Организация здоровьесберегающей среды в коррекционно-образовательном процессе на основе нейропсихологических особенностей при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи


Роль педагога дошкольном образовательном учреждении состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

В настоящее время возникает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольного учреждения, стимулирующие приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью, создании здоровьесберегающей среды. Здоровьесберегающая среда в общепринятом понятии – это, прежде всего, санитарно - гигиенические нормы, чистота и порядок в окружающей ребёнка среде, выполнение требований к подбору игрушек, мебели, соблюдение режима проветривания помещений, в которых находятся дети, и многое другое.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах деятельности человека и особенно остро в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей разного возраста путём совершенствования службы здравоохранения не принесла ощутимых результатов.

Физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей в последнее время признана первостепенной задачей.

К основным характеристикам этой здоровьесберегающей среды дошкольной организации нужно отнести: морально – психологический климат, экологию и гигиену; современный дизайн, рациональный режим жизни, труда и отдыха, современные образовательные программы, методики и технологии.

Развивающая среда создаёт благоприятные условия для обучения ребёнка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности, как умственную, так и физическую, и игровую. Она становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования. Требованиями к её организации являются: свободный, по интересам выбор детьми игрушек и материалов для привлекающего их вида деятельности; возможность играть малыми подгруппами и пространство групповой комнаты для занятий должно быть лишено казённо-школьной атрибутики.

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды нашего детского сада являются:

  1. Динамизм – возможность изменения, преобразования.
  2. Открытость – связь с другими социальными институтами, с социумом в целом.
  3. Гибкость – учёт возможностей, как субъектов образования, так и социально-культурного пространства.
  4. Саморазвитие и взаимосвязь педагогической подсистемы – воспитание, образование, развитие, управление.

Мы считаем, что создание здоровьесберегающего пространства способствует профилактике различного рода негативных тенденций в среде детей, успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению и социуму. Все эти требования тщательно соблюдаются в работе коррекционных образовательных учреждений. Однако в современное понятие “здоровьесберегающая среда” включается учёт нейропсихологических особенностей участников воспитательно-образовательного процесса.

У большинства людей (99% правшей и 23 левшей) речевые структуры локализованы в левом полушарии, где находится центр Вернике. Хотя с лингвинистическими способностями преимущественно связано левое полушарие, тем не менее, правое полушарие также обладает некоторыми языковыми функциями – может понимать письменную речь. с помощью правого полушария человек может не только “читать” вопросы, но и “отвечать” на них левой рукой, составляя слова из букв, нанесённых на карточки. Таким же образом человек может называть предметы, предъявленные ему зрительно в правое полушарие, а точнее, 2писать” с помощью правого полушария, составляя слова из букв правой рукой.

В обычном спокойном состоянии левое и правое полушария головного мозга дополняют друг друга при обработке информации, выработке новых знаний, принятии решений. Во время стресса эта способность может быть утрачена, и этот момент активно только одно полушарие – ведущее, поэтому важно исключать стрессогенные факторы при организации здоровьесберегающей среды воспитательно-образовательного процесса для создания благоприятных условий формирования успешности каждого ребёнка и группы в целом.

Исследования нейропсихофизиологических механизмов познавательной деятельности показывают, что эффективность восприятия учебного материала определяется не только состоянием специфических анализаторов, но и уровнем сформированности механизмов активации, регуляции, следообразования.

Возрастные и индивидуальные особенности внутриполушарной организации и межполушарного взаимодействия формируются под воздействием наследственных факторов и среды. Исходя из анализа созданной здоровьесберегающей среды нашего детского сада комбинированного вида, мы выделили на 2007-2008 учебный год следующую годовую задачу:

1. Формирование устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам окружающей среды с учетом нейропсихологического развития детей через:

  • выполнение программы “Дорога к здоровью”;
  • использование здоровьесберегающих технологий.

Ознакомление сотрудников детского сада с проблемами нейропсихологической коррекции детей с особыми образовательными возможностями происходило на педагогических советах, семинарах. Издана статья в “Методической копилке” дошкольного учреждения. В течении учебного года при организации педагогического процесса учитывались все требования к организации здоровьесберегающей среды на основе нейропсихологических особенностей детей. Физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей в признана первостепенной задачей.

Успешная реализация потенциальных способностей ребёнка во многом зависит от тех средовых факторов, на фоне которых реализуется наследственная программа развития.

