Обеспечение готовности дошкольников к обучению


Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из нихэмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. Поэтому в последнее время большинство родителей очень щепетильно выбирают школу для своего ребенка. По их мнению, она должна соответствовать всем государственным стандартам и предоставлять родителям возможность выбора.

В представлении Концепции модернизации российского образования министр образования и науки Андрей Фурсенко заговорил о предшкольном образовании. Предшкольное образование адресовано детям седьмого года жизни, призвано решать задачи подготовки к школьному обеспечению и мягкой адаптации к школе. "Существует такое понятие, как синзитивный период, – говорит Реморенко. – Возраст, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере». [11]

В основном предшкольное образование осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Отдельные дошкольные учреждения пытаются опередить события и занимаются с детьми по программе начальной школы. Существуют вполне реальные программы подготовки детей к школе, которые учат дошколят оперировать понятиями оксокаэдр или додекаэдр!

Как показывает практика, ребенок, прошедший такую подготовку, даже если он в 1–2-м классе демонстрирует лучшие результаты, уже с 3-го класса начинает заметно уступать своим сверстникам, прошедшим «правильную» подготовку.

В настоящее время детское дошкольное учреждение самостоятельно выбирает программу для обучения детей старшего дошкольного возраста. Министерство образования и науки РФ – за вариативность форм и методик обучения. Однако из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в

начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, а при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность (специалисты утверждают, именно оттуда, из детства, идут аналогичные проблемы большинства взрослых). Поэтому и возникла необходимость разработать общие рекомендации по образованию детей старшего дошкольного возраста.

Вместе с тем в последнее время получили широкое развитие так называемые группы подготовки к школе, работающие при школах или учреждениях дополнительного образования. Предшкольное образование при школах оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку.

В этом же видят преимущество предшкольной подготовки и сами школы. Основная задача этих групп – адаптация детей к обучению и создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Однако определенной программы в практике не существует. Открытие предшкольных групп диктуется возможностями каждой школы, потребностями родителей и учеников. Лицей № 22 города Белово является инновационным учреждением, которое имеет такие возможности.

Мы выбрали свою программу «вхождения в школьную жизнь», где на первом этапе педагоги и администрация лицея посещает родительские собрания в детских садах, где дают рекламу учреждению, педагогам, новшествам, отвечают на волнующие вопросы родителей. Затем мы приглашаем в школу на День открытых дверей, где родители и дети могут посмотреть школу, познакомиться с дополнительным образованием лицея в стиле концерта. На втором этапе начинаем развивающие занятия для дошкольников.

Важнейшей задачей предшкольного образования в настоящее время является обеспечение личностного развития ребенка.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у детей 5-7 лет качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью. Поэтому образование ребенка старшего дошкольного возраста должно быть направлено на обогащение личностного потенциала, а не на искусственное ускорение (акселерацию) развития.

Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться прежде всего как его психологическая готовность.

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Очень важный аспект личностной готовности ребенка к обучению в школе связан с его взаимоотношениями со взрослыми. К концу дошкольного возраста ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные ситуативные отношения с ними, но и на определенные нормы и правила.

Основу организации образовательного процесса определяют следующие принципы работы с детьми:

  • уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
  • обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
  • использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфические детские виды деятельности;
  • обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной и др.);
  • широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
  • широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
  • обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
  • формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Цель программы – обеспечение адаптации дошкольников к обучению, сохранение психического здоровья, эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, Приводим примерные развивающие занятия, программы для дошкольников лицея (таблица 1, 2) .Такие занятия проходят «открытыми», где родителям предоставляется широкий выбор для будущего обучения.

Таблица 1

Развивающие занятия Цель
1. Психологические тренинги на взаимодействие Обеспечение коммуникативно - психологической адаптации детей
2. Введение в курс английского языка Знакомство с новым языком для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.
3. развивающие занятия с учителем начальных классов Обеспечение коммуникативно - психологической адаптации детей, совершенствование речи; развитие слухового внимания . Развитие образного и логического мышления, воображения
4. окружающий мир Формирование знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе
5. хореография Приобщение учащихся к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса.
6. Введение в курс изобразительного искусства и художественного труда Развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения.
7. физическая культура8. Ведение в курс дополнительного образования «Художественная гимнастика» Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, развитие двигательных умений и навыков, воспитание интереса и инициативы на занятиях физической культуры
9. Ведение в курс дополнительного образования «Русский фольклор» Развитие интереса к музыке, воспитание уважения к истории, традициям; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности
10. Пропедевтический курс информатики Развитие умения рассуждать строго и логически, развитие фантазии и творческого воображения

