Нейропсихологическая диагностика ребенка раннего возраста


Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения, понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

На основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения (замещающего онтогенеза) ребенка. Такая программа должна учитывать двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны, для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой - само функционирование и активное коррекционно-развивающее воздействие оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов (П. Я. Гальперин и др., 1978). Все это еще больше повышает актуальность ранней нейропсихологической диагностике состояния психического функционирования ребенка.

При проведении нейропсихологической диагностики детей 3-4 лет используется схема нейропсихологического обследования, предложенная Ж.М.Глозман, А.Ю.Потаниной, А.Е.Соболевой [1].

Обследование начинается с предварительной беседы для определения общей характеристики обследуемого ребенка, его ориентировки и адекватности в ситуации обследования.

Исследование детей 3 - 3,5 лет показало, что им недоступно выполнение большинства нейропсихологических тестов из-за трудностей понимания инструкции (даже в упрощенном виде) и недостаточной сформированности произвольной регуляции собственной деятельности, несмотря на то, что дети охотно контактируют с психологом, концентрируют внимание на задании в течение 10 минут (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).

Поэтому нейропсихологическое обследование 3-летних детей включает следующие пробы:

  1. Беседу с целью определения сформированности фразовой речи.
  2. Пробу на праксис позы пальцев (кинестетический фактор) и простой вариант пробы на динамический праксис (кинетический фактор).
  3. Рисунок простых геометрических фигур: круг и квадрат (копирование по образцу).
  4. Называние реальных изображений.
  5. Показ реальных изображений по слову-наименованию.
  6. Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их среди дистракторов.
  7. Запоминание серии из 5 слов.
  8. Счет до пяти с внешней опорой.
  9. Исключение понятий (Проба "Четвертый лишний" при внешнем оречевлении картинок одинаковым наименованием (цветок-цветок-цветок-гриб; рыба-рыба-рыба-утка)
  10. Проба на цветовой гнозис
  11. Проба на конструктивный праксис (сложи картинку, разрезанную на 2-3 части)

Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 3-ех лет, позволяют первоначально установить первичную минимальную сформированность таких показателей как кинестетический праксис, кинетический праксис, конструктивный праксис, зрительно-предметный гнозис, цветовой гнозис, зрительная и слухоречевая память, интеллектуальные функции.

У детей 3-ех лет, проходивших обследование в Реабилитационном центре, наблюдается несформированность следующих показателей:

  • кинестетический праксис - до 75%
  • кинетический праксис - до 50%
  • конструктивный праксис - до 50%
  • зрительно-предметный гнозис - до 25%
  • цветовой гнозис - до 25%
  • зрительная память - до 75%
  • слухоречевая память - до 25%

Исследование детей 4 - 4,5 лет показывает, что к этому периоду наблюдается существенный скачок в психологическом развитии детей, поэтому нейропсихологическое обследование 4-летних детей включает уже большее количество проб:

  1. Беседа с ответами на простые вопросы: сколько тебе лет? где ты живешь? какое сейчас время года? в какую группу детского сада ты ходишь?
  2. Установление латерализации функций.
  3. Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба).
  4. Проба на реципрокную координацию при сопряженном ее выполнении.
  5. Простой вариант пробы на динамический праксис (2 серии по 2 движения).
  6. Проба на праксис позы пальцев.
  7. Простые пробы на оральный праксис.
  8. Рисунок 3 простых фигур: круг, квадрат, треугольник (копирование по образцу).
  9. Узнавание реальных, перечеркнутых и наложенных изображений.
  10. Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона).
  11. Понимание простых логико-грамматических конструкций.
  12. Воспроизведение упроченных речевых рядов (счет до 10 в прямом порядке).
  13. Оценка простых ритмических структур, предъявляемых в медленном темпе.
  14. Называние реальных изображений.
  15. Показ реальных изображений по слову-наименованию.
  16. Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их из дистракторов.
  17. Запоминание серии из 7 слов.
  18. Запоминание серии из 2 движений и перенос программы на другую руку.
  19. Составление рассказа по картинке и серии предварительно разложенных картинок.
  20. Пересказ текста по вопросам.
  21. Простые пробы на исключение понятий (четвертый лишний).
  22. Понимание простых логико-грамматических отношений.

Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 4-ех лет, позволяют установить сформированность таких показателей, как кинестетический праксис, кинетический праксис, в том числе особенности динамической организации движений, связанные с межполушарным взаимодействие, конструктивный праксис, оральный праксис, зрительно-предметный гнозис, акустический гнозис, зрительная и слухоречевая память, работоспособность и внимание, речевые функции, интеллектуальные функции.

У детей 4-ех лет, проходивших обследование в Реабилитационном центре (в основном это дети с диагнозом РЦОН, ММД), наблюдается несформированность следующих показателей:

  • кинестетический праксис - до 65%
  • кинетический праксис - до 65%
  • конструктивный праксис - до 15%
  • пространственный гнозис - до 50%
  • зрительно-предметный гнозис - до 65%
  • акустический гнозис - до 65%
  • зрительная память - до 30%
  • слухоречевая память - до 30%
  • умственная работоспособность и внимание - до 50%
  • речевые функции - до 80%
  • мыслительные функции - до 80%

После проведения нейропсихологического обследования и выявления "западающих" факторов встает вопрос о комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации детей. При осуществлении данного направления деятельности используются телесно-ориентированные методы (или методы двигательной (психомоторной) коррекции) и когнитивные методы. Данные методы направлены на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (1 группа методов), а также формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга (2 группа методов). Упражнения 2 группы подбираются в зависимости от конкретных выявленных проблемных зон на каждого ребенка в отдельности. В общем, курс состоит из 10 - 12 занятий формирующей части. Для закрепления сформированного фактора родителям выдаются рекомендации для занятий с ребенком дома.

Список использованной литературы

  1. Глозман Ж..М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2006.
  2. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. - СПб.: Питер, 2008.
  3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. - М.: Генезис, 2005.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.