Создание здоровьесберегающей среды с позиции нейропсихологических особенностей детей возможно при соблюдении следующих условия: развивающая среда не может быть построена окончательно (примерно раз в 2 месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование); в групповой комнате нужно иметь “запасник ценных вещей”, (неглубоких коробках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, которые позволяют самостоятельно изменять позиции своих интересов.)

Высокопрофессиональный педагог с активной жизненной позицией, уверенный в себе, креативный, с устойчивой мотивацией на здоровье. В создании здоровьесберегающей среды воспитатель выполняет множество функций. Он является создателем этой среды, примером, а также частью окружающей среды ребёнка. Личности педагога должны быть присущи психоэмоциональная устойчивость, хорошее настроение, развитые толерантность и эмпатия, а также новое педагогическое мышление. Данный вид мышления предполагает возможность достижения целей обучения различными вариантами и воспитания как одной из исходных своих посылок. Каждый коррекционный педагог создаёт окружающую среду с учётом интересов, потребностей и развития каждого ребёнка. Значительной особенностью нового педагогического мышления является его творчески созидательная направленность на разработку эффективных методик и технологий обучения и воспитания, имеющих альтернативный характер по отношению к традиционным. Важно отметить и наличие отношения к себе детей с позиций собственно восприятия успешной самореализации каждого ребёнка.

Выстраивание коммуникативного пространства с учётом нейропсихологических особенностей каждого ребёнка и группы в целом, а также нейропсихологических особенностей самого педагога. Взрослый формирует взаимоотношения между педагогом и ребёнком, между ребёнком и группой детей. Изучение нейропсихологических особенностей каждого ребёнка группы и умелое использование их взаимоотношений в детском коллективе, позволяют исключить стрессогенные факторы, провоцирующие нервозность, тревожность и другие негативные проявления, позволяют создать комфортную среду общения. Зная ведущую зону сенсорного опыта, ведущее полушарие, стрессовоустойчивость каждого ребёнка, педагогу легче предложить психологическую совместимость детей при организации игровой, учебной или коммуникативной деятельности. Дети, обладающие схожими нейропсихологическими особенностями, быстрее налаживают контакты, и это важно учитывать при освоении коллективных форм работы, в период адаптации и при организации индивидуальных контактов: ребёнок-ребёнок, взрослый-ребёнок.

Организация предметной среды. Конструирование здоровьесберегающей среды происходит с учётом нейропсихологических особенностей каждого ребёнка и группы в целом. Зная, сколько в группе визуалов, кинестетиков, аудиалов, важно определить необходимое количество и качество игрового материала в групповой комнате, его расположение, частоту использования детьми. Например: если в группе преобладают кинестетики, то двигательная зона должна быть более обширна, насыщена игрушками с разнообразными тактильными ощущениями. Это может быть умело подобранный материал конструктивного направления: яркие, удобные конструкции “Лего”, различной формы и различного размера; дидактические игры: “Чудесный мешочек”, “Что в посылке?”, “Зоопарк”, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитные доски с наборами фигур, книги с картинками – липучками, наборы вырезанных картинок, не соотносящихся по размеру, цвету и т.д.

Для детей – визуалов очень важны наглядные стимулы, яркого, неординарного изображения, размера – игрушки, различные книги с красочными иллюстрациями, видеофильмы, другие материалы развлекательного или познавательного характера, такие как “видео-азбука”, “В мире животных”, “Подводный мир”. и т.д. Дошкольное учреждение приобрело многофункциональные настольно-печатные игры, детские компьютеры в группы предшкольной подготовки

Для детей – аудиалов значимы звуковые стимулы: это могут быть различные музыкальные инструменты, говорящие и поющие куклы, мягкие игрушки, аудиокассеты с записью различных сказок, рассказов, занимательных историй, аудиокнига. Аудиокнига воздействует на слуховое восприятие и может быть воспроизведена только с помощью технических средств обучения. Она содержит прозу и стихи, литературу классическую и современную, сказочную и реалистичную, фантастическую и научно-познавательную. Педагог должен следить за реакцией детей на звучащий текст, что помогает выстроить правильно беседу после знакомства с книгой. В нашем дошкольном учреждении все группы оснащены техническими средствами обучения, видеомагнитофонами, в казахской специальной группе дети на логопедических занятиях используют аудио- азбуку на казахском языке для формирования фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития на логопедических занятиях.

