Авторская программа интегрированного курса "Музыка и движение" для групп дошкольного обучения


Раздел

Тема

Программные задачи

Репертуар

Кол-во часов

I.

Музыка выражает настроения и чувства человека.

1. Характер и образы музыки.

Умение определять выражать в пластике настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное.

Умение выбирать характер движений.

П. Чайковский. “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”.

А. Петров. “Песенка о дружбе”. (“Маршируем”).

Р. Глиэр. “Вальс”.

А. Аренский. “Колыбельная”.

П. Чайковский. “Грустная песенка”.

М. Мусоргский. “Гопак” из оперы “Сорочинская ярмарка” (“Пружинки”).

4

   

2.Темп, динамика.

Осознание влияния темпа в музыке на образ и выражение его в пластике и движении. Умение держать темп.

Динамические оттенки – форте и пиано, выражение их голосом и движением.

Д. Кабалевский. “Рондо-марш”, “Весёлое путешествие”. (“Шагаем – бегаем”)

Ф. Шуберт. Экосез, соч. 18а №1

Т. Островская. “Вышивание”.

4

   

3.Мелодия, лад: мажор и минор.

Восприятие и выражение в движении того или иного характера мелодической линии (задушевного, певучего, лирического, плясового, задорного).

Восприятие контрастного характера музыкальных произведений, ладового колорита (мажор, минор).

П. Чайковский. “Трепак” из балета “Щелкунчик”.

Л. Бетховен. “Весело – Грустно”.

И. Бах. “Шутка”

Е. Туманян. “Плавно – Отрывисто”.

4

II.

Первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш.

1. Песня.

Восприятие песенной мелодики. Умение выразить песенность в движении. Умение соотносить и координировать вокальное и ритмическое исполнение.

Д. Штейнбельт. “Адажио”.

Белый снег белёшенький”.

“Андрей-воробей”.

Моцарт. “Тоска по весне”.

А. Хачатурян “Андантино”.

4

   

2. Танец.

Знакомство с разными танцами. Отражение 2х-дольности и 3х-дольности в движении.

Вальс, полька, менуэт.

Р. Глиэр. “Вальс”. Соч. 31, № 6.

П. Чайковский. “Вальс” (“Детский альбом”).

С. Рахманинов. “Полька”.

И. Бах. “Менуэт”.

4

   

3.Танцевальные элементы народов мира.

Умение двигаться легко, грамотно, выразительно. Разучивание элементов русской народной пляски, хоровода, бальных танцев.

А. Даргомыжский. Хор крестьян из оперы “Русалка” “Ой, хмель, мой хмель” (упражнение “Зеркало”).

Б. Можжевелов. “Хоровод”.

Латышская народная песня “Мельница” (приставной шаг и боковой галоп).

Т. Корганов. “Полька”.

И. Штраус. “Полька-пиццикато”.

4

   

4. Марш.

Знакомство с маршеобразными движениями. Осознание и передача в пластике разнохарактер-ных маршей: героический, траурный, игрушечный.

И. Дунаевский. “Наша молодость идёт”.

П. Чайковский. “Похоронный марш” (“Детский альбом”).

П. Чайковский. “Марш деревянных солдатиков” (“Детский альбом”).

4

III.

Природа и музыка.

1. Времена года в музыке.

Закрепление представлений детей об изменениях в природе.

Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту природы.

Развитие внимания, координации движений.

Развитие наглядно-образного мышления: мыслительных операций анализа, сравнения, общения.

Формирование интереса к совместному выполнению заданий, развитие навыков совместной деятельности.

П. Чайковский. “Подснежник” (“Времена года”).

П. Чайковский. “Песнь косаря” (“Времена года”).

П. Чайковский. “Декабрь”. “Вальс”. (“Времена года”).

А. Вивальди. “Времена года”.

В. Моцарт. “Тоска по весне”.

4

   

2. Утренняя и вечерняя природа.

Формирование музыкальной и пластической отзывчивости на состояние утренней и вечерней природы;
Восприятие и передача в собственном исполнении настроение утра и вечера.

Э Григ. “Утро”. “Заход солнца”.

С. Прокофьев. “Дождь и радуга”. “Утро”. “Вечер”. “Ходит месяц над лугами” (“Детская музыка”).

4

IV.

Музыка рассказывает о животных и птицах.

Метроритм.

Формирование способности выражать образный строй музыки.

Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, пульсации. Ощущение сильных и слабых долей. Воспроизведе-ние детьми ритмического рисунка хлопками.

А. Буренина. “Плюшевый медвежонок”. “Белочка” (“Ритмическая мозаика”).

А. Вивальди. “Весна”.

