Восприятие детьми архитектуры посредством музыки


Пояснительная записка

В наше время становиться очевидным, что проблемы роста преступности, бездуховности не решить ни экономическими, ни политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия. ПоЭтому сейчас вопросы патриотического воспитания выдвигаются на первый план.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет ближайшее окружение. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а, живя в другом городе, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своей малой родины. Это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Живя в родном городе, чаще всего не замечаешь той красоты, которая окружает тебя.

Каждый город по-своему уникален и неповторим. Он похож на шкатулку с драгоценностями, которая медленно открывается нашему взору по мере ознакомления с городом. А драгоценности – это чудесные здания и архитектурные сооружения, которые отличаются разнообразием и самобытностью.

Часто говорят, что архитектура – это музыка в камне, зримая музыка. Под красиво звучащими определениями “музыка в камне” и “застывшая музыка” имеется в виду общая для музыки и архитектуры гармония или связь, стройность, соразмерность отдельных нот или деталей, наличие строения, формы.

Восприятие - это способность отражать предмет действительности в момент его воздействия на наши органы чувств, это совокупность ощущений: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых. Каждое здание нашего города способно подарить гамму чувств. Мы можем увидеть объект, прикоснуться к нему, даже ощутить его аромат и попробовать на вкус, но услышать неживой объект, дано не всем. В этом большую роль, на наш взгляд, может сыграть музыка, так как музыка, как и архитектура, эмоционально воздействует на человека. В свою очередь, эмоциональные переживания, вызванные искусством, по мнению педагогов и психологов, способны творить чудеса: они приобщают к высшим духовным ценностям, развивают способности, раздвигают горизонты сознания.

Воспринимая здания и архитектурные сооружения, дети получают сведения о внешних свойствах, их форме, величине, цвете, фактуре, т.е. участвуют почти все виды восприятия.

Поэтому мы сделали попытку научить необычному способу восприятия и понимания объекта, соединить архитектуру и музыку, так как благодаря включению всех видов восприятия, их взаимодействию, образ архитектурного объекта углубляется, обогащается, открывается новыми гранями.

К данной программе разработано перспективное планирование: занятия по познавательному развитию и встречи в музыкальной гостиной; развивающие игры, словари архитектурных и музыкальных терминов, конспекты занятий. Познавательный цикл занятий включает в себя непосредственное знакомство с архитектурой города, внешним видом зданий и архитектурных сооружений, их декоративными элементами и отличительными особенностями. Музыкальные гостиные, организованные в вечернее время, проводятся в виде дополнительных занятий один раз в месяц. На этих занятиях идет закрепление знаний, полученных в ходе познавательной деятельности, с включением точно и тонко подобранного музыкального репертуара. Таким образом, происходит слияние различных видов искусства: архитектуры, музыки и художественного слова. Это обеспечивает целостное восприятие объекта.

Раздел I

1.1. Цели и задачи

Цель: - привлечь внимание к аспектам взаимодействия архитектуры, музыки и человеческого восприятия; воспитывать гармонически развитую личности.

Задачи:

- воспитывать чувство патриотизма - любви к родному городу;

- систематически развивать эстетические чувства, представления детей; вызывать эмоцио- нальную отзывчивость: радость, волнение, восхищение на произведения изобразительного ис-кусства; воспитывать увлеченность историей культуры через синтез искусств: архитектуры и музыки;

- формировать основы эстетического вкуса детей и умения самостоятельно оценивать произведения искусства;

- развивать умение чувствовать материал, декоративность, пространственное воображение; закладывать предпосылки проектно – художественного мышления; совершенствовать умение творчески отражать в продуктивной деятельности, полученные яркие впечатления;

- обогащать и активизировать словарь детей.

1.2.Возрастные особенности

Старшие дошкольники воспринимают и эмоционально реагируют на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров. Дети самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности, в индивидуальной и коллективной работе интегрируют разные виды изобразительной деятельности.

Архитектура, как вид изобразительного искусства, является для старших дошкольников доступным и естественным объектом наблюдения и изучения. Знакомя детей с архитектурой, мы использовали все виды восприятия. Результатом действий восприятия являются образы предметов, их внешних свойств. Полнота, детальность, четкость и, главное, правильность объектов зависят от того, насколько успешно выполняются действия восприятия, насколько хорошо человек им владеет.