Выстраивание образовательного пространства. Для успешного усвоения учебного материала правополушарным детям удобно располагаться полукругом перед педагогом, для этих детей важно ощущать плечо сверстников и реакцию всех участников познавательного процесса. Для левополушарных детей важно находиться в последовательности друг за другом и желательно иметь “личное индивидуальное” пространство за столом на одного человека. Расположение мебели в группах предусматривает самостоятельный выбор местоположения детей во время учебных занятий и в самостоятельной игровой деятельности.

Способы трансляции содержательного компонента. Сведения об особенностях обработки информации правым и левым полушариями позволяют педагогу выстроить обучающий процесс для каждого ребёнка и сделать его максимально успешным. Левополушарные дети эффективно усваивают знания, изложенные логично, последовательно, парциально на основе знаков, схем, наглядных предметов-заменителей образов. В силу того, что левое полушарие обрабатывает информацию на основе аналитического принципа, педагогу следует для левополушарных детей выстраивать объяснение учебного материала, выделяя конкретные частные позиции, создавая целостное восприятие о предмете или явлении. В практике работы нашего коррекционного дошкольного учреждения широко используются приёмы мнемотехники, наглядного графического моделирования, что позволяет на занятиях по развитию речи, эффективнее воспринимать и перерабатывать информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Использование игр на развитие сенсорных процессов и способностей, игр с алгоритмами.

Правополушарные воспитанники успешны в когнитивной деятельности при условии, что знания вызывают у них определённые чувства, переживания на фоне приятной негромкой музыки с использованием всех приёмов в объяснении, вызывающих целостный образ. Правополушарные дети успешны в обучении при условии погружения в чувства, при создании образ, затем они благополучно проводят анализ, вычленяя характерные особенности познаваемого. При обучении и воспитании детей дошкольного возраста применяются различные здоровьесберегающие технологии – танцетерапия, ароматерапия, музыкотерапия, игротренинги, пальчиковая гимнастика, хромотерапия, гимнастика для глаз, “Гимнастика мозга”, разработанной Полом и Гейлом Деннисон.

Психоэмоциональная комфортность во время взаимодействия ребёнка с взрослым. Педагогу целесообразно продумывать своё местоположение при трансляции учебного материала как при фронтальной организации детей на занятии, так и при индивидуальной работе. Левополушарные дети предрасположенных к восприятию социальных взаимоотношений. Поэтому позиция педагога, наклонившегося над воспитанником, не вызывает у ребёнка дискомфорта, и это не будет являться стрессогенным фактором.

Правополушарные дети успешно обучаются при демократических взаимоотношениях. Они предрасположены к заниженной самооценке, к повышенной тревожности. С целью снижения стрессовости восприятия нового учебного материала, ситуации контроля, создания психоэмоциональной комфортности для них важно любое общение с взрослым в позиции рядом на уровне глаз.

Подбор дидактического материала в зависимости от ведущей сферы сенсорного опыта. При изучении нового материала необходимо учитывать ведущие сферы сенсорного опыта каждого ребёнка и преобладание в целом в группе. Педагогу необходимо тщательно продумывать наглядный материал для занятий с целью включения всех каналов восприятия учебного материала для успешного усвоения новых знаний.

При организации фронтальных занятий важно размещение детей в образовательном пространстве с учётом ведущей сферы сенсорного опыта.

Дети - кинестетики воспринимают информацию с помощью всего тела, они очень подвижны и легко отвлекаются при любом побочном действии сверстников, участвующих в образовательном процессе. Наглядность для них должна вызывать сильные чувства, позитивные переживания. Детям с ведущей кинестетической сферой сенсорного опыта важно находится на задних позициях расположения группы. В таком случае восприятие транслируемых педагогом знаний будет происходить для детей успешно на фоне всех присутствующих, ребёнку не придётся поворачиваться в разные стороны, чтобы отрефлексировать все “помехи”, создаваемые другими детьми.

Аудиалы воспринимают информацию в большей степени на слух, поэтому для них важно находиться в середине образовательного процесса, где происходит сосредоточение звуковой волны. Для таких детей значимы звуковые стимулы: интонация, темп речи, сила голоса, тембр, импрессия речи. Аудиалы на слух воспринимают информацию в более полном объёме, для них важно самим проговаривать запоминаемые знания.