С. Прокофьев. “Шествие кузнечиков”. (“Детская музыка”).

Р. Шуман. “Бабочки”.

А. Гурилёв. “Галоп”.

А. Рубинштейн. “Кавалерийская рысь”.

И. Манукян. “Кто живёт в лесу?” “Лесная тишина”. “Медведи”. “Лисы”. “Волки”. “Зайцы”.

4

V.

Сказка в музыке.

1. Строение музыкального произведения (форма).

Умение правильно воспринимать форму музыкальных произведений. Понятие о вступлении, частях, фразах. Изображение музыкальных фраз. Ориентировка в коллективе и пространстве.

А. Дворжак. “Вальс”.

Р. Шуман. “Бабочки”.

С. Прокофьев. “Шествие кузнечиков”. (“Детская музыка”).

2

   

2. Образные упражнения и музыкальные игры.

Развитие художественно-творческих способностей детей, обучение двигательным навыкам в увлекательной форме.

В. Золотарёв. “Цветы и бабочки”.

Р. Глиэр. “Балетная пляска”. Соч. 31 № 12.

А. Гурилёв. “Галоп”. (игра “Лошадки”).

Э. Григ. “Шествие гномов”

2

VI.

День, полный событий.

1. Гимнастические упражнения с предметами и без.

Восприятие связи музыки и движения. Создание условий для оптимизации творческих способностей детей.

Развитие координации в пространстве, умение координировать различные типы движений.

П. Чайковский. “Детский альбом”.

2

   

2. Музыкальные инструменты. Понятие тембра.

Использование разных частей тела, голоса как самых простых музыкальных инструментов в целях самовыражения. Усвоение теоретических основ музыкального искусства.

Приобретение и развитие навыков игры на детских и оркестровых музыкальных инструментах.

Русская народная песня “Светит месяц”.

Книппер. “Почему медведь зимой спит?”.

Е. Крылатов “Песенка о снежинке”.

2

Цель: Сформировать умение выразить в пластике настроение музыки.

Задачи:

  • Учить эмоционально откликаться на музыку.
  • Развивать музыкальные и творческие способности детей.
  • Развивать умения определять тот или иной образ.

Ход урока.

Дети входят в класс под музыку “Вальса цветов” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского.

Учитель: Здравствуйте, дети! Вам понравилась музыка, которая встретила вас?

Дети: Да!

Учитель: А как вы думаете, какое настроение несёт эта музыка? Что вы чувствуете, когда она звучит?

Дети: Она плавная, нежная, красивая, лёгкая.

У.: А какие движения можно придумать под эту музыку?

Д.: Движения должны быть плавные, свободные, можно кружиться, мы как будто на балу.

У.: Попробуйте поимпровизировать….

Звучит “Вальс цветов”. Дети врассыпную придумывают движения.

У.: Молодцы, прекрасно! Главное – вы правильно уловили суть музыки и не делали резких скачков, а двигались плавно и мягко. А кто может сказать, как называется человек, который сочиняет музыку?

Д.: Композитор!

У.: Правильно, Эту музыку написал великий русский композитор П. Чайковский. А какие произведения этого композитора вы ещё знаете?

Д.: “Утренняя молитва”, “Болезнь куклы”.

У.: Молодцы! А как называются движения под музыку?

Д.: Танец!

У.: Конечно! А эта музыка называется “Вальс цветов”. И сейчас мы с вами станем частичками одного большого цветка.

Д.: Его лепестками!

У.: Итак, какой цветок будем изображать?

Д.: Розу! Ромашку! Хризантему!

Дети и учитель встают в круг лицом в центр, поднимают руки вверх, делают их свободными и мягкими, как лепестки. Нужно сделать 4 небольших шага в центр круга, сесть на корточки и опустить головы (“Бутон закрывается”), затем не спеша встать, сделать 4 шага назад, плавно поднимая руки (“Бутон распускается”), так сделать несколько раз под музыку П. Чайковского. Обязательное условие – одновременность и синхронность действий каждого.

У.: А сейчас – новая музыка! Послушайте! Каков её характер?

Звучит Гопак из оперы М. Мусоргского “Сорочинская ярмарка”.

Д.: Она задорная, весёлая, быстрая!

У.: Конечно! Её написал русский композитор Мусоргский.

Д.: В ней есть резкие звуки, которые выделяются.

У.: Правильно, это акценты! Как же нам их показать в движении?

Д.: Наверное…прыжками!

У.: Хорошо. Тогда вначале мы будем двигаться, как пружинки, а когда услышим акценты…

Д.: Будем прыгать!

У.: Прекрасно! Сегодня вы познакомились с некоторыми музыкальными образами. На следующем занятии мы продолжим нашу работу. До свидания!