Мини-музей "Наш друг – собака"


Цели:

Примечание: актуальной проблемой современных городов стало скопление брошенных собак, которые стаями разгуливают по городу в поисках пропитания.  Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими  верными и преданными четвероногими друзьями, были заботливыми хозяевами, которые не посмеют выбросить надоевшую «живую игрушку».

Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются как на горизонтальных, так и на вертикальных поверхностях.  Например, коллекции игрушек-собачек (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижних полках двух стеллажей, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция фигурок собак из различных материалов (стекло, фарфор, камень, гипс) стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. Между стеллажами располагается невысокая тумба. На ней представлена детская литература, подборки картинок  о собаках, альбом  с фотографиями собак из семей воспитанников группы. В тумбе можно хранить атрибуты для игр с экспонатами мини-музея. Над тумбой, расположенной между двумя стеллажами  висит полотно в раме, на котором размещаются детские рисунки по теме мини-музея.  Главный персонаж музея представлен большой игрушкой-собакой.

Разделы и экспонаты

«Мягкие игрушки-собачки», «Резиновые игрушки-собачки», «Пластмассовые игрушки-собачки».

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, игрушки-собачки из разных материалов могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций, например: «Взрослые собаки» и «Щенки».

«Декоративные фигурки (статуэтки) собак» из различных материаловкак и предыдущие коллекции служат объектами детских исследований («Твёрдый-мягкий», «Тяжёлый-лёгкий», «Гладкий – шершавый» и т.д.)  

«Галерея» оформлена в виде большого полотна в раме, куда прикрепляются фотографии,  детские рисунки, аппликации («Моя собака», «Покорми щенка» – нарисовать корм в миске, «Здесь был Барбос» – следы и т.д.). Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом.

«Библиотека»

Здесь собраны народные сказки и авторские произведения о собаках, детские журналы, энциклопедии для детей, наборы картинок.

«Игротека»

Игры и атрибуты для игр расположены в низкой тумбе. Дети могут использовать их самостоятельно или вместе с педагогом (маски-шапочки, «Ящик ощущений», «Чудесный мешочек», прищепки, пазлы и т.д. )

Идеи для развития музея в средней, старшей, подготовительной группах

Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о собаках.
– Встречи с заводчиком собак, ветеринаром, кинологом.
– Оказание помощи питомнику бездомных  собак.
– Проведение экскурсий для других групп детского сада («Породы собак», «Что любят собаки», «Как собака себе друга искала»). 
– Семейные праздники «Наши питомцы».
– Написание книжек-малышек или большой книги о своих собаках.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности. Предлагаю занятие по познавательному развитию для первой младшей и экскурсию для детей второй младшей группы.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей первой младшей группы «День рождения собачки Киры»

Цели:

  • Учить детей различать диких и домашних животных: узнавать и называть их.
  • Создавать с помощью музейной педагогики условия для формирования у детей поисково-исследовательских навыков и умений.
  • Формировать интерес к собакам, доброжелательное отношение к ним, эмоциональную отзывчивость при общении с домашними животными.

Материалы: один маленький обруч; мягкие игрушки-собаки (5-6) и фигурки собак из различных материалов (5-6), мягкая игрушка (любое другое животное);  дидактическое пособие в виде круга с секторами, где изображены домашние и дикие животные; жёлтые прищепки по количеству секторов круга; фото собаки Киры для мини-музея; театральная кукла-собака; подарки для собаки (косточки, коврик).

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Дети, приглашаю вас в наш музей. Вчера мы с вами вымыли наших собачек, почистили, некоторых я постирала. Они высохли, и теперь нужно навести порядок, расставить все по местам.

Дидактическая игра  с кругами Эйлера «Каждому предмету своё место»

– Вот обруч.  Полина, положи в обруч мягкую игрушку. Затем Егор и т.д. А теперь все остальные фигурки собак нужно положить рядом с обручем… Молодцы, наши выставки готовы: выставка мягких собачек и выставка фигур собак. Славно поработали!

– Садитесь за стол, отдохните. Ваши ручки  устали, пусть «погуляют».

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять, стали весело играть.
Вот так, вот так, стали весело играть!
Пальчики гуляли, собачку увидали.
А собачка лает, пальчики пугает!
Пальчики сбежались, собачку испугались,
А собачка ходит, пальцы не находит.
Кулачки стучали, собачку испугали,
Ну, а пальчики опять стали весело плясать.
Поплясали, поплясали: «Ах, как быстро мы устали,
Мы немножко отдохнём и опять плясать начнём!»

– Ребята, а собака – домашнее животное или дикое? (Домашнее)
– Почему? (Живёт рядом с человеком. Человек за ним ухаживает.)

Дидактическая игра «Солнышко»

– Я отмечу на этом круге собачку жёлтой прищепкой. Собака – домашнее животное. Катя, возьми прищепку и отметь ещё одно домашнее животное. (Затем другой ребёнок и т.д.) А теперь я поверну круг (он на обратной стороне жёлтый), получилось замечательное солнышко.  А теперь поигрем.