Визуалы воспринимают информацию лучше всего с помощью зрения, для таких детей очень важны наглядные стимулы, и поэтому для них комфортным расположением является расположение ближе к наглядности. Для них значимы изобразительные средства наглядных материалов, особенности изображения, размеры, яркость, неординарность изображения, все эти факторы способствуют быстрому эффективному усвоению знаний.

Обучение детей с опорой на ведущую сферу сенсорного опыта - одно из условий эффективности познания. При активизации знаний важно задействовать и учить дошкольников использовать все сферы сенсорного опыта в когнитивной, исследовательской деятельности. Если ребёнок при запоминании чувствует, видит, слышит и ощущает информацию одновременно, то он сможет более успешно восстановить всю информацию в памяти.

Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи.

Диаграмма эффективности создания здоровьесберегающей среды на основе нейропсихологических особенностей детей.

У детей появляется интерес к учёбе, улучшается внимание, увеличивается объём слуховой и зрительной памяти, повышается работоспособность, и вслед за ней и успеваемость.

Используемые литературные источники:

1. Иванковская С.А. “Здоровьесберегающие приёмы работы с детьми дошкольного возраста”. // Приложение к журналу “Методист” “Мастер-класс” № 7 2007
2. Щелкунова Н.И. “Формирование культуры здоровья”. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №8 2008
3.Основы общей психологии. // КРУ Юнита 12. Психология речи. 2001
4. Ильясов Ф.Н. Информационная специализация: функциональная ассиметрия мозга. // Психологический журнал т.8. №6 1987
5. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. Ч.1,2 М. 1997
6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. 2002
7. Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга.1978 г.
8. Деннисон Г., Кэрролл Т.Организация доминантной деятельности головного мозга. 1995
9. Самборенко Л.Ф. Основные подходы к созданию развивающей среды в ДОУ. // “Методист”. Выпуск 2

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе

Тема “Путешествие в волшебный лес. Дикие животные”

Коррекционно-образовательные цели. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Уточнить и расширить словарь по теме (медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый). Формировать обобщающее понятие дикие животные. Обучать составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану. Совершенствовать грамматический строй речи (предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа).

Коррекционно-развивающие цели. Учить детей использовать все сферы сенсорного опыта в когнетивной и исследовательской деятельности. Развивать речевое дыхание, фонематические представления, зрительное внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели. Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.

Оборудование. альбомы по числу детей, контейнер с карандашами, фигурки и плоскостные изображения диких животных, сюжетные картинки для организационного момента, очки по количеству детей, комплект предметных картинок, фланелеграф.

Предварительная работа. Экскурсия с родителями в зоопарк, в зоомагазин, поход в цирк, чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, разучивание пальчиковой гимнастики “Сидит белка на тележке”, составление и заучивание словосочетаний “серый волк”, “рыжая лиса”, “бурый медведь”, “белый заяц”.

Ход занятия

1. Оргмомент. Логопед перед тем, как начать занятие задаёт детям ряд вопросов : Игра “Ты, дружочек, не зевай, на вопрос мой отвечай”. Логопед задает детям самые разнообразные вопросы, например: “Какое сейчас время года? Огурец — это овощ? Сколько ног у курицы? В какой сказке живет Михайло Иванович? Заяц это дикое или домашнее животное ?”

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, предлагает им отправиться в путешествие, взяв “волшебные очки” и посмотреть в них, затем построиться паровозиком и сделав круг по группе , пройти к столу, на котором лежат сюжетные картинки.

Дети строятся друг за другом и под музыку начинают движение, имитирующее ход поезда, исполняют песенку “Паровоз” (Г.Эрнесакс):

Вот мы и приехали в волшебный лес к нашим друзьям, диким животным. Посмотрите в волшебные очки на свои картинки. Расскажите, какие животные на них изображены. Обратите внимание на цвет меха животных.

1-й ребенок. Я вижу, это бурый медведь.
2-й ребенок. Я вижу, это белый зайчик.
3-й ребенок. Я вижу, это рыжая лиса.
4-й ребенок. Я вижу, это серый волк.
Логопед. Молодцы! Садитесь.

2. Беседа о диких животных. (Рассматривание фигурок животных. Составление рассказа-описания по образцу и данному плану. Уточнение и расширение словаря по теме.)

Логопед расставляет на столе фигурки диких животных.

Логопед. Посмотрите на эти фигурки. Кого вы узнали?
1-й ребенок. Это волк.
2-й ребенок. Это медведь.
3-й ребенок. Это лиса.
4-й ребенок. Это заяц.

