, а в бок. В этом случае ему легко помочь, изменив наклон листа. Также следить, чтоб свет падал именно справа.

Правша начинает работу от какой-то части единого целого, а затем строго, логически выстраивает связи между объектами, анализируя их, создает свою композицию. У него все взаимосвязано от начала до завершения работы.

Левша работает по-другому. Его настолько захватывает предложенная тема, что он едва успевает угнаться за своими мыслями, переводя их в конкретные зрительные образы. Он раскидывает на листе все свои персонажи сначала без видимой связи. Но, что самое интересное, ребенок по завершении работы создает целостную картину и находит едва уловимые связи между, объектами, объединяя их единым смыслом.

Делая работу в цвете, правша опирается на приобретенные ранее знания по цветоведению, а если их не хватает, то вспоминает, используя свой жизненный опыт, или спрашивает у педагога. Работая в цвете, правша думает, куда положить тот или иной цвет, повинуясь законам цветоведения. Он постоянно анализирует взаимодействие цветовых оттенков, вспоминает свой опыт наблюдения цвета в жизни.

Левша действует и творит чувствами, а не умом. Работает по наитию, используя свое воображение. Погружаясь глубоко в свой внутренний мир, практически находясь в бессознательном состоянии, он активно кладет один мазок  за другим, что-то бормоча себе под нос. И самое главное, повинуясь своим чувствам и интуиции, левша настолько грамотно, красиво заливает работу цветом, что просто удивляешься.

Правша всегда знает, как нарисовать, но иногда затрудняется, что нарисовать. А левша наоборот: на каждую предложенную тему у него создается в голове, а потом на листе большое количество персонажей, но все они выполняются очень обобщенно, без мельчайших деталей.

Правша работает более аккуратно с цветом, не выходя за контур. Левша в экстазе вылезает за контуры предмета, порой не видя их. Где были нарисованы какие-то мелкие детали, там получается обширное пятно.

В завершение работы на листе у правши все очень тщательно выверено, дотошно прорисовано, поэтому на заключительном этапе работу приходится обобщать.

У левши все наоборот. Много цветовых пятен, все они гармонируют между собой, но все настолько гармонируют между собой, все настолько обобщенно, что в этой работе даем ребенку совет – чуть конкретизировать главный персонаж, прорабатывая мелкие детали.

Предметные образы в работе у правши более похожи на реальные, чем у левши. Левша может придумать необыкновенные фантастические образы, не имеющие с реальностью никакой связи.

И если правшу в чем-то приходится учить, чтобы сделать творческий продукт, то левша от природы наделен важными творческими способностями: богатством воображения, целостностью восприятия, эмоциональностью, чувствительностью и внушаемостью. Поэтому левша  в изобразительной деятельности – это потенциал его развития.

Литература

  1. Макарьева И. Если ваш ребенок – левша.
  2. Мелик-Пашев А.А. Ступеньки к творчеству.
  3. Оклендр В.Окна в мир ребенка.
  4. Кожохина С.К. Путешествие в мир ребенка.