Моделирование и внедрение развивающей программы "Личностно ориентированное раннее обучение как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"


Российское общество, находясь в начале XXI столетия, переживает новый этап культурной революции, характеризующийся как технико-интеллектуальный, в котором происходящие изменения, как известно, сильно отличаются по своим масштабам и динамизму от всех предыдущих этапов развития человеческой цивилизации. Такой динамизм развития современного общества требует переосмысления задач обновления образования. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования.

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого воспитателя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка. Однако не все мечты сбываются. К сожалению, и эту следует отнести к разряду еще не исполненных. Но очевидно, что путь к осуществлению данной мечты - стратегическое направление развития дошкольного образовательного учреждения, а так же педагогической науки и практики в целом. Необходимо предпринять решительные действия по преобразованию преобладающего в учебных заведениях социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания. Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным. Не случайно педагогическим коллективом нашего детского учреждения был взят курс на моделирование и построение образовательной программы "Личностно-ориентированное раннее обучение как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Личностно-ориентированное образование в дошкольном возрасте предполагает создание адекватных возрасту психолого-педагогических условий: индивидуальный подход к ребенку, предоставление широкого выбора деятельности, отсутствие жесткой предметности.

Реализация данных принципов предполагает создание благоприятного психологического пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми игровые методы обучения, а так же организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов.

Проанализировав ситуацию игровой деятельности в детском коллективе и обсудив данную проблему в 2010г. на педагогическом совете, коллектив пришел к выводу. Что для полноценного психического и физического развития детей детская игра не должна исчерпываться организацией игровых форм обучения. В образовательно-воспитательном процессе каждой группы созданы условия для возникновения и разворачивания свободной игры, которая играет ключевую роль в жизни и развитии ребенка. При этом свободная игра не является чем-то дополнительным, Что призвано заполнить "свободное от занятий" время ребенка, а пронизывает всю его детсадовскую жизнь. Дети больше всего любят играть: детская игра открывает богатейшие возможности для познания ребенком мира, приобретение социального и эмоционального опыта, развития и реализации творческого потенциала.

Обратить внимание на реализацию естественной потребности детей в игре мы осуществили на практике призыв Министерства образования и науки РФ учитывать самоценность дошкольного возраста, соблюдать приоритетность игры, ориентироваться на личность ребенка.

Начиная с раннего возраста воспитатель Бондаренко Л.К. формирует игровые навыки и умения малышей. Высокий уровень организации свободной игры демонстрируют воспитатели: Шленова Елена Дмитриевна, Назарова Вера Ивановна, Паршикова Наталья Викторовна и др.

Администрация и специалисты ДОУ рекомендуют воспитателям осуществлять образовательный процесс в аспекте диалога двух культур - мира взрослых и мира детей, экспериментально доказывая наличие детской субкультуры, объясняя, что ребенок не маленький взрослый.

В практике ДОУ используется ряд образовательных технологий, которые можно отнести к личностно-ориентированным, т.к. они реализовывают аспекты развития творческой личности, ее неповторимой индивидуальности.

В числе первых из них технология проблемного обучения. Метод проектов - это способ организации самостоятельной деятельности детей, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Для развития у детей речи, творческих способностей и процессов мышления воспитатель высшей категории Бушкова Елена Павловна в своей работе использует метод ТРИЗа.

Бывальцева Татьяна Ивановна и Егоренкова Наталья Александровна на занятиях по экологии вместе с детьми занимаются исследовательской деятельностью, устраивают презентации своих открытий, создают условия сотрудничества дошкольников в групповой работе. Воспитанники Савельевой Любови Михайловны и Шленовой Галины Алексеевны приобретают математические знания и навыки с помощью создания проектов для решения проблемных задач.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практические полезные дела).

В ходе такой работы ребенок не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и использует полученные знания в своей деятельности, присвоив их, обозначив тем самым свое становление и развитие.

Вторая образовательная технология, которая своими принципами бесспорно осуществляет задачи личностно-ориентированного подхода в деятельности ДОУ это проведение интегрированных занятий, которые помогают избежать перегрузок детей, освободив время для игр, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.

С большой заинтересованностью и инициативностью дошкольники обучаются на интегрированных занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности у Париловой Юлии Владимировны. Цель занятий познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей и реализация потребностей в самовыражении в творческих видах детской деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве.

Педагогическим коллективом разработан и внедряется еще один подход к перестройке деятельности педагога, его общения с детьми в связи с обновлением форм содействия психическому и физическому развитию ребенка. В настоящее время дошкольные образовательные учреждения имеют право оказывать семье образовательные услуги не только в рамках общих программ воспитания, образования и развития, но и так называемые дополнительные образовательные услуги. Они направлены на решение различных задач:

  1. Развитие познавательных способностей и возможностей является целью авторской программы театральной студии "Теремок", разработанной руководителем Бушковой Еленой Павловной для одаренных детей, а так же для детей с повышенными способностями или же интересом к театральной деятельности. Кружок функционирует 3 года.
  2. Более глубокое и расширенное освоение культурного наследия русских народных традиций и обычаев происходит на занятиях творческого объединения "Русская изба". Руководители Барикарова Вера Дмитриевна и Макаренко Людмила Михайловна.
  3. Над основной задачей спортивного клуба "Аэробика" - оздоровлением детей - работает инструктор по физическому воспитанию Русак Елена Павловна.
  4. Педагог-психолог Травкина Наталья Геннадьевна занятиями кружка "Умники и умницы" осуществляет реализацию программы психологического сопровождения развития дошкольника.
  5. Коррекционная помощь детям с особыми потребностями и с логопедическими проблемами проводится на "Логоритмике" учителями-логопедами Бойковой Ниной Александровной и Гайдамак Любовью Ивановной.
  6. Цель кружка "Лесовичок" (руководители Бывальцева Татьяна Ивановна и Егоренкова Наталья Александровна) - закрепление, расширение, обогащение знаний по ознакомлению с окружающим миром и умений познавательной деятельности.

Как показывает опыт введение дополнительных образовательных услуг во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы, а непосредственно решается принцип вариативности выбора деятельности детьми.

Таким образом, личностно ориентированная педагогическая технология, используемая нами в работе, предполагает необходимость такой организации процесса обучения ребенка, при которой занятия проводятся в щадящем темпе, вызывая искреннюю заинтересованность и инициативность в процессах научных открытий и познаний окружающего мира. Личностно ориентированная модель обучения обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна. В системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, цель которых достижение высокого качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства.