Опыт работы "Что и как нужно делать для развития личности детей в младшей группе детского сада"


Каждый ребенок уже с рождения - это личность. Проявления личности являются, по существу, следствиями предыдущих на него воздействий со стороны окружающей среды: наследственных задатков - к моменту рождения, воспитания и обучения - после момента рождения. Поэтому цель воспитателя - формировать в каждом ребенке такую личность, чтобы в ней было заложено как можно больше хороших качеств - качеств будущего взрослого человека.

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка. Особенно, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких ограничительных форм, осуществление целевых воспитательно-обучающих воздействий персонально к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Основными направлениями воспитания личности у детей раннего возраста в моей работе являются: физическое развитие, развитие речи, игровая и трудовая деятельность, учитывая при этом особенности возраста воспитанников.

Физическое развитие ребенка - материальная основа его развития.

Формирование личности ребенка неотъемлемо связано и даже, можно сказать, обусловлено его физическим развитием. С помощью развития мускул ребенка, он становится на ноги и начинает ходить, произносит звуки и начинает говорить.

Поэтому нормальное физическое развитие ребенка является основой для его соответствующего интеллектуального развития, которые, в совокупности, его выделяют от остальных сверстников как личность. Недостаточное интеллектуальное развитие детей часто порождает обостренные отношения между более сильными и относительно слабыми детьми в группах сверстников. Физические столкновения и конфликты между детьми, увы, являются неизбежностью. Поэтому задачей взрослого и, конечно же, воспитателя, является внушение о том, что обижать слабого - это плохо.

Одним из основных методов воспитательного воздействия на ребенка, испытанных мною и зарекомендовавших себя как действенный способ, является использование эффекта стыда. Несмотря на малый возраст, ребенок понимает стыд.

Непосредственное воздействие на физическое развитие ребенка в рамках дошкольного учреждения оказывается на основе разнообразных движений, требующих физической силы. Эти движения совершаются малышом главным образом в ходьбе, лазании, выполнении посильных поручений, в играх. Для этого используется спортивный инвентарь: спортивная лестница, четыре различных по сложности спортивных дорожки, напольное спортивное бревно, настенное кольцо, висячий мяч (на веревке). Кроме того, для выполнения утренней зарядки, мною используются флажки и ленточки.

Мои наблюдения показали, что уровень физического развития у детей в группе разный, поэтому к каждому ребенку я подхожу индивидуально. Для этого сначала я наблюдаю за тем, как тот или иной ребенок выполняет данное упражнение по сравнению со сверстниками, а затем "прописываю" более слабым дополнительные занятия и провожу их.

Индивидуальный подход в физическом воспитании детей мною осуществляется на основе и с учетом достигнутых возможностей каждым конкретным ребенком. Прежде всего, я помогаю боязливым и нерешительным детям в выполнении упражнений, подбадривая их, а где нужно, - сама выполняю вместе с ними эти

упражнения. Многократные повторения этих упражнений с более слабыми детьми дает возможность становиться им смелыми и крепкими, вставая в один ряд со своими сверстниками.

Таким образом, вопрос физического состояния и развития каждого конкретного ребенка в процессе его воспитания в детской группе должен стоять на первом месте. Ведь крепкого и здорового малыша сверстник не только в рамках дошкольного учреждения, но и во дворе городского дома вряд ли станет обижать. Скорее всего, с крепким малышом сверстники будут считаться. А это, по существу, и является составной частью его личности. Поэтому в развитии личности ребенка его физическое развитие играет значительное место и роль, что должно, следовательно, адекватно учитываться в дошкольном учреждении.

Интеллектуальное развитие личности ребенка.

Интеллектуальное развитие личности у детей раннего возраста рассматривается, так же как и вопрос физического развития на основе использования индивидуального подхода. При этом в числе основных способов развития интеллектуального развития детей в настоящем отчете отражены: речь, игра и труд.

Речь.

Речь - наиболее важная составляющая развития личности ребенка. В какой степени развита и поставлена речь каждого конкретного дитя, показывает его индивидуальность, способ его выражения в среде, с окружающими людьми. При этом можно выделить два аспекта индивидуального подхода к развитию речи детей раннего возраста.

Первый аспект - количественно-возрастной.

Поскольку мозг детей в этом возрасте как губка, впитывающая огромный поток информации, это позволяет ему воспринимать очень много новых знаний. Вместе с тем, если ребенку своевременно не дать тех знаний, которых он по возрасту уже должен владеть и применять их в своей жизни, то он объективно будет отставать в своем развитии от сверстников. Поэтому очень важно здесь точно учитывать календарный возраст. Ведь даже разница в 3 месяца является принципиально значимой.

Второй и наиболее важный аспект индивидуального подхода к развитию речи детей - качественный, характеризующий позитивность усваиваемой ими информации.

Ребенок в себя впитывает всю информацию без разбора, т.е. не только хорошую в полном смысле этого слова, но и плохую, т.е. не желательную для ребенка - его гармоничного развития с точки зрения интересов общества. Говоря конкретнее, нельзя допустить, чтобы ребенок слышал ругательную речь. Звуковое пространство вокруг детей должно быть заполнено только полезной и хорошей информацией.

Практической задачей воспитания и, в частности, воспитателя, является фильтрация потока информации, которую воспринимает ребенок, и, конечно же - больше давать ребенку полезной для его прогрессивного и позитивного развития информации. В индивидуальном подходе к детям это мною реализуется исходя из установления достигнутого уровня развития речи каждого конкретного ребенка и продвижении его по пути освоения речи.

Применительно к раннему возрасту детей, т.е. той возрастной категорией, с которой я работаю, можно отметить следующее.

