Музыка, речь, движение - поможем детям с речевыми нарушениями


У детей логопедических групп отмечается заметное отставание в музыкальном развитии по сравнению с их сверстниками из обычных групп. Дети не справляются с пропеванием каких – либо звуков; многие из них не поют, а проговаривают слова; плохо запоминают тексты песен и их названия; недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом; затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Изучая педагогическую, методическую, популярную литературу, проанализировав опыт работы педагоговмузыкантов, психологов, логопедов и посетив два международных музыкально – педагогических семинара по практическому освоению системы элементарного музицирования и движения К.Орфа, переосмыслив материалы этих семинаров, я пришла к выводу, что коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо вести не только воспитателям и учителям – логопедам, но и музыкантам, которые ведут музыкальные занятия в этих группах, и что роль музыкального руководителя в этой работе достаточно велика.

Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий в логопедических группах. Наряду с упражнениями для развития музыкальности детей, рекомендованными Программой обучения детей в детском саду, я использую ряд дополнительных упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития мышечного чувства. Особое внимание уделяю танцевальным, музыкально – ритмическим движениям и играм с пением. Важны также для детей музыкально – дидактические игры и упражнения, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку; распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Исходя из вышесказанного, я составила комплексный план коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в который вошло два блока (рис. 1):

Рисунок 1

  1. Плановые музыкальные занятия, направленные на развитие общих музыкальных способностей детей.
  2. Дополнительные коррекционные занятия. “Логопедическая ритмика” (рис. 2). В подборе материала для своих занятий я опиралась на работы Волковой Г.А “Логопедическая ритмика” М.,1995г., Голубевой Н.В. “Соловушка” (программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, основанная на методе элементарного музицирования).

Рисунок 2.

Общая характеристика средств логоритмики

(Г.А.Волкова, Н.В.Голубева)

Упражнения

Деятельность

1.

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Ходьба включается в каждое занятие. Она является достаточно сложным видом движения по координации. У детей с нарушением речи часто наблюдаются нарушение координации во время ходьбы.

2.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Помогают активизировать речевой аппарат, развивают лицевые мышцы, расширяют певческий диапазон.

3.

Упражнения, активизирующие мышечный тонус. Позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий “сильно - слабо”, как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения и соответствует терминам “громко - тихо”.

4.

Упражнения, активизирующие внимание. Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти – зрительная, слуховая, моторная.

5.

Упражнения на воспитание метрического акцента. При выполнение заданий на метрический акцент требуется точное совпадение движения с акцентом, чередующимся через точные промежутки времени.

6.

Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа. Сначала темп усваивается в простых движениях: хлопках, ударах в барабан, взмах руками и др., затем добавляются движения ногами на месте, в ходьбе и беге.

7.

Ритмические упражнения. Часто у детей возникают значительные затруднения при выполнении даже самых простых ритмических заданий, между тем чувство развитого ритма имеет большое значение в онтогенезе речи. Детям для воспроизведения предлагаются наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причём не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке.

8.

Коммуникативные игры и танцы Многие дети стеснительны, зажаты, необщительны. Такие упражнения способствуют раскрепощению, учат общаться в паре и в коллективе.

9.

Игры и упражнения с использованием шумовых инструментов и “звучащих жестов”. Музицирование. Игра на ритмических и музыкальных инструментах не является обособленной частью музыкальной деятельности детей. Она присутствует в вокальной, двигательной, речевой форме и позволяет активно включать детей в эту деятельность. С помощью систематических ритмических упражнений отмечается процесс нормализации нарушенного биологического ритма детей.

Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом музыкально-коррекционной работы, построенной на синтезе элементов логопедической ритмики и ведущих принципов музыкально – педагогической концепции К. Орфа. Коротко охарактеризую принципы музыкально – педагогической концепции К.Орфа. Сама по себе она не является коррекционной, а призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Именно в этой полихудожественной деятельности активизируются, раскрываются все сферы жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге даёт основу для полноценного развития личности и успешности человека в будущем. Дети с ослабленным здоровьем и часто отстающие от сверстников в общем развитии, как никто другой, нуждаются в подобном творческом и эмоциональном “толчке” для более успешного преодоления нарушенных функций организма.

Ведущие принципы орфовской педагогики:

  1. Креативность–сотворчество, созидание, доверительное отношение взрослого и ребёнка.
  2. Синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой, открывает каждому ребёнку дверку для самореализации и выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных.
  3. Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений.
  4. Оздоровление. Реализация лечебно – оздоровительного педагогического действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей.

