Непосредственно образовательная деятельность по ОО "Коммуникация" и "Художественное творчество" на тему "Вода вокруг нас" в старшей группе


Цель: расширить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.

Задачи:

Предварительная работа: рассматривание глобуса, карты мира, проведение мини-беседы “Если б не было воды…”, “Кто живет в воде?”, “Водные растения”, заучивание стихотворений и отгадывание загадок о воде, прослушивание аудиозаписей.

Материал: план-карта группы, капли воды, изготовленные из бумаги, ножницы, клей, цветной картон, три емкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов подтверждающих необходимость воды на Земле человечеству, аудиозапись “Шум воды”.

Ход занятия

Воспитатель. Добрый день, друзья! Я рада видеть вас. Наша встреча посвящена… А, впрочем, вы сами догадаетесь.

Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без… (воды).

Под музыкальное сопровождение в группу входит девочка в ободке капельки.

Воспитатель. Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?

Капитошка. Я капелька.

Воспитатель. А как тебя зовут?

Капитошка. Меня зовут Капитошка.

Воспитатель. А зачем ты к нам пришла?

Капитошка. Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе, да заблудилась.

Воспитатель. Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. Вот план-карта нашей группы, она и поможет нам отыскать сестричек Капитошки.

Дети идут по группе, делают остановки.

В уголке природы: возле растений.

Дети. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода. (Приклеивают маленькую капельку).

Около мойки в подсобном помещении.

Дети. Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают капельку).

В игровом уголке.

Дети. Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают капельку).

В туалетной комнате.

Дети. Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают капельку).

У стола, на котором стоит графин с водой.

Дети. Вода нужна, чтобы мы могли ее пить. (Приклеивают капельку).

Воспитатель. Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живет, которые приносят нам большую пользу. И какую же пользу? (Дети перечисляют).

Воспитатель. К воде, которую мы используем в быту нужно относиться бережно и экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.

А сейчас мы с вами пройдем в нашу экспериментальную лабораторию и продолжим разговор о качестве воды.

Вспомните правила поведения в лаборатории:

- не шумите – этим вы мешаете другим.

- аккуратно обращайтесь с посудой.

- помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

- слушайте воспитателя.

- внимательно следите за результатами опыта.

- закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.

Исследование:

Воспитатель. Ребята, теперь посмотрите: перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Дети. Нет! В одной емкости вода чистая, а в другой – грязная.

Воспитатель. Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить – чистую или грязную?

Дети. Чистую.

Воспитатель. А почему?

Дети. Потому, что грязную воду пить опасно для жизни.

Воспитатель. Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает в наши дома, к нам в детский сад – эти тубы называют водопроводными. Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки.

Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем эту воронку, вложим в нее листок специальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.

Дети. Вода стала чистой.

Воспитатель. Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Итак, ребята, чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь. Вода – источник жизни. Ребята, как вы думаете, в какой воде могут жить водные растения, например, белая лилия?

Дети. В чистой.

Воспитатель (показывает заготовку к панно). Перед нами маленькое озеро с чистой водой, но оно какое-то скучное, чего-то в нем не хватает. Для того чтобы вы ответили на вопрос, я дам вам подсказку: только в чистых водах растут прекрасные цветы – лилии. Ну, и скажите, почему же это озеро скучает?

Дети. Не хватает водных растений – лилий.

Воспитатель. Давайте заглянем в нашу творческую мастерскую и сделаем белые лилии для этого озера. Но сначала предлагаю гимнастику для пальчиков.

Физкультминутка

Музыкальное сопровождение “Звуки дождя”

Пальчиковая гимнастика “Дождик”.

Дождик капнул на лошадку (правой рукой касаемся левой),
На цветы (круговое движение правой рукой)
Льется, льется – ой-ей-ей! (Покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте).

Ручной труд (поделка из бумаги “Белая лилия”).

Дети выполняют работу. Распределяют лилии по озеру.

Воспитатель. Посмотрите, какое у нас получилось замечательное озеро, как оно оживилось после того как в нём поселились лилии. Вы молодцы!

Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что нового узнали о воде? А что мы делали в научной лаборатории?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель. Молодцы! А в заключении предлагаю послушать стихотворение Тамары Маршаловой о теме нашего занятия:

Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком,
Те бегут, не унывая,
В реки быстрые. Потом...
А потом и синь морская!
А за нею океан!
Воду зря не выпускайте,
Закрывай покрепче кран!

Капитошка.

Без меня вам не умыться,
Не наесться. Не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!

Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

Прикрепляет каждому ребенку капельку.

Воспитатель. Спасибо тебе, Капитошка, за подароки. А в заключение, давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, пожелаем друг другу добра и здоровья. До новых встреч!

Литература.

  1. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу “Мир природы”, утренники, викторины, игры / О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 286 с.;
  2. Малышева, А.Н. Аппликация в детском саду / А.М. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.;
  3. Рыжова, Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников / Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 72 с.;
  4. Чиркова, С.В. Родительские собрания: подготовительная / С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2010. – 336 с.