Опыт работы "Детеныши и их животные"


Программное содержание:

  1. Учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.
  2. Способствовать воспитанию звуковой выразительной речи: произнесению звукоподражаний громко – тихо, тоненьким голосом и т.п.
  3. Закрепить знания о домашних животных.
  4. Использовать художественную литературу для ознакомления с названиями детёнышей животных и запоминания слов «щенок», «котёнок», «жеребёнок», «телёнок».
  5. Воспитывать гуманное отношение к животным.

Материалы: большая игрушечная машина-грузовик; игрушки: корова, лошадь, кошка, собака; картинки из серии «Домашние животные» – «кошка», «Собака», «Лошадь», «корова» и картинки из серии «Животные и их детёныши» – «кошка с котёнком», «Собака со щенком», «Лошадь с жеребёнком», «корова с телёнком» (наглядно-дидактическое пособие «Раннее детство: развитие речи и мышления», автор Л.Н.Павлова).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I часть.

В групповую комнату входит Карлсон (игрушка) с большою игрушечной машиной, в кузове которой находятся игрушки: корова, кошка, собака, лошадка.

Воспитатель: Дети, посмотрите: кто это к нам приехал в гости? (Хоровой и индивидуальные ответы детей). Правильно! Кошечка, корова, собачка и лошадка! (Поясняет) Это домашние животные.

II часть. Домашние животные

Воспитатель показывает знакомые детям картинки («Кошка», «Собака», «Корова», «Лошадь») и спрашивает:

Какие животные изображены на каждой картинке? (Дети узнают и называют их).

Далее воспитатель рассказывает о «взрослых» и «малышах» в животном мире. Сравнивает с человеческими семьями. Читает:

Кто ребёнка нежно любит?
Кто малышку приголубит?
Кто от ветра защитит?
Поругает и простит?
Кто укроет одеяльцем?
Напоит кто молочком?
Кто расскажет сказку на ночь
Тихим добрым шепотком?
Ты, конечно, догадался – это мамочка твоя!
Ну, а как же у других –
У котёнка, у телёнка,
У щенка, у жеребёнка
Есть ли мамы?
Вот о чём
Поведём мы разговор.

III часть. Животные и их детёныши

Воспитатель поочерёдно показывает картины (среднего размера), на которых изображены взрослые животные и их детёныши, спрашивает: «Кто же на картине нарисован? (Хоровой и индивидуальные ответы детей).

Правильно! Корова. А кто рядом с ней? Это её детёныш – телёнок. Кто же это? Повторите: «Корова с телёнком».
Обращает внимание детей на то, что корова большая, а телёнок маленький. У коровы рога, она бодается. У телёнка нет рожек, ещё не выросли (или у телёнка ещё очень маленькие рожки). Корова большая, мычит громко, протяжно: «М-М-У-У-У».
Дети воспроизводят мычание коровы и телёнка (хором и индивидуально).

На лугу телёнок скачет,
«Му-у-у» – кричит,
Но он не плачет,
Мать-коровушку зовёт.
Молоком поит она
И телёнка, и тебя.

Воспитатель показывает следующую картину: «Посмотрите, а кто на этой картине нарисован?» ((Хоровой и индивидуальные ответы). Правильно! Собака! А кто рядом с нею? Это её детёныш – щенок. Кто же это? Повторите: «Собака со щенком».
Затем рассматривают картину «Лошадь с жеребёнком».

Выгнул шейку жеребёнок –
Сильной лошади ребёнок,
Только на копытца встал,
Вслед за мамой побежал.

Следующая картина «Кошка с котёнком»:

Посмотри, играют в прятки
Шаловливые котятки.
Притаилась у окошка,
Тихо-тихо мама-кошка
Учит деточек играть:
Мячик по полу катают,
Мышкой мяч воображают.
То подбросят, то поймают!

Дети с удовольствием рассматривают эти картины, хором и индивидуально отвечают на вопросы воспитателя, подражают голосам животных.
Воспитатель даёт дополнительную информацию, например о повадках домашних животных, о том почему они необходимы людям.

IV часть. О больших и маленьких

Воспитатель рассказывает детям о том, как взрослые животные заботятся о своих детёнышах: вылизывают, защищают, оберегают. В непринуждённом диалоге закрепляются слова: «щенок», «котёнок», «жеребёнок», «телёнок», «детёныш» и «детёныши».

V часть. Дидактическая игра «Найди детёныша для мамы»

Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и предлагает следующий рассказ.
«Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали из дому и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы). Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».
Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки. Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки.

VI часть

Воспитатель переносит картинки с изображениями животных и их детёнышей на мольберт, чтобы дети могли не только ещё раз посмотреть на них, вспомнить, как животные называются, но и «поговорить» с ними, и даже поиграть.
Далее воспитатель говорит: «А теперь посадим мам и их детёнышей в машину и повезём на прогулку».
Исходя из уровня возможностей своих маленьких подопечных, воспитатель может в конце занятия предложить послушать стихи А.Шибаева (с подговоркой текста):

Жил-был маленький ЩЕНОК.
Он подрос однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая  – …

ЖЕРЕБЁНОК с каждым днём
Подрастал и стал …

Этот важный КОТ Пушок
Был маленьким …

А отважный ПЕТУШОК –
Крохотным …

В конце занятия, воспитатель хвалит детей и раздает принесенные игрушки детям.