Могут ли овощи навредить здоровью


Программное содержание:

Предварительная работа: изучение темы овощи, беседа об овощах, об их пользе, приготовление салатов из овощей (винегрет).

Материал. Натуральные овощи, рисунки срезов овощей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Мы с вами много говорили, наблюдали и читали о лекарственных травах и растениях. Назовите травы, которые нас лечат?

Дети называют травы и рассказывают, как их использовать.

– Назовите растения, которые нас кормят? (Капуста, морковь, картошка, яблоки и т.д.)
Правильно, все эти овощи очень полезны для человека. Поэтому человек старается вырастить их на огороде или на подоконнике. Овощам, также как человеку нужно питание. Если растению не хватает питания, оно может погибнуть. И тогда растению помогает человек, подкармливает его. Вещества, которыми подкармливают растения, называются удобрениями. (навоз, зола, азотные и фосфорные удобрения). Они нужны для роста. А как вы, ребята, думаете, что будет, если мама нальёт вам в тарелку борща больше, чем вы можете съесть? А что будет, если человек внесёт удобрений больше, чем нужно растению, перекормит  его?
Тогда лишнее удобрение накапливаются в растении, образуются вредные вещества, которые называются нитратами. Если человек употребляет в пищу овощи с нитратами, то это приносит большой вред нашему здоровью. Что же делать? Значит, не надо кушать овощи? А Что же тогда делать?

Игра  «Вершки и корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, Дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, Дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук опускают вниз.

– А теперь слушайте и запоминайте, в какой части овоща больше всего содержится нитратов и что нужно сделать, чтобы они не попали в наш организм и не принесли ему вреда. Прежде чем вы узнаете, о каком растении я вам буду рассказывать, вы должны будете отгадать, что это за растение.

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня ищи. (Капуста.)

– Вот она, капуста. (Показывать каждый овощ.) Она не только нас кормит, но и лечит. Если свежий капустный лист приложить к голове, помогает от головной боли. Как же правильно употреблять капусту в пищу? Запомните: нитраты в большом количестве находятся в зелёных листьях и в кочерыжке. Как вы думаете, как удалить нитраты из капусты? Перед едой их следует замочить в тёплой воде, в которую добавлено немного соли. (Показать.)

Сарафан на сарафане,
Платьице на платьице.
А как станешь раздевать –
Досыта наплачешься. (Лук.)

– Свежий сок лука употребляется при ангине: по 1 ч.л. 3-4 раза в день. Нитраты находятся в донце луковицы, там, где корешки. Поэтому донце надо отрезать вот так. (Показать.)

Я длинный и зелёный,
Вкусный и солёный.
Вкусный и сырой
Кто же я такой? (Огурец.)

– Действительно, это самый вкусный овощ, но его лучше перед едой очистить, так как вредные вещества находятся в кожуре. (Показать.)

Что такое
В землю вросло?
Сверху толсто,
Снизу востро, собой красно. (Свёкла.)

Весной одну закапывают,
А осенью семью получают? (Картошка.)

– В свекле и картошке нитраты находятся в кожуре, поэтому её надо очистить.
– Мы с вами любим зелень. Назовите. (Лук, петрушка, укроп.)
– Для чего нужна зелень? (Чтобы суп и салат были вкуснее.) Зелень очень полезна, но содержит много нитратов в своих листьях. Для того, чтобы обезвредить эти растения, их надо поставить в банку с водой на солнце на 2-3 часа, и солнечные лучи помогут нам. На солнце нитраты исчезают.

Красная девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)

Показать морковь, затем разрезать её вдоль и обратить внимание детей на сердцевину. Нитраты расположены вот в этой части овоща, поэтому лучше её вырезать и замочить в тёплой воде, только после этого можно будет употреблять в пищу.

После рассказа и практического занятия задать детям вопрос:

– Как вы считаете, могут ли овощи навредить нашему здоровью? (Да, могут, если мы не будем знать, что такое нитраты и где, в какой части растения они содержаться)
– Нитраты исчезают с помощью воды. Я предлагаю нам отдохнуть и поиграть в игру на внимательность «Вода – не вода».

Ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду (радуга, лужа), дети поднимают обе руки. Если предмет или явление, названное ведущим, не имеет никакой связи с водой (ветер, камень), руки поднимать не надо.

– Теперь мы с вами знаем, у каких овощей и в какой их части находятся вредные вещества – нитраты. И для того чтобы лучше это запомнить, закрасьте карандашами на этих рисунках места скопления нитратов.