Опыт работы дошкольного отделения ЦО № 1666 "Феникс" по социальному воспитанию детей


Какими мы хотим видеть своих детей сегодня, завтра, в будущем?

Рисунок 1

Каждый ответит, что хочет, чтобы его ребенок был здоровым, умным, обеспеченным, добрым, отзывчивым….

Рисунок 2

 Родители и педагоги нашего дошкольного отделения озабочены проблемой: как сделать так, чтобы маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, действительно стал счастливым, удачливым, умным, добрым….

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Наиболее беззащитные в сложившейся ситуации наши дети.

Рисунок 3

Москва – огромный город с миллионным населением, с интенсивным движением, с особенным ритмом жизни. Не каждый взрослый может выдержать это. А как же наши дети? Что подстерегает малыша в мегаполисе? как научить ребенка ориентироваться в многообразии ситуаций, окружающих его, и поступать правильно? Эти вопросы постоянно стоят перед взрослыми: родителями и педагогами нашего дошкольного отделения.

Наши дети вынуждены ежедневно преодолевать большие расстояния, попадая в различные непредсказуемые ситуации на улицах города, в транспорте, в магазинах, на детских площадках и т.д. Они постоянно сталкиваются с незнакомыми людьми, с которыми им приходится, так или иначе, взаимодействовать. И не всегда на пути Наших детей встречаются милые, добрые, порядочные люди.

Немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, как найдет свое место, то единственное место, где человек только и может чувствовать себя хорошо, может реализовать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации.

Важно, чтобы как можно раньше ребенок ощутил себя Человеком - со всеми присущими ему достоинствами и возможностями.

Обязанность взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, обеспечив тем самым безопасность его жизни. Наступит время, и ребенку самому придется позаботиться о себе и своих близких.

И каким станет сегодняшний наш ребенок, зависит от нас с вами, взрослых.

Дошкольный возраст – это время игры. Играя, можно готовить маленького человека к большой жизни, к большим делам…

Рисунок 4

Дети играют всегда и везде, познавая через игру окружающий мир, готовясь к большой жизни. В играх воспитываются навыки общественного поведения, качества личности, отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Игра больше, чем любая другая деятельность, требует от ребенка-дошкольника определенных поступков, выявления личных свойств и качеств. Играя, дети вступают в реальные взаимоотношения со сверстниками, в процессе которых происходит становление качеств общественности, т.е. тех качеств, которые обеспечат ребенку вхождение в общество.

Рисунок 5

Поэтому в нашем дошкольном отделении большое внимание уделяется игре и взаимоотношениям детей в игре

Особое внимание следует обратить на воспитательное значение литературных произведений – сказок, рассказов.

Детям очень нравится, когда на занятиях или праздниках появляются сказочные персонажи, не умеющие себя правильно вести, или такие, которые попали в затруднительное положение, и им надо помочь.

Дети с удовольствием исправляют ошибки, перевоспитывают и помогают. Тем самым они приобретают уверенность в правильности своих знаний и поступков, которые обеспечивают безопасность их жизни в городе.

Большое значение для коллектива детей имеют игры с правилами: подвижные, дидактические, музыкальные и другие.

Правила игры являются внешним требованием. Дети учатся ими пользоваться и им подчиняться.

Овладение правилами игр является значительным фактором в формировании организованности ребенка , детского коллектива, и осознанного поведения, что является основной задачей родителей и педагогов нашего дошкольного отделения.

Наиболее эффективным средством формирования осознанности детьми своих действий является проигрывание с правилами, моделирование трудных ситуаций. Разыгрывание и разбор проблемных ситуаций развивает у ребенка навыки оценки обстановки и принятия целесообразных решений, он учится принимать из всех возможных вариантов удачное решение.

Рисунок 6

В своей работе наши педагоги используют различные приемы формирования взаимоотношений детей:

- групповое обсуждение на занятиях ситуаций, возникающих в игре;

- анализ воспитателем в ходе индивидуальных бесед с ребенком и бесед с подгруппой детей содержания и способов общения сверстников в самостоятельной игре;

- чтение художественных произведений, в которых ярко проявляются взаимоотношения между героями, нравственный смысл их отношений, поступки, поведение и дальнейшее их обсуждение (например, русская народная сказка «Гуси-лебеди», ненецкая сказка «Айога», сказка Ш.Перро «Красная Шапочка», рассказы Н.Носова, Драгунского, стихи С.Я.Маршака, С.Михалкова и др.);

- показ инсценировок по сюжетам игр с последующим обсуждением содержания и способов общения между персонажами;

- использование «отрицательных» персонажей на занятиях с целью закрепления правил поведения;

- организация и проведение старшими дошкольниками подвижных и сюжетно-ролевых игр с малышами;

- психотерапевтические игры, такие как «Помоги Сереже», «2Ч2=4 это всем известно в целом мире», «Волшебная подзорная труба», беседы (например, «Копилка трудностей»), беседы с рисованием «Трудные ситуации» (дома, в саду, на улице и т.д.).

Рисунок 7

Во время проведения недели сказок жизнь детей в дошкольном отделении проходит в рамках какой-либо сказки как на занятиях, так и в повседневной жизни..

Подготовка дошкольников к обучению иностранному языку позволяет нам знакомить детей с особенностями жизни, правилами поведения в стране изучаемого языка.

В нашем дошкольном отделении дети начинают знакомиться с французским языком и особенностями жизни во Франции.

Рисунок 8

Они имеют возможность сравнить «правила» жизни в нашей стране и во Франции, в Москве и Париже, расширяя свой кругозор и приобретая больший опыт жизнедеятельности.

Дети знакомятся с основными моделями поведения на занятиях, во время разыгрывания сценок, инсценировок сказок.

С помощью разнообразных игр и игровых приемов педагоги имеют возможность формировать навыки и способствовать накоплению опыта безопасного поведения у детей по следующим направлениям:

Рисунок 9

- «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка».

Особое внимание мы уделяем проблеме «Ребенок на улице», так как наши дети являются жителями мегаполиса с миллионным населением, большим количеством транспорта и интенсивным движением и ритмом жизни. В группах имеются специальные зоны для игр детей с машинками, наборы настольных и дидактических игр по правилам дорожного движения. На территории нашего дошкольного отделения оборудована специальная площадка-перекресток для проигрывания реальных ситуаций на дороге.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Рисунок 10

Важно, чтобы ребенок не только знал, как себя вести, но и мог применить в жизни, то, чему его научили взрослые. Для этого необходимо стимулировать развитие у ребенка самостоятельности и ответственности. Для ребенка дошкольного возраста поведение взрослого всегда является образцом, поэтому педагоги нашего дошкольного отделения проводят большую работу не только с детьми, но и их родителями, используя различные формы: круглые столы , семинары, консультации, совместные праздники родителей с детьми. На этих встречах родители имеют возможность поделиться своим опытом семейного воспитания и познакомиться с опытом других семей. Получить квалифицированные советы наших педагогов по организации разнообразной деятельности детей для формирования умения пользоваться приобретенными навыками поведения.

Рисунок 11

Педагоги нашего дошкольного отделения, совместно с родителями, помогают ребенку почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, понять, что это означает для него, для окружающих его людей, помогают ребенку найти свое место в мире людей, почувствовать себя не только в нашем большом городе Москве в безопасности, но и в любом другом городе мира. Благодаря использованию разнообразных форм, методов и приемов у дошкольников формируется социальная компетентность.

Приложение 1

Приложение 2