Обеспечение оптимального сочетания профилактической и физкультурной деятельности на основе современных методов


Коллектив МОУНачальная школа – детский сад № 20” за время функционирования сникал заслуженный авторитет и доверие у родителей своих воспитанников. Здесь работают опытные и грамотные педагоги, которые творчески внедряют в жизнь современные педагогики и инновации.

Мы работаем под девизом: “Здоровые дети – здоровая семья – здоровая нация!” Каждый из нас понимает, что здоровье детей – это будущее нации.

Из этого видно, что приоритетное направление нашей работы – охрана и здоровье подрастающего поколения.

Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных. Громом среди ясного неба звучат результаты научных исследований во всем мире, которые свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников и младших школьников.

Не обошла эта проблема и наше учреждение. Ежегодное обследование, вновь поступающих детей в наше МОУ, представляет собой неутешительную картину.

Каждый второй ребенок приходит с отклонением в развитии опорно-двигательного аппарата и в частности с плоскостопием. Если говорить языком цифр, то это следующие данные: 2005 год из 18 поступивших, плоскостопие имели 8 детей. В 2006 году из 21 поступивших, плоскостопие у 11 детей. В 2007 году из 19 поступивших, 10 детей с плоскостопием. Все эти данные настораживают и дают понять насколько актуальна эта проблема. Тем более плоскостопие нередко является одной из причин нарушения осанки, а дошкольное учреждение в свою очередь является всего лишь стартовой площадкой для всего образовательного процесса в жизни ребенка, следовательно, именно здесь мы должны сделать всё зависящее от нас, чтобы наши воспитанники вышли из сада здоровыми.

Поэтому наш педагогический коллектив принял решение о необходимости переосмысления работы с детьми в сфере физического воспитания, организации режима и лечебно-профилактической работы.

Понимали из опыта, что любая даже самая эффективная система оздоровительной работы не принесет результата, если не будет взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому первым шагом в решении этой проблемы было создание клуба “Помоги ребенку сам”. На заседаниях присутствуют родители, чьи дети имеют плоскостопие или находятся в группе риска. Вообще двери клуба открыты для всех желающих получить консультацию. Первый этап работы клуба это анкетирование, тестирование родителей (Приложение 1). Учим родителей проводить плантографию и подометрию по методу М.Фридланда. Родители признаются проведя платографию стоп у своего ребенка: “Одно дело услышать диагноз, совсем другое его увидеть.

Обсуждаем комплексы лечебной гимнастики. Объясняем, что достаточно выбрать 3 – 4 упражнения и выполнять их с ребенком, пока ему не надоест. Главное упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку.

Наша работа одобрена и поддержана детской поликлиникой, врачами ортопедами и в частности врачом-ортопедом Насоновой Т.Ф., педиатром Даудовой Е.А.. Они постоянные гости на заседаниях нашего клуба.

При проведении плантографии выявлено: плоскостопие 1 степени у 30 детей, плоскостопие 2 степени у 4 детей. У 27 детей наблюдается статическое плоскостопие, на что влияют следующие факторы:

- ношение не соответствующей обуви;

- дефицит в организме белков, витаминов, кальция и других элементов;

- недостаточная физиологическая нагрузка на стопу;

Активное участие принимают родители в смотрах-конкурсах коррекционной гимнастики, где вместе с родителями обновляют и изготавливают специальных инвентарь для проведения занятий (дорожки из следов, камешек, различные змейки и др.)

Главное содержание технологической цепи в условиях формирования новых подходов к организации оздоровления детей – обеспечение оптимального сочетан6ия коррекционно-профилактической и физкультурной деятельности на основе современных методов.

Мы создали в своем учреждении все условия для эффективного проведения оздоровительной работы. Дополнена “усилена” модель двигательного режима детей оздоровительными мероприятиями, что в свою очередь привело к созданию определенной системы данной работы (приложение 2).

Проводится до 12 оздоровительных мероприятий, как правило, не медикаментозных, что позволяет говорить о конкретных результатах оздоровления детей.

У нас хорошая спортивная база. Не каждое дошкольное учреждение может позволить своим воспитанникам испытывать радость от купания круглый год, наши мальчишки и девчонки плескаются и плавают независимо от того, какая погода за окном.

Мы – учреждение общеобразовательного вида, но организовали компенсирующие группы, куда входят дети с нарушением в развитии ОДА (плоскостопие, косолапость). Все они распределены по возрастным группам. Забегая вперед, хочется на примере одной группы, сообщить цифры, которые вас заинтересуют. Это анализ состояния здоровья детей с 2004 по 2007 год. Результаты за три года:

- 2004 – 2005 год набрана 2-ая младшая группа, детей с плоскостопием 9 человек;

- 2005 – 2006 год эти дети уже в средней группе, с плоскостопием 10 детей ( в середине года поступила девочка с плоскостопием);

- 2006 – 2007 год они уже в старшей группе, с плоскостопием 8 человек;

- на начало 2007 – 08 учебного года они уже в подготовительной группе, плоскостопием 7 человек.