Подвижная игра «Вот собачка Жучка»

У воспитателя на руке надета собачка-кукла. Он произносит слова: «Вот собачка Жучка, хвостик закорючка. Зубки острые, шубка пёстрая. Гав-гав-гав!» Догоняет детей. Кого задела собачка, тот выходит из игры.

Звонит телефон. Звонит Оксана Анатольевна (хозяйка собачки Киры).

– Алло!
– Наталья Владимировна, здравствуйте! Моя собачка Кира очень любит играть с детьми. Можно мне прийти к вам в детский сад с собачкой? Она не кусается.
– Да, Оксана Анатольевна, приходите, мы будем рады!
– Хорошо, собираемся!
– Дети, к нам едут гости: собачка Кира и её хозяйка Оксана Анатольевна. Вот фотография Киры, которую принесла в наш музей Оксана Анатольевна. У собачки Киры скоро День рождения. Как мы можем порадовать Киру? (Подарить подарки) Нужно приготовить подарки. Что любит собака? (Кости) А где взять? … Сёма сходит с Татьяной Леонидовной (младшим воспитателем) на кухню, попроси у Юли Николаевны (повара) косточки для Киры. А я связала для Киры коврик. Сколько у нас теперь подарков для Киры – один или много? (Много).

Стук в дверь. Входит Оксана Анатольевна с Кирой на руках. Дети здороваются, я предлагаю пройти, сесть. Дети садятся на диван.

– Посмотрите на Киру, погладьте её. Какая у неё шубка? (Мягкая). А что у Киры есть? (Голова, туловище, лапы, хвост).

– Оксана Анатольевна, мы приготовили для Киры подарки:

1. Стихотворение «Щенок» – Егор.
2. Колыбельная «Ты собачка, не лай…» – Катя.
3. Косточки – Сёма
4. Коврик – Полина.

Оксана Анатольевна:

– Спасибо, дети! Кира очень довольна! Нам пора идти домой! А я вас угощу вкусным печеньем! До свидания!

Конспект экскурсии «Наш друг собака» для детей второй младшей группы в одноимённый мини-музей

Задачи:

  • Расширять представление о роли собак в жизни человека.
  • Развивать умение видеть проблему.
  • Развивать способности к наблюдению.
  • Воспитывать доброе отношение к животным.

Оборудование: фото собаки воспитателя, картина «Собака со щенками», дидактическое пособие «Ящик ощущений», несколько фигурок или игрушек собак из разных материалов (пластмасса, искусственный мех, резина), настольный театр (собака, волк, лиса, лягушка, птичка, уж, медведь, заяц,  человек).

Предварительная подготовка: организация мини-музея группы «Наш друг – собака», разучивание стихотворения «Ко мне», разучивание стихотворения «Загадка»,  работа с родителями по сбору продуктов питания для приюта бездомных животных.

Ход экскурсии:

Воспитатель с детьми находится в противоположном от мини-музея конце группы.

– Доброе утро, дети! У меня сегодня хорошее настроение, а у вас? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей) А у меня настроение превосходное, потому что мой друг выздоровел! А у вас есть друзья? Кто твой друг, Оксана? А твой, Егор? (Спросить несколько детей)

Воспитатель показывает фотографию своей собаки.

Рассказ о собаке

Это мой друг – собака Бобик. Он живёт в будке и охраняет мой дом. Когда к дому подходят чужие люди, он грозно лает. А когда я прихожу, он прыгает от радости и, встречает меня звонким лаем. Бобик хорошо охраняет мой дом. За это я его сытно кормлю, стелю ему в будку мягкую солому.

– Дети, я принесла эту фотографию для вас. Где бы нам её повесить? (Предложения детей. Подвести к тому, что фото можно повесить в мини-музее группы)

– Хорошо, повесим её в музее. Вот я настрою свою подзорную трубу и посмотрю, есть ли там место для моей фотографии (руками изобразить подзорную трубу). 

Воспитатель смотрит в «подзорную трубу».

– Вижу, что место есть. Но, скажу вам по секрету, в нашем музее появилось что-то ещё интересное. Посмотрите сами. (Предложить детям изобразить подзорную трубу руками)

Пальчиковое упражнение «Подзорная труба»

– Что вы видите? Что изменилось в нашем музее? (Появились рисунки детей, новая картина  и т.д.)

– Подойдите поближе, может вы ещё что-то заметите. (Подходят к музею, рассматривают новые экспонаты) И правда, сколько всего интересного, нового появилось здесь.

Воспитатель показывает на картину «Собака со щенками».

Дидактическая игра «Почему?»

– Дети, кого вы видите на этой картине? (Ответы детей)
– Почему собака лежит? (Ответы детей)
– Почему она устала? (Ответы детей)

(И т.д. несколько вопросов «Почему?» до логического завершения)

– Собака любит своих щенков, учит их, играет с ними. Я вас тоже очень сильно люблю и хочу поиграть с вами. Встаньте в круг.