Логопед. Это дикие животные. Они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами себе добывают еду. Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте рассказ о медведе.

Это медведь. Он большой, бурый. У него сильные лапы.

Попробуйте рассказать об остальных животных. Назовите животное, расскажите, какое оно и что у него есть. Я помогу вам и покажу ту часть животного, о которой вы расскажете.

1-й ребенок. Это зайчик. Он маленький, беленький. У него длинные уши.
2-й ребенок. Это лиса. Она рыжая, красивая. У нее пушистый хвост.
3-й ребенок. Это волк. Он серый, лохматый. У него острые зубы.
4-й ребенок. Это белка. Она маленькая, серая. У нее кисточки на ушках.
Логопед. Отличные рассказы!

3. Пальчиковая гимнастика “Сидит белка на тележке”. (Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.)

Логопед приглашает детей на коврик и выполняет пальчиковую гимнастику вместе с ними.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках одновременно.

4. Дыхательная гимнастика. (Развитие речевого дыхания.)

Логопед предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, “послать воздух в животик”, а на выдохе посчитать до пяти и обратно.

Упражнение проводится 2—3 раза. Дети строятся друг за другом и под музыку начинают движение, имитирующее ход поезда, проговаривая слова песни :

Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Две трубы и сто колес,
Машинистом – рыжий пес.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас,
Мы приедем ровно в час.

Логопед: Ребята, вот мы и приехали. Посмотрите, как вокруг красиво. А вы заметили, какие необычные снежинки лежат на земле? Давайте, возьмем по одной снежинке и посмотрим, у кого лучше всех она летает (идет отработка навыков правильного диафрагмального дыхания. Логопед, в зависимости от индивидуальных особенностей детей, может применить методики развития правильного диафрагмального выдыхания, разработанные Л.И.Вансовской или Г.А.Волковой)

По Г.А.Волковой

Вдох через рот – выдох через рот.
Вдох через рот – выдох через нос.
Вдох через нос – выдох через рот.
Вдох через нос – выдох через нос.

По Л.И.Вансовской

Вдох через нос – выдох через нос.
Вдох через нос – выдох через рот.
Вдох через рот – выдох через нос.
Вдох через рот – выдох через рот.

Логопед: Ребята, посмотрите, на какую красивую полянку мы приехали. Но что-то наши лесные друзья выглядят как-то странно. (На фланелеграфе появляются картинки животных без хвостов. Отдельно – хвосты этих животных).

Наверное, звери решили повеселиться, потанцевать и “сняли” свои хвосты, чтобы они им не мешали. (Во время этой игры-упражнения происходит закрепление навыка образования притяжательных прилагательных).

Детям – кинестетикам даётся задание подойти и самим приставить хвосты у животных на фланелеграфе. Дети аудиалы и визуалы выполняют инструкцию, глядя на фланелеграф со своих мест. Педагог при этом занимает своё положение на уровне глаз детей ,т.е. сидит на стульчике или коврике вместе с детьми.

Логопед:

Подскажите, какой у волка хвост?

Дети: Волчий.
Логопед: А у медведя?
Дети: Медвежий.
Логопед: А у лисы?
Дети: Лисий.
Логопед: У зайца?
Дети: Заячий.
Логопед: У белки?
Дети: Беличий.

Логопед: Животные поиграли и поссорились, так как не смогли поделить хвосты: зайцу понравился беличий хвост, медведю – волчий…… Лесные жители до того запутались, что даже забыли, у кого какой хвост был раньше. Давайте поможем им найти свои хвосты.

Дети по очереди выходят и подбирают каждому животному соответствующий хвост, проговаривают его название и прикрепляют к картинке.

Логопед: Животные обрадовались, потому что они нашли именно свои, родные хвосты и решили с ними поиграть.

5. Логоритмические упражнения.

Проговаривание чистоговорок с применением мимической гимнастики

Инсценировка “Вот идет лиса”. Дети проговаривают слова чистоговорок с движениями.

Са-са-са,
Вот идет лиса. Идут как лисичка.
Сы-сы-сы, Хвост красивый у лисы. Показываю ладонью “хвост”
Со-со-со,
Вот возьму я колесо, Делают круговые движения руками
Су-су-су,
И поймаю я лису. Хватательные движения , имитация ловли лисы.
Са-са-са,
Я лисонька-краса, Идут , имитируя движения лисички.
Сы-сы-сы,
Лучше спрячусь я в кусты. Приседают.
Со-со-со,
Ну-ка, брось-ка колесо. Грозят пальцем.
Су-су-су,
Не поймать тебе лису.