Вы можете сказать, где результат. Объясняем. Плоскостопие трудно излечить, его легче предупредить. Но если даже 1-2 детей мы смогли перевести в основную группу здоровья, а у остальных не наблюдается прогрессирования плоскостопия – это тоже результат. Данные за три года свидетельствуют, что круглогодичная профилактика и коррекция нарушений системы ОДА: оздоровительная работа, ЛФК. Массаж, занятия в бассейне, гимнастика после сна позволили улучшить показатели здоровья.

Контрольные плантограммы, проводимые врачом ортопедом и медсестрой, или улучшились), кая часть стопы уменьшилась), или осталась без изменения. Ухудшения не наблюдалось. У всех ребят улучшилось самочувствие. Дети эмоциональны, подвижны.

Проведение всех этих мер позволяет нам говорить о снижении заболеваемости в целом. На сегодняшний день эти данные таковы: снизился показатель пропусков по болезни одним ребенком в году с 7,4 до 6,4 дней.

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволяют считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств был достаточно или недостаточно эффективен. В случае неэффективности метода он пересматривается, корректируется, дополняется.

Хочется остановиться более подробно на некоторых методах оздоровления наших детей, которые нами разработаны, дополнены, скорректированы, апробированы и дают положительные результаты.

Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Как было сказано выше, мы дополнили, “усилили” модель двигательной активности оздоровительными мероприятиями. Мы ввели у себя лечебную гимнастику. Именно лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия. Понимали и понимаем до сих пор, что самое важное состоит в том, каким образом дети будут воспринимать занятия ЛФК. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения ребенка. Дыхание при выполнении упражнений свободной. Составляя комплексы и подбирая упражнения даем им названия: “Балерина – это я”, “Весёлый зоосад”, “Рано-рано два барана” и т.д., используем образы-преображения. Так, им легче сгруппироваться, когда они слышат “Ежики”, чем “сгруппируйтесь”.

Для того, чтобы гимнастика приносила больше радости нашим ребятам, вводим в упражнения элементы игры. Так из упражнения “Захват мяча ногами” (используем мячи среднего и большого размера) организуем игры “Передай мяч соседу” или “Катится колобок, катится”.

Думаем, вам всем известно, что детям с врожденным плоскостопием очень тяжело ходить на носках и наружной стороне стопы. Это самые простые, нов то же время самые эффективные упражнения для коррекции плоскостопия. Чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, нагрузку увеличиваем с начинающими постепенно, зная, что на данном этапе организм проходит адаптацию. Поэтому первый этап состоит из комплексов в положении сидя и лежа. Такие, как сгибание и разгибание стоп, постукивание пальцами в пол, катание предметов, подъем и перенос предметов пальцами ног и др. По мере укрепления мышечно-связочного аппарата совершается чудо: нагрузка ребятами переносится легко. И тогда переходим на более сложные комплексы в положении стоя и к упражнениям при ходьбе, на снарядах, в парах.

Ребята старших групп свободно выполняют комплекс упражнений “Балерина – это я”. Этот комплекс состоит из упражнений разработанный нами и одобрен врачом ортопедом. Он выполняется на высоких носках. Его выполняют ребята в театрализованном исполнении ( в костюмах) к отчетному заседанию клуба “Помоги ребенку сам”. Все упражнения просты и доступны детям. Дозировка индивидуальна, в зависимости от возраста и выносливости мышц ребенка.

С младшими детьми выбираем всего 3-5 упражнений и выполняем их с ними до тех пор, пока им не надоест. Всегда помним: для эффективности занятия важно не разнообразие, а качество выполнения движения! Практикуем проведение ЛФК со смешанными группами (обычно в конце учебного года). Подбираем такие упражнения, чтобы их одновременно мог выполнить и малыш, и старший ребенок. Старшие “опекают малыша”, а тот в благодарность выполняет с усердием упражнения, “копируя” старшего товарища. Это такие упражнения “Пойдем погуляем”, Делай как я” и др.

Используем на занятиях элементы самомассажа: поглаживание, растирание, постукивание в игровой форме. Так слова: “Связала бабушка носочки, чтоб ножки не замерзли, давайте их оденем” - позволили быстро с ориентироваться и понять детям, что массируют, растирают стопу в направлении от голеностопного сустава к коленному.

