Моя педагогическая философия, или как зарождается групповая традиция


Посвящается выпуску 2011 года.

- Что такое "работа воспитателя"?

Если исходить из традиционного понимания, то "работа - это повседневный нормированный труд умственный или физический, который должен выполнять каждый взрослый человек". Но работа, связанная с общением с людьми, а тем более с детьми никак не вписывается у меня в это понятие. Будучи с детьми "на работе" весь день, ты проживаешь с ними вместе целую жизнь; несмотря на то любишь ты их, понимаешь, одобряешь или порицаешь, тогда эта "маленькая страна" становится частью твоего дома и семьи, т.е. близкими людьми, любящими и воспринимающими тебя такой, какая ты есть.

Следовательно, такая "работа" становится второй семьёй и домом.

Когда я только стала работать воспитателем - всё думала, насколько высокопарно высказывание великого русского педагога "Сердце отдаю детям" и как нужно работать, чтобы этого достичь. Спустя восемь лет, мне, кажется, я знаю ответ. Начну по порядку.

Кто бы знал, как сложно и трудно набрать группу полуторагодовалых малышей в 21 год без опыта и работать с ними одной без старшего товарища- напарника. как полюбить этих плачущих крох, что с ними делать, чтобы они стали дружить, помогали друг другу и превратились бы в поистине сплоченный коллектив - семью. И я загорелась идеей создать из детей с разными характерами и темпераментами, а самое главное, семейными традициями, дружную семью.

Для того, чтобы создать такой детский коллектив, я постоянно обращала внимание детей на то, что надо быть терпимее друг к другу, любить окружающих, подставить свое плечо, если вдруг кому-то стало плохо, т.е.я начала воспитывать в детях толерантность, так необходимую в современном мире. Далее, Для того, что бы стать полноправным членом детской семьи, я целенаправленно пошла на то, чтобы дети обращались ко мне на "ты" все шесть лет, сначала по имени, а потом по имени и отчеству, несмотря на осуждение коллег.

Следующим этапом моей работы было зарождение групповой традиции. Если мы - семья, значит, у нас должны быть свои традиции. Сразу, как сложилась наша группа, родилась наша первая традиция - отмечать день именинника; день матери (который не рекомендован программой в обязательный список развлечений).

Ещё одной нашей традицией стала подготовка сувениров из солёного теста родителям к разным праздникам. Эти подарки ребята делали на кружке "Тестопластика", который я вела в группе все 6 лет по собственной авторской программе. (См. Приложение №1) Для уюта в группе мы с детьми развесили декорированные карнизные украшения из солёного теста, смастерили салфетницы, небольшие рельефные картины.

Приложения 1-6

Когда мои ребятки подросли, мы с их родителями расширили круг наших традиций. Если наш коллектив - семья, то наш город - дом, в котором мы все живём. Чтобы познакомить детей с историей и традициями нашего общего дома, мы ходили в музеи (См. Приложение№2). В краеведческом музее имени Стяжкина нам рассказали об истории открытия Урала, о становлении нашего города Каменска - Уральского. Больше всего мои воспитанники были в восторге от интерьера уральской избы и от беседы о купеческой лавке конца 19 века.

Впредверии Дня Победы мы вновь побывали в краеведческом музее на выставке, посвящённой Великой Отечественной войне. В это же время нами был посещён музей имени героя Советского Союза - Г. П. Кунавина в средней школе №60.Здесь детям не только рассказали о подвиге героя - земляка, но и показали некоторые его личные вещи и письма, переданные на хранение в музей семьёй Г. П. Кунавина.

Чуть позже, вместе с родителями своих воспитанников, мы заботились о сохранении появившихся традиций. Мы посетили театры Каменска-Уральского и Екатеринбурга.

Принимали активное участие в городских мероприятиях "Каменская прогулка", направленная не только на развитие физических возможностей детей, но и на очистку от мусора лесной зоны вдоль левого берега реки Исеть (См. Приложение№3), на зарницу (См. Приложение№4), проводили памятные мероприятия, посвященные дню Победы (См. Приложение №5).

На мой взгляд, такая работа с детьми необходима не только для получения новых знаний, но и для того, чтобы дети и взрослые почувствовали себя членами одной большой семьи - города Каменска - Уральского.

Через несколько лет, мы с ребятами уже не могли представить себя вне сложившегося коллектива (См. Приложение№6).

