Наглядно-информационная работа с родителями на примере оформления приемной группы детского сада


Как говорил один из основателей Московского художественного театра – Константин Сергеевич Станиславский: “Театр начинается с вешалки”, так и детский сад начинается с раздевалки или приемной.

Мне не нравится употребление термина “раздевалка”, так как оно, согласно “Новому толковому словарю русского языка” под редакцией Т.Ф.Ефремовой обозначает “помещение для хранения верхней одежды”, а наше помещение – это не просто место для переодевания и хранения одежды, а еще и информационный островок педагогического просвещения родителей. Поэтому, лично Мне, ближе слово “приемная” - “помещение, в котором принимают посетителей”. Ведь первое, куда попадают дети и их родители в детском саду, является приемная и от того, как она будет выглядеть, во многом зависит настроение ребенка и общее впечатление родителей о группе и работающих в ней воспитателях.

Требования к оформлению детского сада определяется педагогической целесообразностью и содержанием воспитательной работы. Законодательных требований к приемным детского сада нет, есть только перечень необходимых документов, которые должны находиться в приемной, а их расположение и оформление определяет сам воспитатель.

В нашей приемной практически не бывает солнца, хоть группа носит название “Солнышко”, поэтому мы решили создать иллюзию солнечного света, оклеив стены обоями желтого теплого цвета, а стенды заказывали контрастных ярких цветовых тонов.

Согласно Постановлению Главного государственного врача Российской Федерации от 22 июля 2010г. №91 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организацияхплощадь приемной не должна быть менее 18 кв. м. “ Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками – полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкафчик маркируется”. В нашей приемной три года назад шкафчики заменили, но, как оказалось, старые шкафчики были более вместительными по объему и имели полки для головных уборов и обуви. В новых шкафчиках полки пришлось делать самим родителям, ну а к новому объему пришлось привыкать.

Для маркировки шкафчиков мы нашли в интернете картинки с символикой группы “Солнышко” и с полем, где можно написать имя и фамилию ребенка. Если раньше имя и фамилию ребенка-владельца шкафчика мы писали с внутренней стороны, а на наружной стороне была только картинка, что не всегда было удобно, то теперь и картинка и имя с фамилией находятся на внешней стороне шкафчика.

Одним из направлений по работе с родителями служит наглядно-информационная работа, которая включает в себя:

  • родительские уголки,
  • папки-передвижки,
  • фотостенды,
  • уголки творчества детей и другое.

Чтобы привлечь внимание родителей и наглядно показать маленьких хозяев группы, нами было решено поместить на центральной стене фотографии детей. Так у нас появилась “цветочная полянка” согретая солнышком, а чтобы она несла информационную нагрузку, мы на листочках цветов, которые находятся слева, печатаем вес и рост ребенка в начале года, а на листочках справа – в конце года. Так “полянка стала информировать” родителей об антропометрических данных детей.

Визитной карточкой нашей приемной служит и стенд с фотографиями детей“В нашем садике родном очень здорово живем!", который мы сделали своими руками. Сделан он по принципу изготовления информационных стендов с кармашками из оргстекла. Теперь мы меняем фотографии очень часто и дети с родителями с удовольствием рассматривают их, комментируя изображенные на них моменты из жизни детей в детском саду.

Родительские уголки являются традиционной формой работы с родителями и являются обязательной и неотъемлемой частью любой приемной.

Для тематического уголка и уголка здоровья“Неболейка” мы используем готовые информационныестенды. Прочность и безопасность – одно из основных требований к оформлению наглядной агитации, поэтому мы приобрели современные, долговечные информативные пластиковые стенды. Очень удобно помещать материалы текстов в специальные кармашки из оргстекла. Мы давно уже отказались от скрепок, булавок и других небезопасных предметов. Мы поместили стенды в удобном для чтения родителями месте и если раньше родители не обращали особого внимания на информацию в уголках, то теперь часто можно увидеть читающих родителей. Информационные материалы регулярно обновляются. Стараемся использовать современные стили оформления: пользуемся всевозможными рамками, фонами, отрисовками и клипартами, которые находим в интернете и создаем сами. Текст печатаем на компьютере крупным шрифтом, чтобы его было удобно читать. Информацию подбираем полезную и интересную, опираясь на годовой план детского сада, возраст детей и пожелания родителей. Часто родители могут получить через информацию в уголке полезные советы от психологов и логопеда.Сейчас издательство “Детство-Пресс” выпускает серии книг “Информационно-деловое оснащение ДОУ”. Кроме материалов для общесадовских стендов там есть и сменный материал для родительских уголков по разным возрастным группам.

В уголок здоровья мы поместили список мероприятий, направленных на оздоровительную работу в нашей группе. Помещаем объявления на медицинские темы, санбюллетени о детских болезнях и их профилактике.

Но есть и постоянные материалы, которые должны находиться в приемной в течение года – это визитная карточка группы, лицензия детского сада на право ведения образовательной деятельности, режим дня, расписание занятий, график проведения санитарных дней, психологическая характеристика и задачи воспитания детей данного возраста. Мы долго думали, как стационарно оформить данную документацию, пока однажды не увидели и не приобрели настенный карманный держатель для перекидной системы. Количество карманов можно варьировать. В настоящее время у нас задействовано 7 двухсторонних карманов.

Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины у нас располагается в папках, она постоянно меняется и пополняется. Папки имеют свои названия: “Поговорим о воспитании”, “Будьте здоровы”, “Безопасность ребенка”, “Показатели успешного обучения ребенка” и другие. Так как наш сад является садом компенсируюшего вида, у нас много внимания уделяется коррекционной работе с детьми и это находит свое отражение в материалах для родителей: “Плоскостопие”, “Спина с апломбом”, “Обувь для детского сада” и тому подобное. Так же для родителей мы распечатали карточки упражнений по коррекции опорно-двигательного аппарата, которые они могут взять на некоторое время домой, чтобы позаниматься с детьми дома, используя для этого предложенные комплексы упражнений.

Чтобы родители были всегда в курсе наших занятий, мы используем тетрадь “Образовательнаядеятельность”, в которой знакомим родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь.

А повторить стихотворение, которое ребенок начал учить в детском саду, можно взяв его распечатку в пластиковом кармане-подставке “Хорошие стихи не лень повторять нам трижды в день”.

Как в любой приемной детского сада у нас есть уголок творчества детей, мы его назвали “Цветные ладошки”, в нем располагаются работы детей по рисованию, аппликации, лепке, конструированию, а также помещаются персональные выставки продуктивной творческой деятельности детей дома и в детском саду. Тему занятия и программное содержание мы печатаем на компьютере и помещаем рядом с работами. Работы, выполненные на листах бумаги, “подписываем” заранее распечатаннымитабличками с именем ребенка: имена девочек – красным цветом, мальчиков – синим.

Чтобы рисунки и работы по аппликации могли видеть все родители, и они являлись украшением приемной, мы сделали магнитное панно, оклеив лист жести клеящей бумагой и прикрепляя работы детей цветными магнитами. Это оказалось намного проще и эстетичнее, чем вставлять листы в кармашки или закреплять их лесками.

Работы по конструированию и лепке мы помещаем на полках стеллажа. Каждый ребенок уже знает свое место с картинкой и подписанным именем на дощечке для работ.

Табличка с меню у нас также имеет свое название – “Ах, как вкусно!” На листочках, чтобы они были нескучными, мы помещаем картинки поварят или веселых овощей. Меню пишем крупно и разборчиво, указывая нормы отпуска каждого блюда на ребенка нашего возраста.

Предупреждает родителей о предстоящей погоде распечатка Гисметео на неделю “У природы нет плохой погоды”. Родители с удовольствием используют ее информацию, одевая ребенка в детский сад согласно ее температурным данным.

У выхода из группы мы поместили и зеркало, занимающее место на стене соответственно росту детей. Чтобы выработать у детей привычку смотреться в зеркало, мы наклеили на него сказочных персонажей.

Не забываем мы и о своих именинниках, поздравляя их открытками, помещенными в специально оформленной рамочке. Для каждого ребенка – своя открытка, а вот рамочка – одна и дети, когда видят эту красивую рамочку в приемной, уже знают, у кого-то из детей сегодня день рождения.

И, конечно, в нашей приемной есть всегда место для благодарностей родителям, которые служат знаком внимания и уважения. Чтобы они выглядели эстетично, мы приобрели настольные пластиковые подставки: вертикальную и горизонтальную. Оформляем благодарности индивидуально для каждого родителя с указанием конкретного вклада. Главное – своевременная похвала, теплые слова и частое их обновление.

Являются украшением нашей приемной икебаны, соответствующие временам года: осенью – это ваза-арбуз с осенними листочками, зимой - ваза с сосновой веточкой, весной – веточка мимозы, летом - ваза-леечка с цветами, а под ней – ведерко с конфетами и набором для песка (совочком, грабельками и формочками). Такие, казалось бы, мелочи, создают хорошее настроение у окружающих.

Чтобы как-то разнообразить наглядно-информационную работу с родителями, используя для этого современные формы, мы в прошлом году решили создатьпортфолио группы. Цель нашего группового портфолио – накопительная. Мы хотим отразить в нем все интересное, что происходит в нашей группе.Поместили мы портфолио в приемной, родители с детьми очень заинтересовались им и с удовольствием рассматривали его вместе, тогда мы решили продолжить наше начинание. В этом году у нас появилось продолжение портфолио. В планах у нас каждый год создавать что-то новое, обновлять рубрики, соответственно возрасту детей и накапливать материал к концу подготовительной группы, чтобы проследить путь развития детей и их творческих успехов от 3 до 7 лет. И тогда мы накопим материал для создания индивидуальныхпортфолио для каждого ребенка.

Чтобы родители не были пассивными созерцателями и читателями в нашей приемной, мы привлекаем их к совместной деятельности. Часто родители предоставляют свои фотографии для оформления фотостенда, работы совместного творчества для устройства выставки “Умелые руки и дома не знают скуки”.

Думаем перенять и использовать новую форму работы с родителями МДОУ ЦРР детского сада №5 “Светлячок” города Маркса – аудиожурнал. Помогая одевать ребенка, родители одновременно прослушивают аудиозапись – консультацию, рекомендации продолжительностью 2-3 минуты.

Мы надеемся, что в нашей приемной родителям комфортно и удобно. Мы стараемся, чтобы наше оформление было интересно и служило еще одной ниточкой для сближения родителей, воспитателей и детей.

Литература:

  • Н. М. Метенова “Взрослым о детях”.
  • Интернет-ресурсы: Челябинский дошкольный портал.
  • Детсад-киттиру.
  • Материнство. Виньетки.

Презентация.