Основные аспекты преемственности в рамках проекта "Духовное и физическое развитие личности ребенка как раскрытие гуманистической природы человека"


Основные аспекты преемственности

Система образования в своем развитии поднялась, за последнее время, на более высокий уровень. Изменились подходы к решению традиционных для образования проблем. Наглядный тому пример – преемственность.

Сегодня идет много разговоров о преемственности. много трактовок этого понятия. Сейчас преемственность трактуется как непрерывный процесс, на каждом этапе которого могут быть как общие, так и специфические цели и задачи.

Общие цели непрерывного образования:

Знания, умения и навыки в системе непрерывного образования рассматриваются в качестве средств, а не целей развития ребенка.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

Дошкольная ступень

Ступень начальной школы

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Реализация общей цели и задач образования детей этих возрастов требует соблюдения ряда психолого – педагогических условий:

  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
  • предоставление каждому ребенку возможности выбора: деятельности, партнера, средств и пр.;
  • ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успеваемости (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
  • создание образовательной среды, способствующей, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
  • формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
  • сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

Вышеперечисленные цели и задачи определены “Концепцией содержания непрерывного образования”.

Но в педагогике науке и практике существуют различные подходы в понимании преемственности.

1-й подход

Понимание вопросов преемственности как организацию в ДОУ процесса подготовки ребенка к школе.

В случае если мы предполагаем психологическую, физическую, эмоциональную готовность ребенка к обучению в школе – подход верен.

Если же мы рассматриваем вопрос как поступление детей в школу с определенным объемом знаний, то подход в корне не верен. Тестируя ребенка при поступлении в школу мы нарушаем “Конвенцию о правах ребенка”.

2-й подход

Преемственность дошкольного и начального образования связана с идеями самоценности дошкольного детства.

Не надо готовить детей к будущей счастливой жизни, дошкольник должен прожить каждый день счастливо и комфортно.

3-й подход

Определяется необходимостью самоактуализации личности в свободной познавательной деятельности, обеспечивающей саморазвитие, проявление индивидуальных способностей и формирование умения учиться как ведущего новообразования.

В период дошкольного возраста необходимо создать ребенку условия, при которых он перейдет к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию, где он научиться учиться.

Проанализировав цели, задачи, подходы и терминологию в понимании преемственности, определили: преемственность – это осуществление в порядке преемства, последовательности от одного к другому.

Передача, переход чего-либо или кого-либо от предшественника к приемнику.

Следуя данной формулировке, мы выступаем в роли предшественника. Предшественник – это тот, который своей деятельностью подготовил что-нибудь или кого-нибудь для дальнейшей передачи преемнику, т.е. продолжателю.

На протяжении всей жизни человек поднимается по ступеням:

  • раннее детство;
  • школа (начальное звено);
  • школа (среднее звено);
  • высшее звено и т.д.

Переходя от одного этапа к другому, требуется определенный период адаптации. У каждого он протекает по-своему.

Каким образом смягчить эти сложные периоды? Ответ на этот вопрос мы нашли в Концепции “Духовное и физическое развитие личности ребенка как раскрытие гуманистической природы человека”.

Это школа социального партнерства, в которой ребенок в зависимости от его способностей и возможностей, ощущает, осознает необходимость своего существования.

Наша школа – это школа духовного опыта детей, воспитателей, родителей.

Под духовностью следует понимать свободу выбора, но свободу – в границах величия разума, чувств, воли.

Наша задача – найти пути, способные помочь ребенку ощутить себя частицей целого, осознать нравственную ответственность за свою свободу, за свободу рядом живущих и всего человечества. Любить себя, свою семью – осознать и ощутить себя частицей семьи, детского сада и т.д.

Основная проблема, над которой работают все участники эксперимента – “Духовное и физическое развитие личности ребенка как раскрытие гуманистической природы человека” предполагает формирование в нем трех начал:

  • Разума, как способности нравственно-целесообразного постижения и использования знаний о мире и душе человека.
  • Культуры чувств, как стремления к свободному единению отдельного “Я” с окружающим миром.
  • Самостоятельности – как умению сделать собственный выбор.

Рисунок 1

Однако даже развитие этих факторов в их единстве не дает нам полного основания для утверждения, что мы сможем раскрыть гуманистическую природу человека. Есть нечто более серьезное, о чем в последнее время педагоги предпочитают или не говорить, или говорить вполголоса. Речь идет о глобальной идеологии учебных заведений. Они менее всего должны быть связаны с политическими установками времени, ибо их природа имеет не сиюминутный характер (сегодня так, а завтра по-другому), а непреходящий.

Глобальной установкой данного проекта является ориентация жизни ребенка, его родителей, учителя на идеал нации и человечества. Отсюда исходит и своеобразие основного метода образования и воспитания – познание себя и мира, на основе соотнесенности опыта ребенка с опытом народа.

Эти качества лежат в основе духовного развития человека и обеспечивают его движение к трем равновеликим идеалам человечества – Истине, добру, свободе.

Рисунок 2.

Интеллект и самостоятельность – это опора духовного человека.

Центральный момент – нравственность.

Говоря о преемственности, мы пришли к осознанию следующего: если опорой наших детей станет интеллект и самостоятельность, если мы будем больше внимания уделять социальному, эмоционально-чувственному развитию ребенка, становлению его потребностно-мотивационной сферы, не игнорировать его индивидуальные особенности и собственную творческую активность, то проблема преемственности будет решена, т.к. выше перечисленные качества ребенка будут стержнем не только для его будущего обучения в школе, но и для проживания на любом возрастном этапе жизни.