Идея К.Орфа об активизации резервов творческих сил с помощью деятельности, близкой к возможностям, интересам и темпераменту ребёнка, независимо от того, насколько он развит в музыкальном отношении ценна, прежде всего, своим гуманизмом. Она полностью соответствует принципам специальной и лечебной педагогики.

Содержание занятий и методические приёмы, используемые для решения коррекционных задач, обусловлены целями и задачами логопедической ритмики, исходя из которых определяются средства логоритмики. Средства логоритмики можно представить как систему постоянно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально – ритмических упражнений, лежащих в основе двигательной, речевой и музыкальной деятельности детей с речевой патологией.

Всю работу по логоритмике я строю на принципах: систематичность, наглядность, доступность, нарастание сложности. Занятия проводятся раз в неделю в первой половине дня, для дополнительных занятий в группах мной даны рекомендации воспитателям, кроме того, некоторые упражнения я рекомендовала для использования на физкультурных занятиях. При подборе упражнений и заданий я учитываю возможности и способности детей, т.к. задания повышенной сложности могут вызвать у детей неуверенность и нежелание выполнять то или иное упражнение. Некоторые виды упражнений (ритмические упражнения, работа с шумовыми инструментами и палочками) проводятся в ненавязчивой, игровой, форме, часто импровизационно. Если упражнение требует разучивания, то разучивание нового упражнения я сопровождаю неоднократным показом, при этом стараюсь избежать негативных оценок действий ребёнка, а, наоборот, найти положительные моменты и одобрить его старания.

Логоритмическая коррекция требует постоянного повторения вырабатываемых двигательных навыков, т.к. здоровые двигательные динамические стереотипы образуются при многократных систематичных повторениях, поэтому на занятиях, наряду с новым материалом, часто повторяются уже знакомые и любимые детьми игры.

Итак, перечисленные виды упражнений призваны корректировать и восстанавливать нарушенные функции организма. Исходя из обозначенных задач и опираясь на работы Г.А.Волковой, Н.В.Голубевой, я составила перспективный план (рис. 3), в котором нашли отражение все виды работы с детьми. Представленный перспективный план работы составлен для детей старшей группы. В подготовительной группе для решения тех же задач подбираются более сложные упражнения, исходя из приобретённых детьми навыков.

Рисунок 3. Перспективный план работы по программе "Логопедическая ритмика"

для старшего, подготовительного возраста

 

Вид деятельности

Задачи

Виды упражнений

1

2

3

4

ОКТЯБРЬ

1. Ходьба, как средство логоритмики.

(Далее: Ходьба).

Вводные упражнения для закрепления навыков ходьбы по кругу, парами, группой. Координация движений. Ориентировка в пространстве; ориентирование относительно друг друга. (Далее: задачи те же, с усложнением). 1. Ходьба по дорожке между двумя канатами;
  • Ходьба по канату боком;
  • Ходьба "Змейкой".
2. Музыкально-двигательные упражнения с пением. Развитие общей моторики; координация движений рук и ног. 1. Упражнение "Часы";

2. Упражнение "Мы - петрушки".

3. Развитие чувства ритма. Развивать чувство ритма, побуждать ощущать ритмический рисунок 3/4; координация движений рук. Звучащие жесты. Напев "Между небом и землею".
4. Пальчиковая разминка. Развитие мелкой моторики. Переключение с одного вида деятельности на другой. "Сороконожки"; "Сороконожки и носорог".
5. Упражнения на расслабление.

6. Развитие коммуникативных способностей

Расслабление мышц, рук и плечевого пояса по контрасту с напряжением. Воспитывать умения чувствовать партнера. Упражнение "Штанга", "Винт".

Упражнение “Доверие”, “Прилипала”.

 

1

2

3

4


НОЯБРЬ

1. Ходьба. Те же. 1. Приставными шагами боком.

2. Группой к противоположной стене зала.

3. По периметру с фиксиров. углов; по диагонали.

2. Музыкально-двигательные упражнения с пением. Развитие динамического слуха; соответствие движений динамике звучания.

Ходьба на носках и пятках.

Упражнение "Мама спит, мама проснулась".
3. Ритмические упражнения. Развитие чувства ритма. Воспроизведение ритмических эталонов движением рук. 1. Упражнение "Провинились".

2. Упражнение "Лягушки". Ритмический эталон

4. Формирование чувства музыкального темпа. Развитие чувства темпа и ритма в движении. Обозначение сильной доли простым движением (хлопок, взмах и т.д.). Ходьба в заданном темпе; задания в выполнении какого-либо действия на сильную долю.
5. Пальчиковая гимнастика. Те же. "Две сороконожки".
6. Расслабление.

7. Коммуникативные танцы

Расслабление мышц по контрасту с напряжением.

Нахождение партнера. Взаимодействие в паре.