В это время у меня возник следующий вопрос: как дети воспринимают друг друга и меня. Наблюдение показало, что дети относились к друзьям по группе как к близким родственникам; а ко мне в зависимости от ситуации. Сейчас я понимаю, что так и должно быть - дети видят во мне "маму", когда им больно и плохо; старшую подругу девочки (лет с 5), которой доверяют свои маленькие девичьи секреты и надёжного товарища мальчики (с того же возраста), которому можно задать вопрос " Как быть в сложной, но важной дилемме?" Но самое главное не то, какую социальную роль выполняет воспитатель в группе, а быть всегда вместе и рядом с детьми, а не над ними; и тогда всё, чему хочется научить детей, обязательно получится. Теперь по истечению полугода после выпуска могу сказать, что у меня это получилось ещё и потому, что я никогда не запрещала детям со мной спорить ни на занятиях, ни в каких-то бытовых ситуациях. В итоге они не боятся спорить и высказывать свою точку зрения, у них сформирован мотив учения. А буквально за месяц до выпуска, я заметила, что дети отвечают на вопрос как думают, но интересуются у меня правы ли они, с точки зрения науки; т.е. дети научились анализировать и сопоставлять простейшие "научные" факты, а это я думаю залог успешного обучения в школе.

Время не шло, а летело. Дети стали ещё старше. Я поверила народному высказыванию " Маленькие детки - маленькие бедки". Передо мной вставали уже более сложные вопросы: "Как поступить, чтобы сохранить наш дружный коллектив, как сохранить веру детей в справедливость и победу добра над злом, когда они не только видят, но и понимают всю жестокость реального мира? Тогда я подумала, что надо продолжать вести себя с ними так, как если бы всё происходящее здесь было бы дома, и я бы была на месте их родителей.

В итоге дети полностью научились самообслуживанию, накрывать и убирать со стола; помогать друг другу, быть моими помощниками в уборке группы, работе по озеленению прогулочного участка.

Всю воспитательную работу с детьми я пыталась приблизить к семейному воспитанию, но в то же время решить основные задачи дошкольного воспитания (умственного, физического, трудового, эстетического, экологического и нравственного), требуемые для реализации образовательной программы.

Дети у меня выросли толерантными, добрыми, с сформировавшимся мотивом учения, умеющие общаться с разными людьми в разных социальных ситуациях.

В конце шестого года, перед выпускным, я опять задумалась, а всё ли я сделала верно, видя как моих любимых чад гнетет предстоящее расставание, и что мы никогда уже не будем объединены общим будущим, а только прошлым. Но наша большая и дружная семья преодолела и это испытание. Я предложила встречаться так часто как это нужно будет каждому из нас и делиться своими радостями и проблемами; так как всех нас ждет новая, не менее интересная жизнь. Вроде бы, мне опять поверили как всегда.

Всё быстрее приближался выпускной и всё уже готово и финальная песня

С нежной грустью "До свиданья!"-
Скажем группе мы родной,
Мы ведь с ней не расставались,
Разве только в выходной!

Мне же ещё предстояло доделать подарки своим выпускникам. Каждому ребенку я написала портфолио и вложила его творческие работы. Здесь к творческим работам я отнесла рисунки, некоторые образцы оригами; салфетки из разных видов ткани, работать с которыми мы учились.

В современной методике "портфолио" дается следующее определение - "это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период"1. Авторы этой книги подробно описывают классификацию портфолио, структуру и этапы работы.

Я же увидела возможным изменить структуру и форму подачи накопленного опыта и наблюдений за детьми.

И решила создать что-то вроде дневниковых записей матери о своём ребёнке, которые отражают знания и интересы ребёнка, его увлечения и отношения в семьё и со сверстниками с фотографическим подтверждением былого. Так моё портфолио имело следующую структуру:

-----------

* Кочкина Н. А., Чернышёва А. Н. Портфолио в детском саду.- М.: "Скрипторий-2003",2010; с.4.

  • Титульный лист с фотографическим портретом ребёнка
  • Семейное древо
  • Я пошёл (а) в детский сад
  • Мои достижения
  • Я
  • 2005-2006 учебный год
  • 2006-2007 учебный год
  • 2007-2008 учебный год
  • 2008-2009 учебный год
  • 2009-2010 учебный год
  • 2010-2011 учебный год

Последние главы - записи о том чему ребенок научился в этом учебном году, как изменился, чего достиг.

Теперь, после выпуска, я знаю, детей любить не сложно, если верить в них, и они ответят тебе взаимностью, а это окрыляет на свершение любых сложных дел. Пусть это и моё субъективное мнение.

Любить и быть любимой детьми - это удел любой счастливой женщины - матери. Я не жалею не об одном дне, проведенном "на работе" с детьми, ведь иметь две семьи - это не каждому дано и нужно уметь беречь то, что имеешь.

В такой дружной семье дети выросли открытыми всему миру, и может быть, когда- нибудь вспомнят, своего первого наставника: Время покажет.

Сейчас уже можно подвести небольшой итог. Мои ребята попали в 7 городских школ, беседы с учителями показали, что мои выпускники хорошо вошли в детский коллектив, стали надёжными товарищами. Из 21 выпускника 15 детей показали высокий и средний уровни развития, 6 - средний. И я считаю, что я выполнила свой долг перед детьми сполна.

А сейчас пришло время создать дружный и любящий коллектив из других детей, но уже отличный от того, что был.

Вот такая моя педагогическая философия на тему дня и того, как меняется наше Российское образование и как работать воспитателю с инновациями и традициями.