Нетрадиционные методы в изодеятельности и их влияние на развитие речи детей с нарушением слуха


Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своем творчестве”.
Роден.

Перед педагогами нашего коррекционного детского садаЛучики” стоит важная задача формирования речи у неслышащих детей и её дальнейшее развитие.

Обучение речи глухих и слабослышащих детей происходит в процессе развития сенсорного восприятия и мышления, при проведении наблюдений в природе и за окружающим миром, в условиях разнообразной продуктивной и игровой деятельности.

Но обедненное, искаженное восприятие окружающего мира приводит к тому, что чувственный опыт глухого и слабослышащего ребенка существенно отличается от опыта слышащего однолетки. Поэтому мы стремимся расширить чувственный опыт ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из своих детей, корректируем его эмоционально-волевую сферу через организацию совместной деятельности.

Увлеченность общим делом способствует речевому развитию неслышащих детей. Большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить (в том числе и словесно) свое отношение к ним. Для детей с нарушением слуха, имеющих ограниченный запас слов, важно, что через творчество они могут передать свое понимание образов окружающей действительности.

В процессе деятельности задействованы руки детей, это способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей с нарушением слуха.

В свою работу с глухими детьми я часто включаю нетрадиционные технологии изодеятельности. Именно они создают атмосферу непринужденности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности, развивают творческие способности. Занятия с использованием нетрадиционных методов изодеятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство света, координацию глаза и руки, способствуют развитию трудовых навыков. Такая творческая работа побуждает неслышащего ребенка обозначить полученный образ или сюжет словом, а затем словосочетанием и предложением. Таким образом, решается одна из основных задач коррекционной работы: развитие речи у глухих дошкольников.

Формирование словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми.

Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.

Доступность использования нетрадиционных технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Начинаем работу в этом направлении с более доступных технологий изодеятельности, постепенно усложняя их.

В своей работе я использую следующие нетрадиционные технологии изодеятельности.

Рисование.

  1. Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами, кулачком).
  2. Рисование клеевой полусухой кистью.
  3. Рисование с помощью свечи (мыла, клея).
  4. Рисование по сырой бумаге.
  5. Рисование печатками.
  6. Кляксография.
  7. Монотипия.
  8. Рисование точками (ватной палочкой по контуру).
  9. Рисование простым карандашом и ластиком.
  10. Разрисовывание камешков.
  11. Дорисовка сюжета к наклеенным персонажам из открыток.

Аппликация.

  1. Из крученой бумаги.
  2. Из мятой бумаги.
  3. Из салфеток.
  4. Из плетеных ковриков.
  5. Из ткани.
  6. Из природного и бросового материала.
  7. Из круп и макарон.
  8. Способом обрывания.
  9. Способом “мозаика”.

Лепка.

Плоскостное объемное изображение рисунка.

В работе использовался следующий материал: 1.“Развитие речи у детей с нарушенным слухом в д. саду” - Методические рекомендации под редакцией Э.И.Леонгард 2. “Волшебные лоскутки” - методическое пособие под редакцией А.В.Белошистой и О.Г.Жуковой.

В таблицах я хочу представить некоторые из нетрадиционных технологий изодеятельности.

Рисование с помощью свечи (таблица 1)

Аппликация-мозаика (таблица 2)

Аппликация из ткани (таблица 3).

Пальцевая живопись (таблица 4)

Рисунок 1,2

Рисунок 3,4

Рисунок 5,6

Рисунок 7,8

Рисунок 9,10

Рисунок 11,12

Рисунок 13,14

Рисунок 15,16

Рисунок 17,18

Рисунок 19,20