Графика: подготовка к письму (программа)


Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучениюуровень развития мелкой моторики.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умения писать разборчиво, ровно с соблюдением пропорций, одинакового наклона и т.д. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо хорошо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

Погрешности в письме могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т.д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных и зрительных анализаторов, недостаточностью взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и т.д. Всё это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определённый уровень психофизиологического развития ребёнка, и не только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов и т.п.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по подготовке ребёнка 5-6-летнего возраста к письму. Программа получила название “Графика: подготовка к письму”.

Цель программы – интенсивное развитие тонкокоординирующих движений рук (мелкой моторики), совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребёнка.

Задачи:

  1. Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к письму.
  2. Разработать и систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка.
  3. Выявить критерии оценки уровня подготовленности ребёнка по формированию навыка графического начертания букв.

Организуя подготовительное обучение письму, важно целенаправленно способствовать:

  • поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления обучающихся;
  • совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
  • становлению умения ориентироваться в пространстве листа, строки;
  • укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;
  • доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.)

Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:

  1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
  2. Представлен систематизированный материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей.
  3. Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.

Программа предусматривает работу по пяти блокам:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Озорной карандашик.
  3. Творческие упражнения.
  4. Организационно-методический блок.
  5. Диагностика.

I блок. Пальчиковая гимнастика:

  • весёлые пальчики (“Пальчики здороваются”, “Человечек”, “Прятки”, “Моя семья”, “Качели”, “Лодочка”, “Пять малышей”, “Котята”, “Мышка”, “Очки и бинокль”, “Краб” и др.);
  • забавные фигуры из разрезного квадрата;
  • волшебные узелки с использованием шнурка;
  • работа с бумагой в технике “Оригами”.

II блок. Озорной карандашик:

  • штриховка (короткие частые штрихи, длинные параллельные отрезки, центрическая штриховка, штриховка с возвратом);
  • работа с трафаретами;
  • контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
  • дорисовка (по принципу симметрии);
  • рисунок по образцу;
  • волшебные узоры.

III блок. Творческие упражнения:

  • сравнение похожих предметов;
  • силуэты;
  • кляксография;
  • “созвездия”
  • порядковые соединения;
  • лабиринт;
  • изображения из простых форм;
  • постройки-рисунки;
  • аппликация;
  • волшебные дорожки (горизонтальные – “Кто быстрее”, вертикальные – “Небесный пилотаж”, волнистые – “Морские волны”, круговые – “Клубочки”, кривые, зигзагообразные).

IV блок. Организационно-методический:

  • гигиена письма;
  • знакомство с тетрадью;
  • ориентировка в пространстве листа;
  • графические диктанты;
  • копирование (по точкам, на кальку, по образцу).

V блок. Диагностика:

  • критерии оценки уровня подготовленности детей к овладению навыком письма;
  • содержание и методика диагностик (методика “Домик”, тест Куглера, методика “Дорожки”, монометрический тест, графический диктант).

 Литература для учителя.

1. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 1998 г.

2. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2000.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2000.

4. Зиганов М.А. Учимся читать и считать: Готовим ребёнка к школе. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.