Обучение старших дошкольников культуре речевого поведения в процессе чтения сказок


Актуальность темы определяется ролью языка как важнейшего средства человеческого общения и тем обстоятельством, что на современном этапе в образовательно-воспитательных учреждениях, в частности в ДОУ, не всегда учитывается потенциал сказок для освоения норм речевого общения. О снижении внимания к данной стороне родного языка свидетельствует факт резкого падения уровня культуры речевого поведения, использование ненормированных речевых средств и речевого поведения членами нашего общества, в том числе и детьми.

Говоря о культуре речевого поведения, мы имеем в виду использование формул речевого этикета и соблюдение правил поведения во время бесед, разговора с кем-либо, участие в игре и т.д.

Решая ряд вопросов образовательно-воспитательной направленности, мы обратились к сказкам. И это не случайно. Они несут в себе потенциал народной культуры и делают ребенка обладателем национальных духовных ценностей

Программами дошкольного учреждения предусматривается освоение детьми некоторых формул речевого этикета. Вместе с тем, действующие программы, пособия, методические рекомендации к ним называют, но не раскрывают с достаточной полнотой потенциальные возможности сказок, как средства формирования у детей культуры речевого поведения. Нами представлены разработанные занятия, направленные не формирование культуры речевого поведения. Беседы-занятия об этике поведения рекомендованы для работы со старшими дошкольниками.

Легче всего правила этикета формируются в дошкольном возрасте и, чем раньше ребенок с ними познакомится, тем естественнее и непосредственнее он их будет выполнять. С нашей точки зрения, занятия могут помочь воспитателям сформировать у старших дошкольников привычку выполнять общепринятые правила вежливости, научат детей речевой культуре поведения.

Каждое занятие содержит литературный материал, используемый для проведения этической беседы, который сопровождают примерные вопросы, задания, игры.

Литературный материал (сказки) мы выбирали, учитывая особенности восприятия детьми текста с явными или скрытыми проявлениями культуры речевого поведения.

Специальные вопросы направлены на то, чтобы помочь детям проанализировать и оценить поступки героев, понять, как правильно поступить в данной ситуации.

Игры, задания – это своеобразный практикум. Дети упражняются в “вежливых” словах, овладевают способами морального поведения.

Инсценируя сказки, дети разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета. Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье. Поэтому очень важно установить тесный контакт воспитателей с родителями, с тем, чтобы предъявлять к ребенку единые требования.

Цель наших занятий – дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами речевого этикета.

Нами были разработаны 8 занятий по темам:

  • “Доброе слово лечит, а худое калечит”;
  • “Мы ходим в гости”;
  • “Мы встречаем гостей”;
  • “Мы оказываем помощь”;
  • “Мы оказываем помощь другу”;
  • “Вежливость – первая и самая приятная добродетель”.

План занятий по обучению детей культуре речевого поведения

ТЕМА ЦЕЛЬ Рекомендуемые сказки
(1) (2) (3) (4)
1. “Доброе слово лечит, а худое калечит” (Правила этики) Познакомить детей с правилами этики, с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей 1. “Дочь и падчерица” (русская народная сказка);

2. “Морозко” (русская народная сказка);

3. “Привередница” (русская народная сказка);

4. В. Одоевский “Мороз Иванович”

2. “Мы встречаем гостей” Учить детей быть вежливыми, упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях 5. А. Волков “Волшебник Изумрудного города” (глава “Страшила”)
3. “Мы ходим в гости” Формировать правила поведения в гостях. Вырабатывать навык вежливости, познакомить с вариантами приветствия и прощания 6. С.Я. Маршак

“Кошкин дом”

4. “Мы оказываем помощь” Формировать доброе, уважительное отношение друг к другу. Объяснить, кто такой истинно вежливый человек – это тот, кто не только знает “волшебные” слова, но и всегда делает приятное другим людям. 7. К.И. Чуковский “Доктор Айболит” (глава “Глупые звери”)
(1) (2) (3) (4)
5. “Мы оказываем помощь другу”

(Правила речевого поведения при оказании помощи другу)

Упражнять в употреблении вежливых слов, воспитывать у детей вежливость. Показать, как вежливо обращаться с просьбой к своему другу, к окружающим. Приучать детей выполнять правила речевого поведения. 8. “Гуси-лебеди” (русская народная сказка)
6 – 8 “Вежливость – это первая и самая приятная добродетель” Закреплять навыки вежливого общения с окружающими.

Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.

Вызывать у детей желание быть вежливыми.

9. “Баба-Яга и Машенька”

(русская народная сказка);

10. З. Мошковская “Вежливое слово”;

11. “Вежливый кролик” (мексиканская сказка);

12. А.С. Пушкин

“Сказка о рыбаке и рыбке”;

13. А.В.Сухомлинский “Как ежиха приласкала своих детей”;

14. А.В.Сухомлинский “Как зайчик грелся при луне”.

Далее мы излагаем подробные конспекты занятий по темам представленным в таблице (см. приложение).