О диалогическом взаимодействии с семьей дошкольника, имеющего общее недоразвитие речи


В этой статье мы хотим познакомить читателя с опытом диалогического взаимодействия с семьей дошкольника, имеющего общее недоразвитие речи. Важность и необходимость такого взаимодействия едва ли нуждается в обосновании. Бесспорно, семья – этот тот жизненный центр, который помогает взрастить в душе человека вечные ценности добра, красоты, любви. В семье ребенок делает первые шаги, произносит первые слова, получает первый опыт. Духовное здоровье семьи, или отсутствие такового, во многом определяют характер ребенка и его отношения с миром и другими людьми. Недостаток теплоты и доверия к ребенку, предоставление ему безграничных свобод, контрастное воспитание, проектирование будущего малыша по собственному усмотрению родителей и другие искажения взаимоотношений В семье приводят к возникновению многих детских проблем, в том числе и речевых.
В работах отечественных и зарубежных психологов речь рассматривается в контексте общепсихического развития (Л.И.Божович, 1968, 1995; А.В.Запорожец, 1986; М.И.Лисина, 1986, 1989, 1997 и др.; Е.О.Смирнова, 1981, L.Bloom, 1988, 1993). В ряде исследований утверждается, что речевое развитие происходит в процессе общения и отмечается влияние эмоциональных отношений с взрослыми на развитие речи ребенка. Приобретение языка мыслится как психологическая задача для ребенка, разрешаемая в контексте межличностных отношений. для успешного овладения языком малышу, помимо природного дара и богатого языкового окружения, необходимо иметь сильное желание взаимодействовать с другими людьми. Ребенок овладевает языком в диалоге с другим, в диалоге, несводимом к обмену информацией, к коммуникации.
Многие психологи отмечают существование глубокой связи между речевым развитием ребенка и отношениями в семье. В семьях детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются недиалогические отношения. Из-за нарушений отношений между малышом и близкими взрослыми, отсутствия теплых, искренних отношений в семье ребенок начинает искаженно воспринимать окружающий мир. Следствием этого может стать утрата направленности на другого человека, которая проявляется в трудностях восприятия внутреннего мира другого и в потере способности выражать и разделять с ним свои внутренние состояния. Предметная направленность восприятия или доминанта на себе приводит к нарушению становления внутреннего диалога. Мы считаем, что адекватным методом преодоления речевого нарушения является диалог. Диалог в логопедической работе создает атмосферу, способствующую установлению диалогического взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса. Доверительные межличностные отношения восстанавливают и развивают способность ребенка выражать и разделять с другими свои внутренние состояния; помогают творческому общению, в котором слова не припоминаются, не планируются, а рождаются. Целью нашего сотрудничества с семьей является не сообщение мамам и папам той или иной информации, а превращение их в единомышленников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного личностного и речевого развития ребенка. В диалоге с родителями мы помогаем взрослым обнаружить негативные особенности своих взаимоотношений с детьми, осознать стереотипы собственных установок и поступков. Тем самым мы пытаемся преодолеть столь распространенный в логопедической практике диагностический и методический монологизм.
В русле диалогического подхода, разрабатываемого доктором психол. наук Т.А.Флоренской, традиционные формы работы с родителями приобретают новое значение, наполняются глубоким смыслом. В диалоге рождаются и новые формы сотрудничества с семьей. Одна из них – совместные занятия детей и родителей. Предлагаем вниманию читателей описание одного из таких занятий.

Описание занятия для детей старшей группы и их родителей

Тема: «Мы и наши друзья – волшебные звуки и буквы»

Участники: дети логопедической группы и их родители (мамы)

Оборудование: мольберт, «свиток важных слов», обручи, предметные картинки, песочные часы, магнитофон, аудиозаписи серии «Волшебные голоса природы» музыка, волшебный сундучок с буквами из магнитной азбуки, воздушные шары, листы бумаги с «грустной» буквой из фамилии участников.

Цели:

  • закрепление знаний детей о пройденных гласных и согласных звуках и буквах;
  • создание диалогической атмосферы в группе, которая предполагает: уважение и доверие к каждому участнику; неконкурентность и совместную работу.

