Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира "Все художники тоже разные"


Цели урока: Познакомить детей с разными направлениями живописи: натюрморт, портрет, пейзаж; наглядно показать, чем пишет художник.

Материал к занятию: картины (портрет, пейзаж, натюрморт); открытки; книга с иллюстрациями; репродукции картин В. И. Сурикова; краски акварельные; краски масляные; пастель; карандаш графитный; темперная краска; кисть: №1; №2; №5; №7; №10; настольная игра “Подбери открытку”.

Предварительная работа: наблюдение природы (зимой, весной…), рассматривание натюрмортов, пейзажей, портретов.

Ход занятия

1. Воспитатель собирает детей возле себя, обращает внимание на картины разных жанров, говорит:

Посмотрите на эти картины внимательно. Кто их нарисовал? (Художники). Правильно, эти картины нарисовали художники. Они пишут разные картины, пейзажи, портреты. натюрморты. Рассмотрим вот эти картины (Приложение 1). Что на них нарисовано?

Дети отвечают: овощи, фрукты, цветы – это натюрморты.

Воспитатель читает стихотворение М. Яснова:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, Или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это … натюрморт”.

– А сейчас, подойдём к другим картинам (воспитатель подводит детей к портретам – (Приложение 2). Кто изображён на них?

Дети отвечают: взрослые, дети…

– Верно, а называются эти картины – портреты.

Воспитатель читает стихотворение М. Яснова:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на Вас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется “портрет”.

Ребята, обратите внимание на лица людей на портретах. Можно ли догадаться, какое у них настроение (ответы детей).

– Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Я буду называть какое – нибудь чувство, например: радость, грусть, злость; – а вы попытаетесь это чувство изобразить.

Игра: “Портрет”.

Педагог говорит: “Радость! Злость! Грусть! Страх! Растерянность! Спокойствие! Раздражение!” Дети изображают эмоции с помощью мимики и жестов. Можно использовать картинки с изображением эмоций.

Вот группа картин, изображающих природу (воспитатель подводит детей к пейзажам – (Приложение 3). Ребята, что нарисовано на картинах?

Дети отвечают.

– Как называется этот жанр живописи? (Пейзаж).

Воспитатель читает стихотворение М. Яснова:

Если видишь, на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется …пейзаж”.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат разные предметы.

– Художник пишет свои картины разными материалами: красками акварельными, масляными; пастелью, карандашом графитным; темперной краской и другими материалами.

Воспитатель предлагает рассмотреть предметы, потрогать их руками.

2. Физкультурная минутка.

“Стали дети ровно в круг”.

Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою – хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идем по кругу,
Улыбаемся друг другу.
(Движения по тексту).

Воспитатель предлагает детям сесть за столы:

– Ребята, я вас познакомлю с живописью нашего земляка Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916 гг.), который работал в разных жанрах, к ним относятся портреты, пейзажи.

Родился Василий Суриков более 100 лет назад (12 января 1848 г.) в городе Красноярске. В детстве Василий любил рассматривать людей, часами мог смотреть на старые иконы, пытаясь нарисовать увиденное. Юный Суриков поступил в училище в Красноярске, там способности мальчика к рисованию заметил учитель Н. В. Гребнев и стал отдельно с ним заниматься. Благодаря ему, он впоследствии достиг высокого совершенства в технике акварельной живописи.

После училища молодой Василий поступает в академию(1969-1875), в которой учился очень хорошо, получал серебряные и золотые медали.

В академии он интересовался историческими сюжетами, которые он отразил в своих картинах (Приложение 4).

Суриков очень любил свой родной край, его природу. Красота сибирской природы отражена в его картинах “Минусинская степь” (1873), “Енисей у Красноярска” (1909), “Вид Красноярска” 1887, “Старый Красноярск” 1914. (Приложение 5).

Вопрос к детям: К какому жанру живописи относятся эти работы?

– Особое место в творчестве Сурикова занимают портреты. Василий Иванович любил писать портреты своих близких родственников, знакомых... (Приложение 6).

Суриков был талантливым художником, прошло много времени как его не стало, но мы гордимся нашим земляком… так как он оставил после себя много достойных картин…

Воспитатель предлагает детям игру “Подбери открытку”. (Дети разделены на подгруппы). На стол выкладывается несколько открыток: пейзаж, натюрморт, портрет; затем дети внимательно рассматривают открытки, раскладывают по группам. Игра проводится несколько раз.

Итог занятия:

– Итак, сегодня мы с вами поговорили о таком виде изобразительного искусства, как живопись, и увидели, что живопись может рассказывать об окружающем мире с помощью красок на холсте, показать этот мир очень живо, ярко. Великие произведения делают нас чище и добрее.