Нетрадиционная форма проведения занятия по экологии с детьми старшего дошкольного возраста


Программное содержание:

Методические приемы:

Активизация словаря:

Предварительная работа:

Наблюдения, экскурсия в живой уголок, игры с детьми (настольно-печатные) "Насекомые", "Животные", "Деревья", "Ягоды", разучивание стихов и песен о природе, рассматривание альбомов "Животный и растительный мир Татарстана".

Оборудование и материалы: Ободки на головы детей из разного цвета, "скрипочки" (аппликация) по количеству детей в одной команде, баночки с этикеткой "Нектар" по количеству детей другой команды, поднос с дарами- ягоды и природный материал, два листа ватмана, фломастеры, "черный" ящик, призы, фланелеграф и баллы-цветы.

Ход занятия

Ведущий объявляет начало КВН. Выходят две команды (под музыку):

"Кузнечики" (в зеленых ободках) и "Бабочки" (в ободках ярких цветов). Ведущий предлагает выбрать с помощью считалок капитанов команд.

Тили-Тили-Тили-бом !
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку -
Носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс!

Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один читал газету
Другой месил муку.

Раз- ку- ку, два- ку- ку,
Оба шлепнулись в муку.
Нос в муке, рот в муке.
Уши в кислом молоке.

Ведущий: "Команда "Кузнечики", ваш девиз!"

Команда "Кузнечики" (хором): "Прыгай веселее, будешь здоровее!"

Ведущий: "Команда "Бабочки", ваш девиз!"

Команда "Бабочки" (хором): "Если воздух будет чище, то порхать мы будем чаще!"

Ведущий: "Вы хотите сделать сюрпризы друг другу?"

Команды: "Да!"

Кузнечики дарят "скрипочки", бабочки- баночки с "нектаром".

Ведущий: "А сейчас будут соревнования, конкурсы. Ответы оценивает жюри (представляет). Заработанные баллы (очки) демонстрируются на фланелеграфе.

Вопросы командам:

1. Чем полезны насекомые? (Опыляют растения, ими питаются птицы).

2. Как зовут детишек бабочек? ( Гусеницы- куколки).

3. Чем поет кузнечик? ( Надкрылками- коленками).

4. Почему цветы красивые и душистые (Цветы опыляются насекомыми, а им важны окраска, форма цветка и запах).

Ведущий: "А сейчас, следующее задание (вносится поднос с дарами- ягодами, природный материал).

Задание:

1.Определить на вкус ягоды (1-рябина, клюква, черника; 2-калина, боярышник, черемуха). (Дети определяют с закрытыми глазами на вкус).

2. Что это такое? (1-кора дуба, шишка еловая, гриб "подберезовик (муляж)". 2- кора березы, сосновая шишка, гриб "подосиновик (муляж)". ) (Дети называют)

Ведущий: "Пришло время подсчитать баллы. Уважаемое жюри, объявите, пожалуйста, итоги конкурса и заданий".

Жюри объявляет итоги.

Ведущий: "Конкурс загадок!"

Загадки:

1. Самого не видно, а песню слышно. (Комар).

2.

Восемь ног как восемь рук,
Вышивает шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте мухи шелк.(Паук).

3. С ветки на травинку, с травинки- на былинку, прыгает пружинка, зеленая спинка. (Кузнечик).

4. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветком летает. (Бабочка).

5. Чей домишко из иголок на земле из старых елок. (Муравья).

6. Черен, да не ворон, рогат, да не бык. Шесть ног без копыт, летит-воет, сядет- землю роет. (Жук).

Ведущий: "Объявляется конкурс рисунков".

Задание на конкурс рисунков:

Кто лучше нарисует животное или насекомое.

Ведущий: "Пока наши команды рисуют, слово болельщикам".

Болельщики исполняют номера художественной самодеятельности:

1. Хоровод (русская народная песня) "Как поду я на быструю реку".

"Как поду я на быструю речку,
Сяду я да на круг бережок,
Посмотреть на родную сторонку,
На зеленый приветливый лужок.

Ой, ты, русское поле, приволье,
Краю нет ни лесам, ни полям
Ты- широкое наше раздолье
Ты- родимая матерь-земля".

Ведущий: "Посмотрим, что нарисовали наши команды и подведем итоги двух последних конкурсов".

Жюри объявляет итоги конкурсов.

Ведущий: "Какая команда подготовила стихи для конкурса. Объявляется конкурс стихов.

Репертуар детских стихов:

1.

"Колокольчики мои, цветики лесные!
Что глядите на меня, темно- голубые!" (А.Толстой).

2.

"Черемуха душистая с весною расцвела
И ветки золотые, что кудри завила". (С.Есенин).

3.

"Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями на потопленные луга". (А.Пушкин).

4.

"Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера". (Ф.Тютчев).

Ведущий: "Слово болельщикам".

Болельщики исполняют хоровод "Березонька" (Филипенко).

"На лугу, на лугу зеленешенька
Там березка стоит одинешенька.
Низко березонька наклонилася ,
Горько березонька зажурилася,
Ты скажи, что с тобой приключилося,
Отчего головой ты склонилася.

Люди добрые повстречались мне.
Ветки зеленые обломали мне,
Мы лечили березку зеленую,
И водицей поили студеною,
Стала березонька веселешенька,
Стала кудрявая зеленешенька".

Ведущий: "Черный ящик!" (Вносят черный ящик).

Задание:

Нужно по описанию определить, что находится в черном ящике.

Описание:

1. Доверчевое и миролюбивое животное. Питается травой, овощами, зерном, сухарями, очень любит, когда его чистят маленькой щеткой. Любит "поговорить". На задних лапках по три пальчика. Кто это? (Морская свинка).

2. Животное спокойное, совсем не медлительное (как считают многие). На себе носит свой дом, любит траву, овощи. Неразговорчивое. В природе на зиму зарывается в песок (поспать), а чтобы в уши он не попал, природой задумана пленка, закрывающая уши. Кто это? (Черепаха).

Ведущий: Жюри объявляет итоги "Слово жюри".

Жюри объявляет итоги конкурсов.

Ведущий: "Конкурс песни!"

Команды исполняют по одной песне.

Ведущий: "А теперь пришла пора подвести итоги КВНа и объявить команду-победителя".

Жюри подводит итоги и награждает команды.