Подготовительная работа:

  1. Дети готовят приглашения и вручают их родителям. Текст приглашения: Дорогая мамочка! Приглашаю тебя к нам в детский сад на занятие. Жду с нетерпением! Мне нужна твоя помощь и поддержка. Твой (я)…
  2. Дома родители вместе с детьми создают герб своей семьи, в детском саду оформляется выставка гербов.
  3. На занятиях дети рисуют любимых животных и рассказывают об их семьях (логопед записывает детские рассказы).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Первая часть – работа с родителями

  • В ходе работы родители делают записи в «свитке важных слов» на тему: «Как можно похвалить ребенка?»
  • Родители рассматривают детские рисунки, пытаются определить, кто автор той или иной работы. Ответы обосновывают.
  • Логопед читает рассказы детей на тему «Моё любимое животное и его семья». Участники обсуждают детские тексты и рисунки.
  • Упражнение для взрослых: мамам предлагается вспомнить, какими они были в детстве и записать 7 соответствующих определений.

II. Вторая часть – работа с детьми

  • Начало путешествия.

Логопед: Ребята сегодня мы с вами отправимся в сказку. Для этого нужно сказать волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять, в сказку мы идём опять!
– Вот мы и в сказке! В эту же сказку попали и наши мамы и папы, только находятся они далеко от нас – за тридевять земель, в тридесятом царстве. Давайте пойдем к ним навстречу!
Детям предстоит пройти по сказочному пути, выполняя различные задания.

  • Случай на озере.

Дети подходят к озеру, в котором «плавают» буквы и картинки. На берегу озера стоят домики синего и красного цвета.
Дети читают «УА», понимают, что картинкам нужна их помощь.

Игровое упражнение «Помоги картинкам».

Задание: картинки необходимо достать из воды, успокоить, ласково назвав каждую, и отнести картинку в её домик. Ребенок называет картинку, выделяет первый звук в её названии, находит для картинки нужный домик.

  • Остановка в осеннем лесу.

Дети подходят к осеннему сказочному лесу, рассматривают деревья, листья, грибы; замечают под деревом сказочный сундучок. По звуку догадываются, что в сундучке лежат буквы.

Игровое упражнение «Узнай букву».

Задание: узнать буквы наощупь и назвать слова, в которых эти буквы пишутся.

  • Встреча в горах.

Сказочная тропинка приводит детей в горы. На «вершинах» гор они обнаруживают сломанные буквы.

Игровое упражнение «Почини букву».

Задание: «починить букву», дописывая нужный элемент, подарить букве слово, в котором «живёт» соответствующий букве звук.

  • Встреча с мамами.

Игра: «Позови маму»: по предложению логопеда ребенок зовет маму, мама узнаёт голос малыша, отзывается; мама и ребенок встречаются.

III. Третья часть – совместная работа детей и родителей

Игра-мастерская «Улыбки по кругу».

Логопед обращает внимание мам и детей на то, что кому-то, несмотря на всеобщую радость, сейчас грустно. Выясняется, что грустят волшебные буквы, принимается решение – поднять буквам настроение.

Ход игры:

Участники делятся на две равные подгруппы, садятся за круглые столы. Каждой паре (ребенку и взрослому) предлагается взять лист бумаги, на котором изображёна «грустная» буква их герба семьи. Главное условие игры – сделать всё, чтобы «грустной» букве поднять настроение. На каждый шаг отводится 2–3 минуты.

Задание: развесели букву и нарисуй для неё то, что её обрадует:

  • явление природы;
  • цветы;
  • игрушку;
  • подарок;
  • друга;
  • что хотите, чтобы развеселить букву.

После выполнения первого задания каждая пара передает свой рисунок по часовой стрелке, и работа продолжается по следующему заданию. Игра заканчивается, когда к каждой паре возвращается их «семейная» буква. В ходе игры звучит тихая музыка.

IV. Подведение итогов занятия

Мы устроили выставку рисунков, обсудили, как буквам помогла наша помощь, как все старались поднять им и друг другу настроение, поделились впечатлениями от совместной работы. Все участники получили от наших друзей – волшебных звуков и букв воздушные шарики. Участники «возвращаются» из сказки в детский сад.
В конце совместной работы участники знакомятся с гербами других семей, задают друг другу вопросы, находят «волшебные» буквы в гербах, обмениваются впечатлениями.
Итог занятия подводят мамы: они хвалят малышей, используя слова и выражения из «свитка важных слов»:

Активное участие в таких образовательных событиях дают родителям удивительную возможность по-новому увидеть ребенка, а сквозь призму собственных открытий лучше рассмотреть и себя. Сотрудничество с родителями посредством диалога способствует более успешному преодолению речевого нарушения; помогает взрослым выстраивать вдумчивые творческие отношения с ребенком, становясь для него внимательным собеседником и другом.