Таблица 2. Планирование развивающих занятий для дошкольников

дата класс смешанного обучения класс мальчиков класс девочек
Ноябрь 1. развивающее занятие 1. развивающее занятие 1. развивающее занятие
2. развивающее занятие 2. знакомство с классом девочек 2. знакомство с классом мальчиков
Декабрь
1 неделя
1. развивающее занятие 1. развивающее занятие 1. развивающее занятие
2. занятие психологии  2. хореография 2. английский язык
2 неделя 1. развивающее занятие 1. развивающее занятие 1. развивающее занятие
2. фольклорное занятие  2. английский язык  2. хореография 
3 неделя 1. развивающее занятие 1. развивающее занятие 1. фольклорное занятие
2. хореография/английский 2. фольклорное занятие  2. развивающее занятие 
Январь
4 неделя
1. развивающее занятие 1 .развивающее занятие 1. занятие по психологии
2. хореография/английский  2. занятие по психологии  2. развивающее занятие 
Февраль
1 неделя
1. развивающее занятие 1. информатика 1. развивающее занятие
2. информатика  2. информатика 
2. развивающее занятие 
2 неделя 1.развивающее занятие 1. развивающее занятие 1. развивающее занятие
2. развивающее занятие  2. развивающее занятие 2. спортивное занятие
3 неделя 1. развивающее занятие 1. развивающее занятие 1. развивающее занятие
2. спортивные соревнования  2. спортивные соревнования  2. развивающее занятие 
4 неделя. 1. развивающее занятие 1. изобразительное искусство 1. развивающее занятие
2. изобразительное искусство  2. художественная гимнастика 
2. развивающее занятие 
Март
1 неделя
1. развивающее занятие 1. развивающее занятие 1. развивающее занятие
2. трудовое обучение 2. трудовое обучение 2. трудовое обучение
2 неделя 1. развивающее занятие 1. развивающее занятие 1. психологическое занятие
2. развивающее занятие 2. психологическое занятие 2. развивающее занятие
3 неделя
4 неделя
Развивающие занятия с классными руководителями
Организация родительских собраний (работа родительских комитетов)

Одновременно работает «Школа современного родителя», в которой родители будущих первоклассников знакомятся с нормативно-правовой базой лицея, направлениями деятельности лицея (таблица 3).

Таблица 3. Примерные темы «Школы современного родителя»

1 Нормативно-правовая база лицея (Устав, положения, договор )
2 Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования
3 Готовность к школьному обучению
4 Здоров ли ваш ребенок? Пора ли в школу?
5 Физическое воспитание младшего школьника в семье
6 Мальчики и девочки. Психологические особенности*
7 Мальчики и девочки учатся по-разному*
8 Умные советы по воспитанию мальчиков (девочек) / презентация слайдов
9 Взаимодействие школы и семьи
10 Чтение в жизни ребенка. Приемы обучения чтению
11 Компьютер и школьник. Компьютерные развивающие программы
12 Решение проблем адаптации
13 Умеете ли вы любить ребенка?

* В лицее реализуется раздельно-параллельное обучение по выбору родителей

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Большую роль играет атмосфера в школе, если она направлена на создание всеобщего уважения, доброты, человечности, интереса, терпимости, поощрения всяческого успеха, условий для творчества, для саморазвития каждого, индивидуальной поддержки педагога и ребенка, коллективного и индивидуального продвижения вперед, то тогда и расцветают истинные мастера, профессионалы своего дела.

Литература

  1. Бабенкова, Е.А. Здоров ли ваш ребенок?/ Е.А. Бабенкова -М.: Вентана – Граф, 2003.-32с.
  2. Бауэ, В. "Предшкольное образование" в рамках экспериментального проекта Ленинградского педагогического колледжа Краснодарского края pedsovet.org/forum/topic1632.html
  3. Безруких, М.М. Пора ли в школу?/ М.М. Безруких. -М.:Вентана – Граф, 2003-16с.
  4. Гин, С.И., Прокопенко, И.Е. Первые дни в школе: пособие для учителей 1 – х классов – 3 – е изд./ С.И. Гин, И.Е.Прокопенко. – М.: Вита – Пресс, 2002. – 80с.
  5. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному! – руководство для педагогов и родителей: пер. с англ./М.Гариен.- М.: ООО «изд-во Астрель», ООО «изд-во АСТ», 2004. – 301с.
  6. Деркач, Т. И. Предшкольное образование в гимназии №42 г. Пензы
    www.vestnik.edu.ru/dergaxh.html
  7. Зайцев, С.В. Личностно- ориентированный подготовительный к школе класс / С.В. Зайцев.- М.: Сентябрь, 2003. – 160с.
  8. Физическое воспитание младшего школьника в семье / Ю.А.Копылов, М.В. Малыхина, Н.В.Полянская Н.В. – М.: Вентана – Граф, 2003-24с.
  9. Майер, А. А. Сопровождение ребенка в предшколе на основе показателей его развития/ А.А. Майер // Начальная школа плюс минус до и после.- 2008.-№ 12.- С.6-9
  10. www.eurekanet.ru/ewww/info_print/13079.html
  11. Реморенко, И. По материалам Министерства образования и науки.
    www.studyguide.ru/reading.php?id=8