(Изображая лису и охотника, дети жестами и мимикой передают свои эмоции).

6. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Ребята, ну-ка посмотрите в волшебные очки, что вы видите ? Логопед показывает иллюстрацию зимнего озера. В нашем лесу есть волшебное озеро. Давайте возьмемся за руки и пойдем на бережок (дети под музыку подходят и располагаются на стульчиках).

Логопед рассказывает “артикуляционную сказку” и вместе с детьми выполняет комплекс артикуляционной гимнастики на развитие артикуляционной моторики.

Текст сказки “Белочка”

Жила-была Белочка. Однажды она проснулась рано-рано, в 7 часов утра (Упражнение “Часики”).
Белочка пошла чистить зубки: сначала верхние, потом нижние (Упражнение “Чистим зубки”).
Потом она побежала пить чай из чашечки (Упражнение “Чашечка”).
Белочка пила чай с вареньем и орешками (Упражнение “Орешки”, “Вкусное варенье”).
После этого она вышла на улицу и побежала качаться на качелях (Упражнение “Качели”).
Вдруг прискакала её подружка – маленькая Лошадка (Упражнение “Лошадка”).
Они вместе пошли гулять по лесу и собирать грибочки (Упражнение “Грибочки”).
Потом Белочка вернулась домой, напекла вкусных блинчиков с грибами и угостила Лошадку.

Белочка и нас с вами звала к себе в гости. Мы обязательно съездим к ней в следующий раз.

Ну, а теперь поехали дальше! Сделав круг под музыку, дети возвращаются и логопед предлагает им занять места за столами.

7. Игра “Кого не стало?” (Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).

Логопед приглашает детей за стол и с помощью плоскостных фигур собирает на магнитной доске картину. Оденьте свои волшебные очки и посмотрите вокруг, что вы видите ?

Логопед. Каких животных вы видите на картинке? Что они делают?
1-й ребенок. Белка сидит на дереве.
2-й ребенок. Медведь спит в берлоге.
3-й ребенок. Заяц бежит по снегу.
4-й ребенок. Лиса гонится за зайцем.
Логопед. А сейчас вы закроете глаза, и я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало. (Убирает изображение зайца.) Кого не стало?
Дети. Не стало зайца.

Логопед возвращает изображение зайца на место. Аналогично проводится работа с изображениями лисы и белки. Логопед проводит оценку работы детей.

8. Работа в тетради или альбоме (Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).

Логопед убирает магнитную доску, раздает детям открытые на последней странице тетради и цветные карандаши.

Логопед. Найдите изображение мишки на последней странице тетради. Чего нет у мишки?
Дети. У мишки нет лапы.
Логопед. Возьмите простой карандаш и дорисуйте лапу мишке. А каким карандашом вы будете его раскрашивать?
Дети. Коричневым.
Логопед. Правильно. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, а логопед следит за посадкой детей, за постановкой руки, оказывает необходимую помощь, оценивает работу детей.

9. Закрепление материала. Читается стихотворение.

Спит в берлоге бурый мишка, под кустом дрожит зайчишка,
Лисичка рыжая — в норе, ежик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит, а белка из дупла глядит.

Еще раз закрепляются названия жилищ диких животных.

10. Окончание занятия. Рефлексия. Логопед: Ребята, к сожалению, настало время возвращаться. Наш поезд отвезет нас домой.

Дети строятся друг за другом и под музыку знакомой песни “Паровоз” начинают движение, имитируя ход поезда.

- До свидания!

Список использованной литературы :

1. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000
4. Т.А. Ткаченко “Учимся говорить правильно”

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема “Путешествие на Джайляу. Домашние животные”

Программное содержание:

Коррекционно – образовательные цели:

Закрепить представление о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, учить детей составлять творческий рассказ по картинке, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, используя схемы – модели.

Обогащать словарь детей существительными, обозначающими детенышей домашних животных, а также познакомить со словами: пастбище, Джайляу.

Коррекционно – развивающие цели: развитие слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно – воспитательные цели: формирование навыков самостоятельности, сотрудничества, воспитание умения применять знания в необычной обстановке.

Развивающая среда: картины из серии “Домашние животные”, набор фигурок домашних животных и их детёнышей, разрезные картинки Ди “Собери животных”, вырезанные из бумаги готовые формы животных, цветные карандаши, эмблемы (визуалы, аудиалы, кинестетики), мяч.

