О работе подготовительных классов


Школа… Как много ожидания, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. “Почему это произошло? Что было упущено?” – не раз задают себе вопросы взрослые.

Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Для профилактики трудностей и создаются подготовительные классы при школе и в детском саду.

При школе МОУ СОШ № 15 уже 8 лет организуются подготовительные классы, в которые сначала Принимались дети, не посещающие детский сад. С 1994 года школа активно сотрудничает с детскими садами, расположенными по соседству.

В наших подготовительных классах реализуются следующие программы.

Программа Подготовка дошкольников к письму и обучению грамоте предусматривает развитие у детей в процессе игровой деятельности внимания, воображения, мышления, формирование некоторых способов умственной деятельности: умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. В возрасте 5-6 лет предусматривается подготовка детей к обучению грамоте. Учитель подводит детей к звуковому анализу слов, учит их делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, дает представление о слове, предложении.

Большое значение для развития речи детей имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное взрослым, выразительно читать стихотворения.

В процессе чтения художественной литературы, осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости, эстетических вкусов, интереса к книге.

Для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность.

Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе.

Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звук в слове, т.е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове. Всему этому детей учит логопед на занятии “Звуковая культура”.

Программа “Подготовка к обучению математике” предназначена для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста, развития школьно-значимых психофизиологических функций, развития познавательной активности.

Поэтому основными задачами развития дошкольников являются:

– формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

– увеличение объема внимания и памяти;

– формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);

– развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

– развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

– выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

– формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Занятия проводятся не только за столом над страничкой тетради. Чтобы переключить активность детей, не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. Обратная связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, мы дифференцируем задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них.

Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

– создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

– новое знание вводится через самостоятельное “открытие” его детьми;

– обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом;

– при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами явлениями окружающего мира;

– у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

– процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

– обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Изложенные принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы для их нормального психофизиологического состояния. Этому способствует программа “Развитие”, занятия по которой ведет психолог школы.

Известно, что одной из трудностей обучения письму в первом классе является нарушение моторики. Чисто механическое выполнение самого процесса письма, осложняется тем, у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Программа “Развитие творческих способностей” направлена на раннюю диагностику и корректировку имеющих трудностей.

Программа предусматривает воспитание у детей эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Главные задачи данной программы:

– учить самостоятельно применять изобразительные навыки в рисовании, лепке, аппликации, используя выразительные средства;

– учить изображать предметы с натуры;

– учить передавать форму, величину и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм, цветовые сочетания, пластичность движения в лепке, выразительность силуэта в аппликации;

– учить последовательно выполнять все этапы работы;

– развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства;

– формирование у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества, о средствах художественной выразительности.

Все выше описанные программы составлялись и изменялись педагогами школы в течение 8 лет работы подготовительных классов.

Занятия с дошкольниками продолжаются с середины сентября по май. В течение года для родителей будущих первоклассников проводятся открытые занятия, индивидуальные консультации после каждого занятия, а в заключение родителям выдается диагностическая карта “Портрет” будущего первоклассника” с тем, чтобы родители смогли обратить внимание на положительные стороны ребенка, так и на недостатки, которые можно исправить.

Все дошкольники из подготовительных классов автоматически записываются в школу, не проходя общепринятых собеседований.