Групповая встреча с родителями дошкольного учреждения "Счастье детей в наших руках!"


Цель: создание условий для развития толерантности и бесконфликтного общения родителей со своими детьми.

Задачи:

Встреча проводится в нетрадиционной форме - включена предварительная работа, как с родителями, так и с детьми; на самом занятии используются элементы тренинга. Такая форма работы предоставляет возможность расширить взаимодействие педагогов родителей и детей, получить от каждого более полную и разнообразную обратную связь.

Встреча с родителями проходит с привлечением педагога-психолога, уполномоченного по защите прав ребенка (часто эту функцию выполняет психолог), старшего воспитателя, двух воспитателей группы.

Возраст детей - все возрастные группы детей от 3-х лет.

Время - от одного и более часа, в зависимости от самораскрытия родителей и желания рефлексировать.

Методы работы: арт-терапия, игротерапия, опрос (анкетирование), информационная составляющая, решение проблемных ситуаций.

Используемый материал: клубок ниток, ватман, гуашь, ванночки с паралоном для краски, емкости для мытья рук, салфетки для вытирания.

План:

Анкетирование родителей - анонимно, проводится за 1 или 2 дня до встречи (Приложение 1).

Занятие с детьми - проводится в группе до встречи с родителями. Воспитатель беседует с детьми о дружбе, об умении уважительно относиться к своим близким. В конце беседы дети рисуют коллаж "Добрые ладошки" (в середине ватмана рисуется круг, в котором дети ставят свои отпечатки ладоней).

Этап знакомства и сплочения - "Связующая нить".

Результаты анкетирования.

Информационный блок - знакомство с правовым пространством по защите детей.

Работа в подгруппах - "Проблемные ситуации".

Упражнение "Скала".

"Коллаж".

Обратная связь - рефлексия.

Подарок.

Примерный материал родительской встречи

Родители садятся в круг (стулья расставлены заранее). Педагог-психолог рассказывает о принципе добровольного участия во встрече и принципе "здесь и сейчас". Затем предлагает познакомиться, перебрасывая клубок ниток, называя имя и прилагательное на первую букву своего имени.

Педагог-психолог: "Прислушайтесь к себе и почувствуйте через связующую нить биение наших сердец. Мы с вами сейчас единое целое. Спасибо!"

Педагог-психолог: "В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу (сжатые ладошки - плохое настроение, широко разведенные руки - замечательное)".

Родителям предлагается последовать ритуалу детей и показать свой спектр настроения, с которым они пришли на сегодняшнюю встречу. По желанию, родители не только показывают, но и объясняют свои чувства.

Старший воспитатель: "Вы отвечали на анкету, которую мы вам предлагали и сейчас я расскажу о полученных результатах".

Оглашаются аналитические выкладки в процентном соотношении, а так же зачитываются самые интересные высказывания.

Родители активно включаются в процесс оглашения данных анкеты.

Уполномоченный по защите прав ребенка: "Тема нашей встречи "Счастье детей в наших руках!". Но наши дети никогда не будут счастливы, если мы не будем соблюдать их права. Чувство доверия у ребенка появляется очень рано. В дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру. В этом помогают ему любящие и заботливые взрослые, которые его окружают.

"Декларация прав ребенка" принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающая права детей. В Декларации провозглашаются права на: имя; гражданство; любовь; понимание; материальное обеспечение; социальную защиту; право развиваться физически, умственно, нравственно, духовно; свободу и уважение; учебу; медицинскую помощь.

Близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физического и психического благополучия ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви в детстве.

Права ребенка являются неотъемлемой частью прав человека. Принятая в 1989г. и ратифицированная в 2000г. "Конвенция о правах ребенка" пока мало еще знакома не только родителям, но и педагогам. В этом документе указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, при этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, отмахиваются от них. Подобная ситуация опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика - иначе ведут себя, иначе думают.

Из официальной статистики (Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2005г.) - 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка означает нарушить его права. Вместе с тем 74% допускают шлепок по попе и 31% - используют ремень. Выяснилось, что самих родителей в детстве: 80% - лишали удовольствий; 66% - ставили в угол; 63% - подвергали телесным наказаниям; 46% - запугивали; 58% - подолгу не разговаривали, т.е. лишали общения. Родители объясняют свое поведение тем, что их раздражает в ребенке - ложь, неаккуратность, непослушание, капризы и истерики, навязчивость и прочее. У нас в России унижение достоинства ребенка, к сожалению, вполне распространенное явление. Проблемы взрослых - не вина ребенка, а его беда и несчастье. По данным, взятым из Интернета (2008г.) - около 2 млн. детей ежегодно подвергаются жестокому обращению; каждый 10-й ребенок гибнет от рук взрослого; 2 тыс. кончают жизнь самоубийством; более 50 тыс. уходят из дома.