Все дети моей группы имеют различный словарный запас, который они могут и в состоянии использовать в своей речи. Это связано с объективными - физиологическими особенностями их развития, которые, естественно неодинаковы.

Кроме того, нужно подчеркнуть, что практически все дети ленивы. И чтобы получить желаемое от взрослого, ему легче воспользоваться жестом или мимикой с неречевыми звуками (мычание и т.п.).

Этот подход реализуется путем побуждения ребенка, умеющего говорить 5 слов, выговаривать, причем осмысленно, шестое слово. Это достигается в моей работе путем постановки ребенка в такие условия, чтобы он был вынужден говорить.

Нужно отметить, что этот способ себя уже оправдал. Дети, пришедшие в сентябре и не говорящие почти ни одного слова, в декабре стали произносить значительно больше для их возраста осмысленных слов, примерно на 15 и более.

Индивидуальный подход в развитии речи детей, таким образом, осуществляется на основе учета их персональных особенностей, базирующегося на установлении текущего доступного уровня каждого конкретного ребенка и, далее, - в методическом продолжении получения им представлений об окружающем их мире, обеспечивая тем самым прогрессивное развитие личности ребенка.

Игра.

Игра занимает и должна занимать значительное место и роль, как в общем воспитательном процессе, так и в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Для обеспечения индивидуально-личностного подхода к детям во время игр, мною концентрируется внимание на каждом ребенке, независимо от его фактической активности или пассивности.

Уже в младшей группе можно увидеть детей - организаторов игр. Очень важно своевременно заметить и развивать эти первые проблески инициативы, едва замечаемые способности организатора, пресекая в то же время у инициаторов привычку властвовать, подавляя интересы других детей.

Во время игры я буквально прохожу каждый шаг и каждое движение вместе с нерешительными детьми, все, показывая и рассказывая им, а также повторяя это в следующие разы для закрепления. При этом я громко называю их имена и произношу команды в их адрес. Это помогает мне включить в игру даже самых застенчивых детей.

Особенно внимательно я отношусь к шалостям, проказам и конфликтным ситуациям, возникающим в играх детей. Это важно не только для формирования собственно группы, отношений в ней, но и для выработки таких духовных качеств, как чуткость, сердечность, внимание к партнеру, причем применительно к каждому ребенку, персонально.

Некоторые полезные и хорошие поступки, которые дети один раз совершили в игре самостоятельно, и даже приобрели небольшой навык, иногда утрачивается, если их не закреплять, чтобы оставить в памяти ребенка. Моя задача здесь поощрять каждого ребенка и напоминать ему обо всем позитивном.

Нужно подчеркнуть, что игра должна и используется иною практически во всех видах деятельности ребенка. Например, при уборке игрушек, можно сказать, что игрушки нужно разнести по домикам. Самым ярким и красивым игрушкам дети дают имена и расставляют их особенно охотно и быстро, без дополнительных напоминаний. Принцип здесь такой: "Сами играем игрушками - сами же их и убираем". Это правило уже вполне стало понятно детям моей группы. И я стараюсь, чтобы дети привыкли делать уборку быстро, для чего я объявляю им следующие нравящиеся занятия: чтение книг, кукольный театр, рисование и т.д.

Реализация этого принципа осуществляется благодаря индивидуальному подходу к тем детям, которые не принимают его сразу, что требует приложения к ним целевых воспитательных воздействий. Таким образом, индивидуальный подход при воспитании личности у детей в условиях игры базируется на учете персональных особенностей детей, проявляющихся в процессе игр, - одобряя и поддерживая позитивные моменты развития личностных особенностей каждого ребенка, и, напротив, подавляя и запрещая негатив.

Труд.

В организации трудового воспитания ребенка, и, конечно же, в посильном для каждого конкретного ребенка объеме, я очень тщательно изучаю индивидуальные проявления всех детей моей группы. Особенно учитываю их физическое состояние и принимаю во внимание уже полученные ими умения и навыки. Так, одним детям в самообслуживании требуется большая помощь, другим - незначительная, а третьим можно предоставить возможность самим выполнять посильную работу. Для этого нужно постоянно пытаться приобщать детей к труду. Не говорить себе заранее про его неспособность трудиться, не убедившись в том, что ребенок действительно не может выполнить то, что ему поручают.

В рамках дошкольного учреждения очень много моментов, когда я приучаю детей к труду:

1) Самообслуживание:

- самим пытаться одевать одежду,

- самим умываться и правильно пользоваться мылом и полотенцем,

- задвигать стул под стол после еды и т.д.

2) Учу детей выполнять простейшие трудовые поручения:

- расставить по местам игрушки,

- убрать ящик с игрушечными конструкциями,

- полить растения,

- покормить рыбок.

Все это я делаю вместе с детьми, показывая, и, в некоторых случаях, настаивая на том, чтобы ребенок выполнял начатую работу, реализуя таким индивидуальный подход.

Очень важно постоянно иметь в виду и советовать родителям: чтобы труд был во благо, а не во вред:

- не делать многие действия за ребенка, даже, если он этого еще не умеет,

- подбадривать за каждое его инициативное усилие,

- не ругать, если у ребенка что-то не получается.

Мы - взрослые, стараемся мало давать трудовых поручений, делая все за детей. Это оттого, что нам некогда, и часто не хватает терпения ждать, когда малыш выполнит то, о чем его просили. Мы все хотим сделать за них, считая, что они маленькие. Почему? Стоп! Остановитесь, не делайте детей не приспособленными ни к чему.

Давайте же вспомним фразу, которую произносит ребенок, собираясь что-то сделать: "Я сам!" Так пусть же он сам наденет колготки, платье, застегнет сандалии, сам умоется и т.д. А нам, взрослым, нужно больше терпения, чуткости, ласки и внимания. И у нас они станут личностями с хорошим трудовым воспитанием.