Гласные звуки и буквы А, О. У


Цели и задачи:

Ход занятия

I. Повторение.

Ребята, давайте вспомним с какими буквами и звуками мы уже познакомились. (А, О, У)

Какие это звуки? (Гласные)

– Докажите, что они гласные. (Во рту нет преграды, когда мы их произносим)

– Что любят делать гласные буквята? (Петь)

(Можно провести артикуляционную гимнастику: воспитатель называет звук, только открывая рот, но не произнося его, дети должны догадаться, что это за звук и произнести его вслух.)

Давайте мы споём вместе с ними.

На доске вывешивается плакат. Дети поют хором, индивидуально по выбору воспитателя.

Поём вместе с гласными:

А-О-У-А-О

У-А-О-У-А

О-У-А-О-У

Ау!      Уа!      А-а-а!     У-у-у!      О-о-о!

 – Молодцы!

II. Основная часть.

Ребята, вы ничего не слышите? Кто-то сопит и пыхтит. Кто же это?

Вы узнаете, отгадав загадку:

Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто же это? (Ёж)

Только наш Ёжик  не очень шустро бегает по осеннему лесу.

Хотите узнать почему? Тогда слушайте…

(Воспитатель рассказывает переделанную сказку М. Пляцковского «Ёжик, которого можно было погладить», использует картинки худ. В.Сутеева.)

рис.1Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и воВсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу.

 Брел Ежик по лесу. Видит: пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:

Спасибо, мама!

Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:

рис.2– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растет! А Ежику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ежик плачет, и спрашивает:

– Кто тебя обидел?

– Никто не обидел, – отвечает Ежик.

– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?

– Потому, что вы Зайчонка... погладили... лапкой.

– Разве тебя твоя мама не гладит?

– Не гладит. Никто меня не гладит.

– Я бы тебя, малыш, погладила, если бы... если бы ты не был таким колючим, – пожалела Ежика Зайчиха.

– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапку уколоть.

– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ежик.

– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно?

– Ребята, как же нам помочь Ёжику?

– Надо собрать все разбросанные листья в три кучки А, О, У, чтобы Ёжику удобнее было кататься по ним и нацепить на колючки листочки.

(На доске появляются буквы А, О, У. Рядом с доской на столе лежат листочки клёна, берёзы и дуба. С обратной стороны листьев прикреплены картинки животных. Ребята выходят по очереди к столу и выбирают лист. Называют слово-картинку и определяют, какой звук «спрятался»  в этом слове [А], [О], [У]. Определяют место звука в слове и прикрепляют лист возле нужной буквы на доске).

О

У

А

Волк

Гусь

Аист

Ослик

Жук

Заяц

Енот

Уж

лиса

Бобр

Петух

Жираф

рис.3– Ура! – крикнул Ежик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на все свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик.

Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ежик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:

– Теперь я... совсем... не колючий. Правда? Зайчиха улыбнулась и погладила Ежика.

– Молодцы, ребята! Помогли Ёжику.

III. Физминутка.

Игра с мячом «Назови детёнышей».

Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя животное. Ребёнок, называя детёныша, возвращает мяч.

У коровы – телёнок.
У свиньи – поросёнок.
У овцы – ягнёнок.
У собаки – щенок.
У кошки – котёнок.

У совы – совёнок.
У лошади – жеребёнок.
У лисы – лисёнок.
У утки – утёнок.
У льва – львёнок. И т.д.

IV. Развитие мелкой моторики. Развивать умение находить нужную буквы и разукрасить её в заданный цвет. Это и домашнее задание.

Раскрась Ёжика по буквам. Там, где букв нет, раскрась любым цветом. Удачи!

рис.4

А – коричневый, У – красный, О – жёлтый

V. Подведение итогов.

– Что делали на занятии?

– Какие гласные буквы и звуки вспомнили?

– Кому помогали?

– Понравилось или нет?

Спасибо за занятие. (Детям выдаются призы-штампики). Занятие закончилось. Наводим порядок на столах. Можете быть свободны.