Восприятие музыки - это не только сочетание звуков различной высоты, длительности, силы, тембра, но и красота, гармоничность созвучий, их выразительность.

Старший дошкольный возраст – период бурного проявления познавательного отношения ребенка к речи, элементарного осознания языковой действительности. Важное условие само-стоятельной ориентировочной деятельности дошкольника в сфере языка и речи – богатство его языкового опыта, яркие впечатления, переживания, выраженные в точном, метком, образном слове.

Таким образом, мы считаем, что старший дошкольный возраст более сенситивен для восприятия детьми архитектуры посредством музыки, а также для обогащения и активизации словаря дошкольников.

1.3. Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает одну возрастную ступень физического и психического развития детей: старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы).

В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий.

Взяв за основу своеобразие формы, изначальное прямое назначение зданий и архитектурных сооружений, объединив их внешний и внутренний вид, выбрали

несколько наиболее интересных, на наш взгляд, архитектурных объектов и распределили материал по блокам:

- деревянное зодчество;

- особняки (старинные здания XVII – начало XIX в.в.);

- культовые здания (церкви, храмы, монастыри);

- садово – парковая архитектура;

- современные здания;

- сказочная архитектура, т.к. в нашем городе живет Дед Мороз.

Для более целостного восприятия архитектурных объектов мы попытались связать их с соответствующими музыкальными произведениями.

Структура блоков одинакова. Она включает в себя экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, посещение музея, библиотек, выставок, специализиро-ванных школ, встречи в “музыкальной гостиной”, рассматривание иллюстраций, книг, фотографий, буклетов; изготовление моделей зданий. Объекты рассматривания различны не только по блокам, но и внутри блоков. Например: блок “деревянное зодчество”. Дети наблюдали за различными деревянными домами, расположенными в разных частях города. Параллельно с этим проходили встречи в “музыкальной гостиной”, где вместе с детьми обсуждались архитектурные объекты, а затем к ним подбиралась музыка.

Данная структура материала позволит раскрыть специфику архитектуры и связи ее с музыкой. Это систематизирует знания, полученные детьми, будет способствовать поддержанию интереса к занятиям.

1.4. Создание развивающей среды

Для решения поставленных задач в детском саду мы рекомендуем создать соответствующую предметно – развивающую среду, в которой дети могли бы получить как можно больше новых ярких впечатлений по теме. Необходимо сделать подборку литературы, наглядного материала (фотографий, иллюстраций, слайдов, буклетов, открыток), дидактичес-ких игр, видеозаписей по теме “Архитектура нашего города”. Также желательно оформление панорам и выставок, создание мини – музея по данной теме, составление детьми совместно с родителями альбома “Что мы знаем об архитектуре своего города”

Для выражения детьми впечатлений об увиденном, для их творческих проявлений в самостоятельной деятельности предлагаем иметь в группах различные виды конструктора, наборы строительного материала, а также “бросовый” материал.

В дополнение к этому материалу должна быть открыта студия звуков, в которой дети могли бы свободно экспериментировать со звучащими предметами, а также знакомиться с музыкальными произведениями.

Музыкальная культура накопила немало сочинений, понимание которых не только вполне доступно детям, но и полезно в плане комплексного преподнесения. Для этого необходимо иметь набор аудиокассет с точно и тонко подобранными музыкальными произведениями для сравнения, способствующими эмоциональному развитию детей, обогащению их внутреннего мира.

В детском саду должны быть следующие технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр, диапроектор.

1.5. Ожидаемые результаты:

- дети будут знать и называть достопримечательности родного города;

- определять различные конструкции зданий и архитектурных сооружений, называть детали;

- научатся видеть индивидуальность и декоративность каждого здания;

- повысится познавательная и эмоциональная активность детей;

- разнообразится и активизируется словарный запас детей;

- научатся подбирать музыкальные произведения, близкие архитектурному облику;

- научатся выражать в продуктивной деятельности полученные знания и впечатления.

Раздел II

2.1. Основные принципы программы:

- принцип тематизма. Реализуется путем включения различных видов архитектуры, показа связи разных эпох, самобытности и своеобразия зданий и архитектурных сооружений города;

- принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых объектов и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни).