Предварительная работа: просмотр слайдов с изображениями домашних животных и их детенышей. Беседа о том какую пользу приносят домашние животные. Разучивание пальчиковой гимнастики “Животные”.

Ход занятия

Ди “Назови домашних животных”. Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч детям, просит назвать домашних животных, дети называют и возвращают мяч взрослому. Воспитатель говорит, что ему позвонили и попросили помочь найти домашних животных, которым не были сделаны прививки.

- Ребята, а где живут домашние животные? (на ферме, в сарае). Но нам сообщили, что там их нет. Ещё нет снега, есть зелёная трава. Где же они могут быть? (на пастбище, Джайляу).а каким видом транспорта можно добраться туда? (машиной, мотоциклом, поехать на лошади).

- У меня есть волшебный ковёр-самолёт, встаньте все на ковёр, закройте глаза.

Аутотренинг: ковёр поднимает нас всё выше и выше, мы пролетаем над полями, лесами, поднимаемся всё выше в горы, воздух становится холоднее, мы ощущаем прохладу, свежесть, наконец ковёр-самолёт стал снижаться и вот мы уже на земле. Мы на Джайляу.

Дыхательная гимнастика.

- Какой здесь воздух чистый! Давайте подышим этим воздухом. Плавный дыхательный выдох (используем для этого вырезанные из бумаги уточки на нитках).
- Ребята, посмотрите, сколько много животных! Возьмите бинокли (имитация), настраиваем окуляры, наводим резкость.

Задание визуалам: ДИ “Узнай и назови”.

Задание аудиалам: ДИ “Что мы слышим”(ржанье, мяуканье, мычание и т.д)

Задание кинестетикам: ДИ “Узнай на ощупь”

- Пока мы с вами были заняты, детёныши животных разбежались.

ДИ “Найди маму”. (Ребята возьмите фигурку животного и найдите свою маму, детёныша).

- У нас ещё есть раненые, давайте окажем им помощь. ДИ “Собери животного” (или можно провести игру “Найди ошибку”, вместо головы собаки -голова овцы, вместо ушей собаки- уши кошки и т.д.)

- А теперь расскажем о животных. Вам в помощь схемы-модели.

Разноуровневые задания.

Схемы – модели.

1 уровень.

Название животных Цвет Величина Дикое или домашнее Чем питается Какую пользу приносит

2 уровень.

Название животных Цвет Назови маму, детеныша Дикое или домашнее

Схемы моделей на занятиях используются в рисунках.

- Устали?

Динамическая пауза:

“Мы животных обожаем
Всем им очень подражаем Идут по кругу
Скачем как лошадки Скачем
Прыгаем как козлики Прыгаем
Степенно ходим как верблюды Ходьба
Несмотря на то, что мы люди
А когда устанем, тихонько присядем".

- Мы забыли о животных, которых должны найти.

Задание визуалам: даётся картина с изображением лошади, детям нужно взять готовую форму с изображением лошади, закрасить в цвет, изображённой лошади на картине.

Задание аудиалам: вам нужно взять готовую форму животного (телёнка), закрасить её в коричневый цвет, на лбу белое пятно.

Задание кинестетикам: обведите пальцем контур формы коровы и закрасьте форму в коричневый цвет.

Пальчиковый игротренинг.

Во дворе сарай стоит Руки вверху, соприкасаясь кончиками пальцев
На двери замок висит Руки в кулак
Нужно нам замок открыть Вращаем кулачок вверх, вниз
И животных запустить.
Справа лошадь, слева бык Мизинец и указательный палец
Ключик быстро мы найдём
И замок наш разомкнём.

Дети выполняют задание.

- Ну что ж ребята, задание мы выполнили, берите животных и встаньте на ковёр, возвращаемся в группу. Животных отправляем в ветлечебницу.
- А какое у вас настроение после прогулки? Изобразите настроение.

Мимические упражнения.

Самоанализ: скажите, ребята, что вам было трудно выполнить (составить творческий рассказ, собрать из частей целое, закрасить).

- Перед вами кружки зелёного, красного и синего цвета. Если вы самостоятельно, без помощи взрослого справились с заданием- красный, если испытали небольшие затруднения – зелёный, если не всё выполнили – синий.

Желаю вам успехов, работайте, исправляйте ошибки.

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ткаченко “Учимся говорить правильно”.