Упражнение "Мы - олени";

Упражнение "Кораблик".

“Я по горенке пошла”, танец “Познакомились”.

 

1

2

3

4

ДЕКАБРЬ

1. Ходьба. Те же. 1. По кругу с остановками по звуковому сигналу;

2. С флажками в руках, широким шагом;

3. С перешагиванием через предмет.

2. Рече-двигательные упражнения. Движение группой в заданном темпе; сопровождение движения вперед жестами и звуками; Координация движений рук и ног. 1. Речевое упражнение "Едем, едем на тележке";

2. Упражнение "Острова".

3. Ритмические упражнения. Воспитание чувства музыкального ритма. Воспроизведение ритмических эталонов в движении. Упражнение "Хлопы - шлёпы";
  • Упражнение "Развешиваем бельё". Ритмические рисунки:

4. Активизация внимания. Воспитание быстрой и точной реакции на слуховой раздражитель. Упражнения "Иду и слушаю".
5. Восприятие метрического акцента. Воспитание ощущения ритмической пульсации в музыке. Слышать сильную долю в начале такта. Задания: отмечать сильную долю хлопком на размер 2/4; 4/4.
6. Счётные упражнения. Переключение с одного вида деятельности на другой. Упражнение "Сноп, ёлка, пенёк".
7. Релаксация. Полное расслабление мышц тела. Отдых. Расслабление по контрасту с напряжением 1. Упражнение "Отдых в тени";

2. Упражнение "Мы - олени".

 

1

2

3

4

ЯНВАРЬ

1. Ходьба. Те же. 1. На носках и на пятках с изменением положения рук.

2. Друг за другом с высоким подниманием колен.

3. Друг за другом боком с высоким подниманием колен.

2. Музыкально-ритмические упражнения с пением. Тренировка направленности слуха, чувства ритма; координация движений рук и ног. 1. Упражнение "Бубенцы"; 2. Упражнение "Дятел".
3. Ритмические упражнения. Воспитание чувства музыкального ритма. Воспроизведение ритмических эталонов с движением. Упражнение с цветными флажками. Ритмический эталон

4. Активизация внимания. Развитие устойчивости внимания. 1. Упражнение "Запретный номер";

2. Упражнение "Запрещенное движение".

5. Развитие мышечного тонуса. Научиться управлять своими движениями, овладеть мышцами, регулировать силу мышечного напряжения по аналогии "сильно-слабо", "громко-тихо". Выполнение различных заданий на смену действий под тихую и громкую музыку.
6. Пальчиковые игры. Те же. Упражнение "Капуста";

2. Упражнение "Кулачки - ладошки".

7. Расслабление.

8. Звучащие жесты

Те же.

Воспитание ритмического чувства, изучение возможностей своего тела

Повтор упражнений прошлых месяцев.

 

1

2

3

4

ФЕВРАЛЬ

1. Ходьба. Те же. Игра с карточками на освоение простр.понятий.
2. Музыкально-ритмические упражнения с пением. Координация движений рук; сопровождение речевого упражнения жестами и звуками. 1. Упражнение "Рыбка";

2. Речевое упражнение "Шуршунчики шуршат".

3. Ритмические упражнения. Те же. Закрепление навыков воспроизведения ритмических эталонов. Упражнения.

См. декабрь.

4. Темп и ритм речи. Ритмичное, без пауз произношения текста (имена); акцент заданным способом сильной доли или выделение жестом или голосом в соответствии с заданием. Упражнения на материале имен.
5. Преодоление двигательного механизма. Раскрепощение нервных и двигательных процессов. 1. Упражнение "Скучно, скучно так сидеть";

2. Упражнение "Дракон кусает свой хвост".

6. Восприятие метрического акцента. Воспитывать умение ощущать сильную долю и различать ритмические фразы, выделять их игрой на музыкальных и шумовых инструментах. Напев "Кто рассыпал колокольчики"; "Вальс - шутка" Д.Шостакович.
7. Пальчиковые упражнения. Те же. Упражнение "Кто приехал".
8. Расслабление. Научиться расслаблять мышцы, фиксировать ощущение покоя. "Конкурс лентяев".

 

 

1

2

3

4

МАРТ

1. Ходьба. Те же. Ходьба змейкой со свечой.
2. Рече-двигательные упражнения. Закрепление навыков ритмичного проговаривания текста. 1. Упражнение "Едем, едем на тележке";

2. Упражнение "Шуршунчики шуршат".