Значительно повысился интерес к занятиям ЛФК у детей, когда ввели индивидуальные карты-дневники. Это красочно оформленные мини-альбомы, где на первой страницы фотография ребенка, его данные. Пополняется он проводимыми комплексами, рекомендациями, плантограммами начального этапа занятий и контрольного, фотографиями занятий. Приятно и трогательно слышать, когда малыши, спускаясь в зал и держа в руках свои дневники, всем сообщают: “Мы на лечебную гимнастику!” Есть у нас и свой девиз, без которого мы не начинаем занятие:

Будешь радостен и бодр
Летом и среди зимы,
Если сможешь подружиться
С ЛФК, как мы!”

Если говорить о профилактических мерах нашей работы, то ими охвачены все дети без исключения. Утренняя гимнастика в любое время года проходит босиком с обязательным использованием 2-3 специальных коррекционных упражнений и прохождение ребристых досок или различных дорожек. Оздоровительным бегом занимаемся третий год по согласованию с родителями. Бегаем два раза в недели в утренние часы. Численность желающих растет. Трасса проложена вдоль экологических троп. В летнее время пробежки совершаем босиком. В основном практикуем разновозрастные группы, при этом заранее оговариваем с воспитателями их конечные остановки. Детям сообщаем: “Муравьишки (младшие дети) бегут к своему домику и возвращаются назад, а лисички (старшие дети) должны догнать резвого зайчонка” и т.д. Во время бега большое внимание уделяется рациональному дыханию детей (вдоху-выдоху), которое способствует развитию и укреплению грудной клетки.

Велика роль занятий в бассейне при профилактике плоскостопия. Наличие бассейна не только позволяет нам обучать детей плаванию, закалять их, но дает мощную эмоциональную разрядку. Занятия в бассейне снижают чрезмерную нагрузку, возбудимость, укрепляют нервную систему, воспитывают уверенность в себе. При плавании вода как бы облегчает тело, поэтому снижает давление на опорно-двигательный аппарат ребенка, особенно на позвоночник. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании (работа ног при плавании “кроль”) оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает лечить и предупредить плоскостопие. (рис.1; рис.2)

Конечно, интерес, игра – самые главные побудительные стимулы. Практикуем игровую площадку – спускается до необходимого уровня вода в бассейне, и на определенное время запускаются дети. Сколько эмоций, весёлого визга! Водной площадкой пользуются все возрастные группы по графику. Уже превкушая удовольствие от встречи с водой дает заряд бодрости, а, следовательно, и здоровья. Считаем, что важнее научить ребенка любить воду, нежели даже научить плавать. Устраиваются в воде и театрализованные представления. Используем комплексы аквааэробики, составленные инструктором после изучения книги Дебби Лоуренс “Аквааэробика”.

Коррекционная гимнастика после сна помогает улучшить настроение, а также способствует профилактике плоскостопия. Занятия проводятся под медленную музыку, которая помогает детям пробудиться ото сна, получить заряд бодрости. После выполнения упражнений лежа в постели, ребята встают, выполняют ходьбу на носках, перекаты с пятки на носок и переходят к упражнениям на специальном оборудовании.

Хочется рассказать ещё об одной нашей новинке. С целью профилактики и коррекции плоскостопия уже в течении двух лет применяем ножные тренажеры в образовательном процессе.

Продолжается, набирая силу, оздоровительная работа и в летнее время. На протяжении пяти лет на базе нашего учреждения действует летний оздоровительный лагерь дневного пребывания, где дети закаляются и оздоравливаются по девизом: “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”.

В отличие от других садов наши выпускники остаются в нашей школе, а это значит, что профилактика и коррекция нарушений ОДА продолжается и в начальном звене школы. Среди наших учеников нет ни одного с нарушением осанки. Мы ввели в расписание занятий в школе два занятия плаванием. Наши ребята постоянные участники и призеры городских спортивных соревнований и соревнований по плаванию. Какие школьники имеют такие возможности? Оздоровительная работа в школе не снижается, а набирает обороты. (рис.3)

Уже восемь лет действует в нашем МОУ клуб “Весёлые медузы”, который посещают дети не только нашего сада и школы, но жители микрорайона и города. Посещают его и дети, направленные врачами-ортопедами детской поликлиники.

Для участия в различных мероприятиях, проводимых в саду-школе мы постоянно привлекаем родителей. Стремимся их убедить в необходимости семейных занятий физкультурой. Бодрящая прогулка или “Лыжный десант” - наилучшая возможность для “все семейного” досуга, прекрасный способ достигнуть взаимопонимании.

Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.

Так пусть будут здоровы наши дети и давайте всегда помнить слова Сократа:

“ЗДОРОВЬЕ НЕ ВСЁ, НО ВСЁ БЕЗ ЗДОРОВЬЯ – НИЧТО!”