О необходимости создания адаптивного ДОУ на селе


Актуальность создания адаптивного ДОУ обусловлена его соответствием потребностям, интересам, социальному заказу на дошкольное образование со стороны основных групп участников воспитательно-образовательного процесса и общественности, потребностям самой системы образования.

Расположенность ДОУ в сельской местности, отсутствие у родителей возможности выбора дошкольного учреждения определенного типа, неоднородный состав населения поселка привели коллектив ДОУ к пониманию необходимости преобразований. Мы полностью согласны с мнением, что не ребенок должен приспосабливаться к образовательному учреждению, а именно дошкольное учреждение должно стремиться адаптироваться к любому воспитаннику, принимая во внимание его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья.

Педагогический коллектив МДОУ “Калининский д/с “Солнышко” нашел собственные подходы к созданию своей адаптивной модели дошкольного учреждения. Разработка нового содержания потребовала от нас подойти к его отбору с учетом природных, экологических, экономических, социальных, культурно – ценностных особенностей нашего региона.

Адаптивная образовательная модель – модернизированное массовое общеобразовательное учреждение для детей со смешанными способностями.

Цель переход к дошкольному образовательному учреждению адаптивного типа:

создание условий для дифференциации содержания образования дошкольников с гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ, обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием для эффективной подготовки воспитанников к поступлению в школу.

Для достижения данных целей необходима реализация следующих задач:

  1. Адаптировать воспитательно-образовательный процесс к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников.
  2. Обеспечить условия для сохранения, укрепления психофизического здоровья детей, обеспечения безопасности их жизнедеятельности.
  3. Обеспечить коррекционно-развивающую поддержку детям, имеющим трудности в речевом и эмоционально-волевом развитии.
  4. Осуществить переход на развивающее обучение, предполагающее обязательное включение ребенка как субъекта деятельности в учебный процесс: опора на его познавательные потребности, поисковую активность, самостоятельность, позитивное эмоциональное восприятие ситуации.
  5. Направить усилия на оказание коррекционно-педагогической поддержки и консультативно-практической помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста.

В определении перспектив развития нашего детского сада мы исходим из того, что развитие, как таковое, не должно заменять функционирования, которое позволило нам добиваться достаточно стабильных результатов, благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кадровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. развитие ДОУ, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад детского сада.

Ожидаемые результаты:

Модернизированное учреждение для детей со смешанными способностями, которое отвечает современным требованиям к дошкольному образованию, удовлетворяет запросам родителей и обеспечивает:

  • внедрение новых технологий воспитания и обучения дошкольников;
  • снижение детской заболеваемости, повышение сопротивляемости организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни;
  • удовлетворение потребности детей в психофизическом благополучии в условиях общественного воспитания, социальной адаптации;
  • предоставление равных возможностей для получения дошкольного образования;
  • совершенствование форм семейного воспитания детей;
  • построение современной развивающей среды.

Обновленное учреждение способно удовлетворить потребности населения в дошкольных образовательных услугах и, самое главное, потребности всех детей от 1 до 7 лет в соответствии с их способностями, склонностями, возможностями.