Мы можем сделать вывод, что только взрослые и особенно родители должны защищать права ребенка от насилия, угроз его жизни, от нарушения его прав и свобод".

Старший воспитатель - знакомит родителей с информацией о возможности психологической и социальной помощи тем родителям, которые находятся в ситуации семейного кризиса - о работе уполномоченного по защите прав ребенка детского сада, о психологическом центре, "Телефоне доверия", социальных службах города.

Педагог-психолог: предлагает всем участникам встречи разбиться на равные 5 подгрупп (количество подгрупп и в них участников может быть разным). Одна из подгрупп - сотрудники детского сада. Каждой подгруппе выдается карточка, на которой написана проблемная ситуация. Необходимо, если это возможно, прийти к какому-то единому решению.

Примеры проблемных ситуаций:

  1. Если Вы стали свидетелем наказания Вашего ребенка воспитателем группы, то, как Вы себя поведете в данной ситуации?
  2. Какие формы наказания применяют воспитатели к непослушному ребенку? (вопрос для сотрудников детского сада)
  3. Кому принадлежат приоритеты в правовом воспитании ребенка: семье или детскому саду?
  4. Какие права нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост?
  5. Если ребенок отказывается от чего-то (ложиться спать, есть, идти гулять и пр.) то я:.?

Идет подгрупповая дискуссия (5 - 10 мин.). Затем предлагается высказаться в круг. Групповая проработка проблемных ситуаций способствует их разрешению и приобретению каждым нового опыта в воспитании своего ребенка. Обмен мнениями между участниками встречи приводит не просто к передаче знаний, но и к активным совместным находкам.

Первый воспитатель: "Мы так много сейчас узнали друг от друга. Это был полезный опыт нашего совместного общения. Спасибо! Я хочу сделать маленький, но важный акцент на том, о чем Вы все, конечно же, знаете.

Существует три способа открыть ребенку свою любовь.

- Слово - называйте ребенка ласковыми именами, пойте колыбельные, и пусть в Вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность:

- Прикосновение - иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. Физический контакт с матерью и отцом стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Психологи советуют более 30 прикосновений в день. Переласкать ребенка не возможно.

- Взгляд - нельзя разговаривать с ребенком стоя к нему спиной или в полуоборота. Не кричите из соседней комнаты, подойдите, присядьте, посмотрите в его глаза и скажите то, что хотите".

Педагог-психолог: приглашает всех подвигаться. "Разбейтесь на две команды и встаньте вдоль помеченных на полу линий (команды выстраиваются друг напротив друга). Представьте, что Вы Скала, а за линией пропасть. Ваша задача - перебраться с одного края Скалы на другой, сохранив равновесие и не упав в пропасть. Но задания у команд будет разным: одни передают человека, бережно удерживая, а вторые - создавая различные препятствия". Участники выполняют задание. Затем все возвращаются в круг.

Педагог-психолог: "Я вижу, что Вам понравилось это упражнение. Давайте поделимся Вашими ощущениями и переживаниями" (Круг чувств - участники делятся возникшими переживаниями).

Педагог-психолог дает интерпретацию того, во что играли взрослые: "Скала - это Вы взрослые; пропасть - это жизнь, раскрывающаяся перед детьми со всеми трудностями и опасностями; человек, перебирающийся на другой край скалы - ребенок, который нуждается в Вашей помощи и поддержке".

Второй воспитатель: "Приглашаю Вас пройти к коллажу, который нарисовали Ваши дети. Вначале они беседовали о дружбе, а затем оставили свои отпечатки рук". Родители рассматривают коллаж, некоторые пытаются угадать руки своих детей.

Воспитатель: "Вокруг детских рук осталось так много пустого пространства. Давайте заполним его своими отпечатками. Как же красиво получилось! Пусть это будет нашим оберегом. Счастье детей в наших руках!".

Педагог-психолог: приглашает вернуться в круг. "Наша встреча подходит к концу. Для нас важна от Вас обратная связь. Поделитесь, пожалуйста, своими переживаниями, ощущениями. Что полезного Вы узнали для себя сегодня, помогают ли такие встречи лучшему познанию своего ребенка, общению с ним и с окружающими?".

Родители рефлексируют, передавая клубок ниток из рук в руки. Участники встречи сообщают о том, что они вынесли для себя из происходящего.

Проработка переживаний, наблюдений за собственным состоянием и реакциями других членов группы, приобретение нового опыта обеспечивает глубокое воздействие, высокий уровень эмоциональной вовлеченности и эмпатии, способствует улучшению самовыражения своей позиции, вызывает существенные изменения в оценках и ориентирах на воспитание детей без насилия над их личностью.

Уполномоченный по защите прав ребенка: "Нам хочется подарить Вам буклеты с рекомендациями по воспитанию ребенка без насилия и советами, куда можно обратиться в случае возникшей кризисной ситуации". Родителям дарятся красочные буклеты с номерами телефонов различных служб города.

Приложение.