Динамическая пауза «Топ-топ» (в соответствии со словами выполняются движения руками и туловищем)

Топ-топ, топотушки,
Пляшет зайчик на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет песик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха на песке.
Топ-топ, топотушки,
Пляшут лапки, пляшут ушки!

– Отдохнули? А сейчас предлагаю вам поработать со мной в музее. Нужно расставить новые экспонаты на свои места.

Дидактическая игра «Пополни коллекцию» (с помощью «Ящика ощущений»)

Один ребёнок засовывает руки отверстия ящика. Воспитатель кладёт туда предмет через переднюю открытую стенку, ребёнок определяет на ощупь что это и какое на ощупь. Затем ребёнок определяет  экспонат в соответствующую коллекцию (мягкие игрушки-собачки, пластмассовые собачки, резиновые собачки.

– Молодцы! Вы замечательно поработали! Теперь в нашем музее стало ещё больше собак и щенков. 

Воспитатель просит детей рассказать стихи о собаках.

Ко мне

Не жалея сил
И ног
Через страх
Бежал щенок!
Мимо грозного Полкана,
Мимо башенного крана
(И немножко мимо кошки),
Мимо тени на стене...
Мой щенок 
Бежал
Ко мне!

Г.Новицкая

Загадка

Скажите, почему мой друг
Спит без подушки,
Ест без рук,
Зимой без валенок гуляет,
А если рад –
Хвостом виляет?

Н.Пикулёва

Воспитатель показывает собачку из настольного театра.

– Дети, а я вам расскажу сказку про собаку.

Настольный театр «Как собака себе друга искала» (Мордовская народная сказка )

Ведущая. Давным-давно в лесу жила собака. (Справа появляется собака, медленно идет к центру ширмы.) Захотелось собаке друга себе найти, который бы никого не боялся. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему... (Слева появляется заяц, прыгает в сторону собаки.)

Собака. Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить.
Зайка. Давай! Вдвоем веселее!
Ведущая. Легли они спать. Пробежала мимо них мышь.
Мышь. Пи-пи-пи! (Бежит мимо собаки и зайца.)
Собака. Гав-гав-гав!
Заяц. Зачем лаешь? Вот услышит лиса, придет сюда и нас съест.
Собака. Неважный ты друг, лисы боишься. Не буду с тобой дружить.
Ведущая. Обиделся зайка и убежал, а собака пошла искать лису. Видит, бежит лиса. (Появляется лиса, двигается к собаке.)
Собака. Давай, лиса, с тобой дружить, вместе жить.
Лиса. Давай! Вдвоем веселее.
Ведущая. Легли они спать. Мимо них лягушка проскакала. (Лягушка появляется справа, двигается к собаке.)
Лягушка. Ква-ква-ква!
Собака. Гав-гав-гав!
Лиса. Зачем лаешь? Услышит волк, придет сюда и нас съест.
Собака. Неважный ты друг, волка боишься. Не буду с тобой дружить!
Ведущая. Обиделась лиса и убежала, а собака пошла искать волка. Видит, идет волк. (Слева появляется волк, двигается к собаке.)
Собака. Волк, давай с тобой дружить, вместе жить.
Волк. Давай! Вдвоем веселее.
Ведущая. Легли они спать. Мимо них птичка пролетела, волка крылом задела.
Птичка. Чик-чирик, чик-чирик! (Птичка появляется справа, двигается к собаке, "улетает".)
Собака. Гав-гав-гав!
Волк. Зачем лаешь? Услышит медведь твой лай, придет и разорвет нас.
Собака. Неважный ты друг, медведя боишься. Не буду с тобой дружить.
Ведущая. Обиделся волк и убежал, а собака пошла искать медведя. Видит, идет медведь. (Слева появляется медведь.)
Собака. Медведь, давай дружить, вместе жить.
Медведь. Давай! Вдвоем веселее.
Ведущая. Легли они спать. Мимо них уж прополз.
Уж. Ш-ш-ш!
Собака. Гав-гав-гав!
Медведь. Зачем лаешь? Услышит человек, придет, шкуру с нас сдерет.
Собака. Неважный ты друг, человека боишься. Не буду с тобой дружить.
Ведущая. Обиделся медведь и ушел, а собака пошла искать человека. Видит, идет человек. (Слева появляется человек.)
Собака. Человек, давай дружить, вместе жить.
Человек. Давай! Вдвоем веселее!
Ведущая. Ночью собака лает, дом охраняет, а человек ее не ругает.
Собака. Гав, гав, гав!
Человек. Спасибо, собака!
Ведущая. С тех пор собака и человек живут вместе.

– Понравилась вам сказка? (Ответы детей).

– Дети, не у всех собак есть друзья, поэтому они живут в приюте и ждут, когда добрые люди о них позаботятся, давайте отправим им гостинец. Сегодня утром вы со своими родителями принесли для собачек продукты, давайте соберём их в большой пакет, а я передам всё в приют.  (Дети складывают корм в пакет)

– Спасибо вам, ребята, вы такие добрые!