Непосредственно образовательная деятельность в области "Чтение художественной литературы" с интеграцией образовательных областей "Коммуникация" и "Социализация" с элементами драматизации сказки "Маша и медведи"


Цель: формирование умения проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки, точно воспроизводя реплики героев.

Задачи:

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Воспитательные: вызывать интерес к русскому народному творчествусказкам, стимулировать проявление творческой индивидуальности детей, формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Оборудование: музыкальные заставки: 1.«В гостях у сказки», 2.«Шум ветра», 3. «Дорожка», 4.«Сундучок», 5. «Мишка идет в гости», голоса с репликами героев сказки, Сундучок, костюмы героев, пеньки, грибы, цветы, иллюстрации по сказке, пособие к упражнению «Сдувание листьев», декорации для инсценировки: стол, 3 чашки, 3 ложки, 3 стула, 3 кровати (коврики).

Ход занятия

1. Орг. момент (создание положительного эмоционального фона, объявление темы).

Декорация: дом рядом с лесом. Звучит музыка № 1 «В гостях у сказки». Дети заходят в зал. Педагоги выглядывают из домика.

- Здравствуйте ребята!

- Мы сказочницы.

- Живем в сказочном лесу, все сказки на свете знаем.

- Приглашаем вас в гости. А вот в какой сказке мы сегодня побываем, вы узнаете, отгадав загадку.

 Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, Три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?

- Правильно. Это сказка « Три медведя».

- Таких сообразительных ребят с удовольствием приглашаем в сказку.

2. Дыхательное упражнение «Сдувание листьев».

- А что бы вы вспомнили её, мы приготовили картинки. Но что же это, их засыпало листьями!

- Наверно Леший подшутил!

- Как нам быть, ребята? Как же узнать, что изображено на картинках! Дети предлагают, как открыть картинки.

- Давайте сдуем листья! Чтобы картинка не исчезла, поднесите её ближе к лицу и подуйте на листья. Дуть нужно плавно и долго (вспомнить правило: плечи не поднимать, щеки не надувать). Для каждого ребенка иллюстрация с героем сказки, к которой прикреплены листья. Звучит музыкальная заставка №2 «Шум ветра».

- Молодцы ребята, справились с заданием! Теперь хорошо видно, что это герои сказки!

- Назовите, как зовут героев, изображенных на ваших картинках (Михайло Иванович, Машенька, Мишутка, Настасья Петровна).

3. Упражнение «Семейка слов».

- А кто такой Михайло Иванович? (папа, медведь);

- Кто такая Настасья Петровна? (мама, медведица);

- Кто такой Мишутка? (сынок, медвежонок);

- Как называется их семья? (медвежья).

Звучит музыкальная заставка №3 «Дорожка».

- Медведи жили в избушке на опушке леса рядом с полянкой.

- Смотрите, сколько пеньков на полянке, давайте присядем. Приглашаем пройти по полянке с грибами и цветами, на стульчиках коричневые кружочки - имитация пеньков. Присаживаемся.

- Медведи очень любили пироги печь.

4. Пальчиковая гимнастика «Сидели три медведя».

Сидели три медведя (сжимать пальцы в кулак и разжимать).
В избушке за столом (показ ладошками «крыши», «стола»).
Муку они мололи (круговые движения кулачком по ладошке).
Чтоб печь пирог потом («печь» пирожки).
Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе (показать указательный палец на левой руке, затем на правой).
Все испачкались в муке (отряхнуть ладошки).
Нос в муке, хвост в муке (потереть нос, показать хвост).
Уши в кислом молоке (потереть уши).

5. Работа с иллюстрациями.

- Когда Маша зашла в дом к медведям, они как раз пошли в лес за ягодой для пирогов.

- Ребята, а вы помните, как Маша попала в дом к медведям?

- Что же она делала в домике у медведей? Рассмотрим картинки.

- Что такое? Все картинки перепутаны!

- Здесь, наверное, опять Леший побывал и все картинки перевернул. Надо их вернуть на место.

- Расставьте картинки по местам и расскажите, что Маша делала в медвежьей избушке в начале, а что потом.

- Вот такая была проказница Маша. А беспорядок, какой оставила!

6. Упражнение «Расставьте на места».

- Помогите расставить все на свои места. Послушайте!

- Каша в кружке, а чай на тарелке (чай в кружке, а каша в тарелке).

- Стул на столе, а чашки на полу (стул на полу, а чашки на столе).

- Одеяло в печке, а дрова на кровати (одеяло на кровати, а дрова в печке).

- Ну вот, порядок навели. Много мебели, посуды у медведей в избушке!