- принцип гуманизации. Необходимо видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к родному краю и Отчизне;

- принцип дифференциации. Создавать оптимальные условия для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний об архитектуре родного города, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей познавательной и эмоциональной сферы.

- принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой, школой искусств, художественной школой, музеем, педколледжем и пр.

2.2. Закономерности программы

- ознакомление дошкольников с архитектурой естественно “включать” в целостный образо-вательный процесс, построенный на основе определения доминирующих целей программы детского сада;

- материал по ознакомлению с архитектурой и музыкальный материал подбирать с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;

- использовать музейную педагогику, которая дает возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего;

- приобщать детей к истории и культуре родного города, использовать деятельный подход, т.е. отражать яркие полученные впечатления в продуктивной деятельности;

- осознанно подбирать методы и приемы для ознакомления детей с архитектурными зданиями и сооружениями (занятия, наблюдения, экскурсии, и пр.). Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство;

- создавать развивающую среду в группе;

- работа в тесной связи с родителями.

2.3. Основные направления программы:

- патриотическое воспитание. Усвоение детьми национальных традиций градостроительства; формирование его самосознания; воспитание любви к своей малой родине, бережного отношения к достопримечательностям;

- познавательное развитие. Расширение и обогащение ориентировки детей в окружающем ми-ре; формирование способов и средств познавательной деятельности; развитие способности ви-деть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем;

- художественное – эстетическое развитие. Единство формирования эстетического отноше-ния к миру и художественного развития детей средствами искусства (архитектура, музыка, ху-дожественная литература, изобразительное искусство). Формирование художественных спо-собностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности;

- речевое развитие. Для точного выражения мысли нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Раздел III

3.1. Формы работы: - экскурсия;

- прогулки;

- наблюдение;

- игровая деятельность;

- музыкальная гостиная;

- моделирование.

3.2. Перспективное планирование

Перспективный план позволяет правильно дозировать познавательный и музыкальный материал, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями. Рациональная дозировка материала во многом определяет качество усвоения.

В перспективном планировании учитывается возраст детей, накопленный опыт. В него входит: познавательное развитие, игровая, совместная и музыкальная деятельности, художественная литература.

Раздел IV

4.1. Диагностика

Цель диагностики: выявить знания детей об архитектуре родного города, умение соотносить ее с музыкой.

4.2. Критерии диагностики

1. Называют разновидности архитектуры (деревянное зодчество, парковая архитектура, старинные особняки, культовая, современная, сказочная архитектура).

2. Определяют и называют различные строительные материалы (дерево, камень, стекло, и др.).

3. Различают и называют основные части зданий и архитектурных сооружений (фундамент, стены, крыша, пол, потолок, окна, двери, крыльцо, балкон).

4. Отмечают необычные и интересные элементы зданий (наличники, подзоры, рельеф, лепнина, конек, арки, колонны, пилястры, мозаика, резьба, орнамент, роспись…).

5. Дают описание архитектурного объекта, его внешнего облика, используя в речи художественные эпитеты.

6. Высказываются о характере музыки, используя художественные эпитеты (праздничная, торжественная, величественная, нарядная, необыкновенная…).

7. Выбирают архитектурные объекты, соответствующие настроению музыкальных произведений (музыка праздничная, торжественная, величественная, нарядная, необыкновенная соответствует внешнему облику старинных особняков).

8. Подбирают музыкальное произведение, соответствующее внешнему облику архитектурного объекта (например, одноэтажному деревянному дому с резными наличниками соответствует веселая, задорная, шутливая, игривая, плясовая музыка).

4.3. Перспектива на будущее

Работа по ознакомлению дошкольников с архитектурой города, используя музыкаль-ный материал, позволяет сделать вывод, что тема “Восприятие детьми архитектуры посред-ством музыки” интересна и актуальна.

В ходе данной работы у детей развиваются познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение и внимание, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. Содержательной стороной познавательного развития в данном случае являются образы, представления и понятия, те знания о действительности, которыми ребенок овладеет и сможет оперировать в процессе решения различных задач. Благодаря экскурсиям, прогулкам по улицам города у ребенка формируется умение ориентироваться в окружающей действительности.

В художественно-эстетическом развитии закладываются основы для более глубокого понимания и восприятия искусства. Дети смогут лучше разбираться в искусстве, тонко чувствовать красоту окружающего мира.