3. Ритмические упражнения. Закрепление навыков воспроизведения ритмических эталонов. Использование попевок. Пропевание сильной доли голосом. Отмечать хлопком, приседанием, притопом.
4. Формирование чувства музыкального темпа. Коррекция нарушений темпа. Нормализация темпа общих движений. Ходьба под музыку в заданном темпе; смена вида ходьбы при смене темпа музыки (по заданию педагога).
5. Активизация внимания. Развитие всех видов памяти; слуховой, зрительной, моторной. Реакция на зрительный и слуховой раздражитель. 1. Упражнение "Слушай хлопки";

2. "Смотри на флажок".

6. Восприятие метрического акцента. Добиваться точного совпадения движения с акцентом в музыке. Отмечать акцент движением рук или ног, или туловища. Выделение акента движением по заданию педагога.
7. Счётные упражнения. Переключение с одного вида деятельности на др. Упражнение "Четыре стихии".
8. Расслабление. Те же. Упражнение "Загораем".

 

1

2

3

4

 

АПРЕЛЬ

1. Ходьба. Те же 1. Ходьба по периметру с фиксированием углов; ходьба по диагонали.

2. Ходьба стайкой по кругу; от стены к стене.

3. Ходьба с использованием каната.

2. Музыкально-ритмические упражнения с пением. Выполнять движение в соответствии с весёлым характером песни. Тренировка координации движений рук и мышц рук. 1. Упражнение "Чемоданы собираем".

2. Упражнение "Волны".

3. Ритмические упражнения.

4. Темп и ритм речи.

Тренировка восприятия длительности звуков. Соответствие движений руки ("растягивающие" и "рубящие" движения) ритмическому рисунку.

Соответствие темпа речи заданному темпу.

1. Попевка "Жук", "У козы рогатой".

Упражнение на материале имен.

2. Ритмическое упражнение "Таня, Ваня, Миша, Оля и Иван".

5. Тренировка мышечного тонуса. Усиление и ослабление напряжения мышц по аналогии "громко-тихо". Упражнения те же. См.январь.
6. Активизация слухового внимания.

7. Коммуникативные игры

Чётко реагировать на звуковой сигнал действием.

Развитие умения идти на контакт, подчиняться или лидировать.

Повторение пройденных упражнений.

Упражнения “Ходьба в паре”, “Как я”.

1

2

3

4

МАЙ

1. Ходьба. Те же. Повторение всех видов ходьбы.
2. Музыкально-ритмические и речевые упражнения. Соответствие движения характеру песенки; координация движений рук и ног;

развитие различных групп мышц.

Повторение изученных ранее упражнений.
3. Активизация внимания. Активизация всех видов внимания и памяти (слуховой, звуковой, моторной). Повторение изученных ранее упражнений.
4. Ритмические упражнения. Восприятие метрического акцента. Различение на слух сильной доли, уметь отмечать сильную долю заданным способом. Повторение изученных ранее упражнений.
5. Преодоление двигательного автоматизма. Расслабление психологической и мышечной зажатости, устранение психологического дискомфорта. Игра

1. "Репка".
2. "Скучно, скучно так сидеть".
3. "Дракон кусает свой хвост".

6. Расслабление. Те же. Те же.
7. Пальчиковые разминки;

Счетные Упражнения.

8. Развитие эмоциональной сферы

Те же.

Вызвать и дать почувствовать различные эмоциональные состояния.

Те же.

“Мячи настроения”, “Яша”, “В ямку – бух”

В каждое занятие по логоритмике я включаю несколько упражнений на различные виды деятельности, кроме того, в качестве физминуток, для быстрого переключения с одного вида деятельности на другой и для тренировки мелкой моторики используются пальчиковые разминки. В конце каждого занятии считаю целесообразным проводить упражнения на расслабление мышц для закрепления у детей ощущения свободы и раскрепощённости при расслабленных мышцах по контрасту с ощущением неудобства и дискомфорта при зажатом теле.

Поставленные коррекционные задачи достаточно обширны и в одиночку трудно с ними справиться, мной были предложены рекомендации для воспитателей, помощь которых может быть очень ощутима в этой работе, а именно: применение некоторых игр, упражнений в режимных моментах группы (проговаривания считалок и чистоговорок во время одевания на прогулку; использование различных видов ходьбы в утренней гимнастике; применение расслабляющих упражнений перед сном). Такая совместная работа позволяет добиться большей эффективности и результативности, к чему в конечном итоге мы и стремимся.

Неоценимую помощь могут оказать родители, ведь каждый из них заинтересован в скорейшем достижении результата. Поэтому мной были предложены варианты игр, которые родители могу проводить дома со своими детьми, не затрачивая особо много времени и сил на это: соревнования “Кто лучше проговорит скороговорку”, ритмические и певческие игры, которые не требуют специальной музыкальной подготовки. Кроме того, родители вместе с детьми принимали активное участие в создание атрибутов к праздникам и шумовых инструментов из подручного материала.