Опыт работы "Внимание можно и нужно развивать"


Цель: коррекция и компенсация имеющихся отклонений в психическом развитии, а именно внимания.

Более 10 лет [2000–2012 гг.] работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Помимо речевых нарушений у них недостаточно развиты психические процессы, особенно может протекать без внимания. Развивать внимание можно и нужно, чтобы помочь детям с нарушениями речи успешно подготовиться к обучению в школе. Неоценимую помощь в этом оказывают игровые упражнения, задания и дидактические игры на развитие психических процессов. Упор сделан на занятия по формированию элементарных математических представлений [ФЭМП].

Составила перспективный план занятий, куда включила задачи по развитию психических процессов. Высокая плотность занятия, постоянная смена деятельности, обилие дидактического материала, позволяют поддерживать познавательный интерес, внимание детей. Дети чувствуют себя уверенно и комфортно. К концу учебного года Дети показывают хорошие результаты в усвоении программы и развития внимания.

Предлагаю конспект занятия.

Программное содержание:

Материал: натуральный ряд цифр; карта – таблица; счетные палочки; простые карандаши на каждого ребенка; чудо – дерево с цифрами; машинки – игрушки; мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент:

1) Воспитатель: Дети, отгадайте, загадку:

«Я бываю разная: черная и красная,
Легковая, грузовая. Кто же я такая?»… (Машина)

Дети проходят в группу. Девочки называют воздушный транспорт, мальчики – водный.

Воспитатель: Назовите, какой сегодня день недели?

Дети: Сегодня, вторник.

Воспитатель: Какой по счету этот день?

Дети: Второй по счету.

Воспитатель: Назовите четвертый день недели?

Дети: Четверг.

Воспитатель: Какой день между воскресеньем и вторником?

Дети: Понедельник.

Воспитатель: Какая по счету пятница?

Дети: Пятая по счету.

Воспитатель: Молодцы!

2) Задание «Веселый счет»

Воспитатель: Я начну, а вы продолжите. Считаем в прямом порядке. 3, …; 7, …; 5, ….

Воспитатель: Считаем в обратном порядке. 9, …; 6, ….

Воспитатель: Молодцы! Вы очень внимательны.

3) Воспитатель: Назовите числа от 2 до 8, пропустив одно число.

Ребенок: 2, 3, 4,…,6, 7, 8.

Воспитатель: Какое число пропустил Ваня?

Ребенок: Ваня пропустил число 5.

Воспитатель: Какие 2 числа пропущу я? Слушайте внимательно. Считаю в обратном порядке. 9, 8, 7, …, 5, 4, …, 2, 1.

Дети: Вы пропустили 6 и 3.

Воспитатель: Правильно. Назовите числа больше 2, но меньше 6 [на доске натуральный ряд чисел].

Дети: Это 3, 4, 5.

II. Работа за столами

Дети садятся на места. [Около доски расположено «Чудо – дерево с цифрами]

а) Упражнение на внимание

Воспитатель: Назовите зимующих птиц?

Дети: Синица, воробей, ворон, сорока, дятел, снегирь, свиристель, клест, голубь.

Воспитатель: Это чудо – дерево. На ветках расположились не птицы, а цифры. Скажите, какой цифры не хватает?

Дети: Нет цифры 10.

б) Задание «Назови соседей»

Дети раскладывают цифры перед собой.

Воспитатель: Покажите соседей числа 6

Дети: Соседи числа «6» – 5 и 7

Воспитатель: Назовите предыдущее и последующее число числа 4

Дети: Предыдущее число 3, последующее 5.

Воспитатель: Молодцы!

III. Закрепление знаний состава числа из двух меньших

Воспитатель использует таблицы – карточки.
Воспитатель показывает карту с цифрой 7.

Воспитатель: Вспомните и назовите, как можно составить число 7 из двух меньших чисел? Например:

и т.д.

Дети: Это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3; 2 и 5; 3 и 4; 1 и 6.

Воспитатель: На какие два меньших числа можно разложить число 9? [Карта с цифрой 9] – Молодцы, все справились с этим заданием.

IV. Динамическая пауза [физкультминутка]

На улице нашей машины, машины,
Машины – малютки, машины большие.
Дети двигаются по группе, держа в руках воображаемый руль.
Спешат грузовые, фырчат легковые,
Торопятся, мчатся, как будто живые.
Сделав разворот, двигаются в другую сторону.

V. Закрепление умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание

Дети останавливаются возле стола – «стоянки».

Воспитатель: Вспомним, из каких частей состоит задача? Назовите их.

Дети: Задача состоит из четырех частей. Это условие, вопрос, решение, ответ.

1) Воспитатель: Слушайте внимательно задачу [опора на наглядность].

  • На стоянке было 6 машин. Приехали ещё 2 машины. Сколько всего машин стоит на стоянке?
  • Назовите – повторите условие задачи. Что известно нам? Что нужно узнать?
  • Если приехали ещё 2 машины, их стало больше или меньше?
  • На какое действие задача? Как решили её? Сколько же стало на стоянке машин?

Дети: На стоянке всего 8 машин.

2) Теперь сами составьте задачу: 5-2.

3) Воспитатель: Ещё очень интересная задача. На грядке росло 8 кабачков. Хозяйка выкопала несколько. После этого осталась 5 кабачков. Сколько кабачков выкопала хозяйка?

Дети: 3 кабачка.

Воспитатель: Как вы узнали?

Дети: От 8 отняли 5. Получилось 3 кабачка.

Воспитатель: Всё ли правильно в этой задаче? Кабачок – это что? Где растет кабачок?

Дети: Это овощ. Растет на грядке, а не в земле. Можно сорвать.

Воспитатель: Какие овощи ещё вы знаете? Когда собираем урожай?

Дети называют овощи. Собирают урожай осенью.

Воспитатель: Сейчас какое время года?

Дети: Зима.

Динамическая пауза [физкультминутка] «Посчитаем»

[Согласование существительных и числительными]

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому, дети продолжают считать, правильно согласовывая существительные с существительными.

– 1 автобус, 2 автобуса,…, 5 автобусов.

– 1 лодка, 2 лодки,…, 5 лодок.

– 1 самолет, 2 самолета,…, 5 самолетов.

VI. Работа [на местах] за столами. Задание «Штриховка». Развитие мелкой моторики руки.

Воспитатель: Нужно «Покрасить» машины в заданном направлении [Например: самолет, теплоход, парусник] простым карандашом. – Какую машину ты красишь? Как называется твоя машина?

VII. Задание на развитие логического мышления. С палочками.

Воспитатель: Отсчитайте 10 палочек. Нужно выложить один прямоугольник, два квадрата, три треугольника.

Проверка выполнения задания.

VIII. Итог занятия

Оценка. Поощрение детей.