И клубочки вот лежат. Наверное, Настасья Петровна любит вязать.

7. Упражнение «Один - много».

- Давайте поиграем. Я буду начинать, а тот, кто клубок поймает, будет продолжать.

- Одна кровать, много… (бросаем мяч) кроватей.

- Одна ложка, много … (ложек).

- Один стул, много… (стульев).

- Одна чашка, много …(чашек).

- Один стол, много … (столов).

- Одно одеяло, много…(одеял).

- А вот и медведи возвращаются домой.

8. Физминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой (идти на внешней стороне стопы).
Папа был большой, большой (подняться на носки, руки вверх).
Мама чуть поменьше ростом (опустить руки на плечи).
А сынок малютка просто (присесть на корточки).
Очень маленький он был (идти вприсядку).
С погремушкою ходил (греметь «погремушкой»).

Двигаемся по залу вместе с детьми к лесу, где стоит сундучок.

9. Мимическая гимнастика с использованием пиктограмм.

Упражнение «Какой, какая?»

- Ой, а что за деревом стоит?

- Мы пришли с вами к волшебному сундучку! Давайте откроем его!

Звучит музыкальная заставка №4 «Сундучок».

- Да это же костюмы героев сказки «Маша и медведи»!

- Давайте переоденемся!

Собираемся в кружок и шепотом обсуждаем с детьми, кто какой костюм оденет. Предлагаем детям надеть элементы костюма того персонажа, которого он будет изображать: косынка и сарафан для Маши, маски медведей, передник мамы-медведицы, рубаха медведя, жилет медвежонка. Звучит музыкальная заставка №4 «Сундучок».

- А теперь давайте вспомним, какое настроение было у каждого героя сказки.

- Какая в сказке Машенька? (веселая, задорная, радостная).

 Показываем пиктограмму с изображением эмоции. Растягиваем губы в улыбке, зубы видны - «Улыбка».

- Радуется, что в лес пошла: «и-у-и-у» (чередование «улыбка» – «трубочка»).

- Какой Мишутка? (удивленный, озадаченный).

Показываем пиктограмму с изображением эмоции. Приподнимаем брови, вытягиваем губы вперед - «Трубочка».

- Машу увидел: « ы-га, ы-га, ы-гу».

- Какой Михайло Иванович? (сердитый, грозный).

Показываем пиктограмму с изображением эмоции. Надуваем щеки, хмурим брови.

- Сердится: « о-о-о-ох», «у-у-у-ух».

- Какая Настасья Петровна? (важная, серьезная, расстроенная).

Показываем пиктограммы с изображением эмоции. Морщим лоб, губы вперед «Рупор».

Недовольна беспорядком: « бда - бду - бдо», «бда - бду - бдо».

- У вас очень хорошо, получается, изображать героев сказки. А голоса их узнать сможете?

10. Игра «Угадай по голосу и повтори».

Прослушивание звуковой фонограммы голосов героев. Включается грамматическая запись голосов: медведя, медведицы, медвежонка.

- Ребята, внимательно послушайте, кто из героев сказки так говорил?

- Кто в костюме Михайло Ивановича? Попробуй-повтори!

- Кто в костюме Мишутки? Повтори!

- Настасья Петровна теперь попробует.

- Молодцы! Всех угадали и показали!

11. Драматизация отрывка сказки.

- Мы с вами вспомнили, как сказка начиналась, а что произошло дальше, когда медведи вернулись домой из леса?

- Вы уже в костюмах героев, да так хорошо и сказку знаете, и голоса, и характер каждого героя можете изобразить.

- Покажите продолжение сказки.

Убираются ширма и дом. За ними сцена1: стол, 3 чашки, 3 ложки, 3 стула и сцена 2: постели - коврики с подушками.

Дом увидела, вошла,
Стол накрытый там нашла.
Из тарелок похлебала,
Стульчик Мише поломала.
Тихо в спаленку зашла,
На кроватку спать легла.

Звучит музыкальная заставка №5 «Мишка идет». Слова автора рассказывает воспитатель. Логопед сопровождает детей. Дети проговаривают реплики героев по ходу повествования.

12. Итог занятия.

Встаем вместе в круг, беремся за руки.

- Вот и побывали мы с вами еще в одной сказке. Вам понравилось у нас в гостях, ребята?

- Как называлась наша сказка?

- Каких героев сказки вы изображали?

- А кто из героев вам понравился больше всего?

- Мы с вами прощаемся, сундучок не забудьте забрать, он вам поможет познакомиться с другими сказками. Ждем вас в гости!