Мы расскажем вам о Севере


Цель: Научить самостоятельно, выбирать орнамент для работы. Познакомить детей с животным – леммингом. Закрепить знания детей о природе Ямальской земли: растениях, животных; одежде ненцев; названия городов на полуострове Ямал; об орнаменте. Закрепить умение детей украшать орнаментом ягушку. Развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности; расширять кругозор, обогатить жизненный опыт детей. Обогащать и активизировать словарь детей; Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родному краю, городу

Материал: малица, орнамент, клей, компьютер,

Словарная работа: лемминг, стойбище, Лабытнанги.

Ход занятия.

(Дети входят в группу и видят девочку русском народном костюме)

Воспитатель: Здравствуйте. А вы кто? И зачем к нам в гости пожаловали?

Девочка: Здравствуйте. Зовут меня Катя у меня много друзей в Москве. Мы много знаем о Москве, городах, которые рядом с Москвой. Но мне и моим друзьям хотелось бы узнать ещё больше о нашей стране. Помогите мне и моим друзьям узнать больше о северном крае.

Воспитатель: Как быть? Чем можем помочь?

Дети: Можем нарисовать рисунки.

Дети: Можем подарить Красную книгу.

Дети: Можем рассказать.

Воспитатель: Да я согласна с вами, мы Кате расскажем о нашем полуострове Ямал. Поэтому я вас приглашаю в путешествие по тундре. Мы вами будем двигаться из стойбища в стойбище.

Воспитатель: Мы пришли в стойбище, которое называется «Вопрос - Ответ»

Воспитатель: Что такое стойбище?

Дети: стойбище – это место, где живут оленеводы, пасутся олени.

Воспитатель: Какие народности здесь проживают?

Дети: Ханты, ненцы, коми.

Воспитатель: Основное занятие коренных жителей?

Дети: Рыболовство, оленеводство, охота.

Воспитатель: Для чего им нужны олени?

Дети: Они едят мясо оленя – оленину.

Дети: Они на оленьих упряжках передвигаются по тундре.

Дети: Из шкур оленя они строят свои дома – чумы.

Дети: Из шкур оленя они шьют себе одежду.

Воспитатель: Как называются сани, на которых передвигаются коренные жители?

Дети: Нарты.

Воспитатель: Столица нашего округа?

Дети: Салехард.

Воспитатель: На какой реке стоит наш город?

Дети: Обь

Воспитатель: Как называется наш город?

Дети: Лабытнанги.

Воспитатель: Как переводится это слово с хантыйского языка?

Дети: Семь лиственниц.

Воспитатель: Да действительно, переводится семь лиственниц. Название города происходит от хантыйских слов «лапыт» («семь») и «нангк» («лиственница»). В хантыйском фольклоре считается, что число «семь» обладает магической силой. Лиственница для коренного населения дерево священное, так что семь лиственниц — понятие священное вдвойне.

Воспитатель: Назовите города, которые есть на нашем полуострове?

Дети: Надым.

Дети: Новый Уренгой.

Дети: Муравленко.

Дети: Салехард.

Дети: Губкинский.

Воспитатель: Назовите ягоды, которые растут у нас на Ямале?

Дети: Морошка.

Дети: Голубика

Дети: Брусника.

Дети: красная смородина.

Воспитатель: Как называется верхняя мужская одежда?

Дети: малица.

Воспитатель: Как называется верхняя женская одежда?

Дети: ягушка

Воспитатель: Предлагаю идти дальше. Следующее стойбище «Растения и животные Ямала ». Приглашаю всех ребят и Катю посмотреть презентацию, которая называется «Животные севера».

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с животным Ямала - леминг --- относятся к отряду грызунов подсемейства полёвковых семейства хомяков. воспитатель демонстрирует картинку с изображением лемминга) Двигаемся дальше, следующее стойбище называется «Приметное». Давайте ребята мы с вами сейчас познакомим Катю с приметами, в которые верит народ ханты.

Дети: Уходя на охоту рано - всегда будешь с добычей.

Дети: Много грибов много - белок будет.

Дети: Куда мышь бежит туда и писец стремиться.

Дети: Много ягод на рябине – к теплой зиме.

Воспитатель: Молодцы!            Я предлагаю идти дальше. Следующее стойбище «Игровое».

Проведем физкультминутку «Мы оленята»

Воспитатель: Следующее стойбище «Орнамент»

Воспитатель: С незапамятных времен ненцы и ханты украшали свою одежду орнаментом. Орнамент плели из бисера, вырезали из кусочков ткани. Посмотрите сколько разных орнаментов здесь. Ребята назовите названия орнаментов.

Дети: «Локоть лисицы»

Дети: «Волчий капкан»

Дети: «Головки»

Дети: «Подобный чуму»

Воспитатель: Молодцы! Ребята, но ведь Катя к нам пришла для того чтобы больше узнать о нашем крае. Мы очень много рассказали, но я предлагаю для Кати е её друзей украсить ягушку. (Дети орнаментом украшают ягушку)

Воспитатель: Молодцы. Вот теперь Катя не только покажет, но и расскажет о нашем крае и его жителях. Ребята, для того чтобы Катя узнала о нашем крае, что мы сделали для этого?

Дети: Рассказали о нашем крае.

Дети: Посмотрели презентацию о животных.

Дети: Украсили ягушку.

Дети: Рассказали об орнаменте, приметах.

Воспитатель: У меня для вас и для Кати есть не большой сюрприз. Я приготовила не большой фильм о Ямале. Хотите посмотреть.

Дети: Да!

(Ребята и Катя просматривают фильм)

Воспитатель: этот фильм я подарю Кате.

Катя: Спасибо у меня для вас есть не большой сюрприз. До свиданья!

Дети: До свидания!

(воспитатель и дети провожают Катю)