Организация предшкольного образования в условиях МДОУ


Беличенко Лилия Борисовна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей II категории № 75Лебедушка” города Сургута.

Модернизация в системе образования на современном этапе развития общества в свете последних социальных, экономических и политических событий, требует создания нового типа дошкольного учреждения, способного организовать единое образовательное пространство: детский сад – школа, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, и будет восприниматься как значимый, уже ярко проживаемый и осознаваемый ребенком отрезок жизни, а не как “этап подготовки к будущей жизни в целом и подготовки к обучению в школе в частности”. Отношение к детству как к самоценному времени жизни формирует у детей в будущем такие долго действующие качества личности, которые дадут возможность шагнуть далеко за пределы детства и определить личностные, профессиональные и жизненные перспективы в целом.

Предшкольное образование представляется нам как особо значимый этап в становлении и развитии личности ребенка, его социокультурной и природосообразной адаптации в условиях здоровьесберегающего пространства, организованного и определенного средовыми факторами, созданными в условиях дошкольного образовательного учреждения. Предшкольное образование адресовано детям шестого-седьмого года жизни, призвано решать задачи подготовки к школьному обеспечению и мягкой адаптации к школе.

В настоящее время существует множество организационных форм предшкольной подготовки. Одна из таких форм – это открытие группы кратковременного пребывания по подготовке к школе на базе МДОУ. Для детей дошкольного возраста, не охваченных постоянным дошкольным образованием, с целью обеспечения им равных стартовых возможностей для поступления в школу, в МДОУ д/с № 75 “Лебедушка” с 01 сентября по 31 августа (ежегодно) функционирует группа кратковременного - группа “развития”. Среднегодовая численность детей, посещающих МДОУ на кратковременной основе, в течение последних пяти лет составляет 12-14 человек.

Данная форма предоставления образовательных услуг пользуется достаточно большим спросом у граждан нашего микрорайона. Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются:

Почему же руководство детского сада ежегодно открывает группу кратковременного пребывание?

Актуальностью принятия такого решения являются следующие аспекты:

  • проведение предшкольной подготовки в стенах дошкольного учреждения более благоприятно сказывается на здоровье и психологическом состоянии детей, чем, если бы подготовка проходила в стенах школы. Специалисты пришли к выводу, что детский сад со своими возможностями, специфическими методами работы более благоприятен для обучения детей;
  • согласно концепции предшкольной подготовки детей, ключевым условием эффективности предшкольной группы является организация педагогической и предметно-пространственной среды, которая обеспечивает познавательно-речевое развитие, мотивационную готовность, эмоциональное благополучие детей, отвечает их интересам, потребностям, желаниям, склонностям;
  • психолого-педагогические исследования школьника показывают, что у 38% – 42% детей, которые приходят в 1 класс, не на должном уровне развита мелкая моторика, у части детей слабо развита устная речь, не достаточно сформировано умение организовывать свою деятельность, на низком уровне навыки самообслуживания (гиппер-опека со стороны родителей), не у всех детей сформированы навыки работы в группе сверстников;
  • в настоящее время игровая деятельность требует особого пересмотра, так как в игре дети учатся общаться со сверстниками, осваивают социальные связи, получают коммуникативные навыки и морально-нравственные основы, здесь происходит первичная профессиональная ориентация у ребенка;
  • одним из важных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Вышеуказанные данные определяют высокую степень необходимости создания группы кратковременного пребывания (предшкольной подготовки) на базе МДОУ.

Работа в нашем дошкольном учреждении, строится с учётом современных требований, направлена не только на обучение, но и на развитие личности, на диалоговую форму общения взрослого и ребёнка, развитие коммуникативных навыков и адаптивных способностей, к которым мы относим в первую очередь все аспекты психолого-педагогической готовности ребенка к школе.

Возраст 6-7 лет – является периодом интенсивного присвоения ребёнком знаний и социального опыта. Организация групп кратковременного пребывания (предшкольной подготовки) поможет проявить в той части истинной природы ребёнка, которая по тем или иным причинам остаётся не востребованной в обыденной жизни. У дошкольников появляется возможность для неформального проживания ситуации успеха, лидерства, интеллектуального и коммуникативного единства с другими.

На сегодняшний день в МДОУ создана творческая группа по созданию проекта, цель которого: совершенствование условий, способствующих развитию и воспитанию здоровой, гуманной, социально активной, творческой, ответственной, нравственной личности дошкольника.

Задачи проекта:

  • Подготовить нормативно-правовую основу, по организации предшкольной подготовки в ДОУ. Обеспечить педагогов и узких специалистов методической, диагностической и учебной литературой для подготовки к работе с детьми предшкольного возраста и их родителями.
  • Провести анализ научной литературы по проблеме организации и реализации проекта предшкольного образования в психолого-педагогической теории и практике.
  • Создать оптимальные условия в ДОУ для эффективной реализации предшкольного образования.
  • Разработать и внедрить модель взаимодействия ДОУ, школы и семьи в условиях предшкольной подготовки.
  • Повышать уровень профессиональной ответственности, самостоятельности и творчества педагогов для обеспечения дальнейшего роста качественных показателей воспитания и развития детей.

Реализация проекта рассчитана на один год: с сентября по июнь и может включать в себя три этапа:

1 этап – “Подготовительный”:

  • выявление перспективных направлений развития дошкольного учреждения и моделирование нового качественного состояния в условиях модернизации образования;
  • изучение научно-публицистического материала в литературных источниках;
  • определение нормативно-правовой базы;
  • разработка программы сотрудничества ДОУ и школы.
  • формирование блока диагностических методик для педагогов, детей, родителей;
  • разработка программы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей.

2 этап – “Основной”:

  • создание действующей модели организации педагогического процесса ориентированного на разностороннее развитие личности в условиях предшкольного образования;
  • создание условий для реализации предшкольного образования в ДОУ;
  • формирование групп кратковременного пребывания предшкольного возраста;
  • выявление психолого-педагогических потребностей родителей;
  • осуществление диагностической деятельности;
  • повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства педагогов, внедрение новых технологий в ДОУ;
  • повышение психолого–педагогической культуры у родителей, чьи дети готовятся к поступлению в школу;
  • реализация программы сотрудничества ДОУ и школы.

3 этап – “Итоговый”:

  • разработка модели взаимодействия ДОУ семьи и школы;
    – соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с реально полученными экспериментальными данными;
  • оформление отчетной документации;
  • обобщение опыта работы и анализ достигнутых результатов;
  • выявление перспектив дальнейшего развития ДОУ.

Что же мы ожидаем получить, после создания и реализации данного проекта? Это:

  • формирование пакета нормативно- правовых документов по предшкольному образованию;
  • повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства педагогов, по внедрению новых технологий в ДОУ;
  • получение модели организации педагогического процесса ориентированного на разностороннее развитие личности в условиях предшкольного образования;
  • расширение взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и школы.

Наш проект будет разрабатываться на основе теоретических положений и практико–ориентированных направлений ряда дошкольных образовательных программ, рекомендованных к реализации Федеральным агентством по образованию Российской Федерации. В основе проекта, также будет лежать собственный опыт работы МДОУ и практические исследования в области предшкольного образования и воспитания дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 30 с.
  2. Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления. / – М.: Глобус, 2007. - 40 с.
  3. Проблемы и перспективы развития предшкольного образования. – Детский сад от А до Я. / 2. 2008. с. 40.
  4. План-программа “Предшкольное образование детей”. / Управление ДОУ. / 1. 2008. с. 23-24.