Мини-музеи в детском саду


Музейная педагогика - достаточно известное направление современной педагогики.

Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.

Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных "больших" музеев, с другой отражает особенности этих учреждений культуры.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовой культуры, а так же просветительской и популяризаторской деятельностью.

Музейный работник - специалист работающий в музее.

Музееведение - наука об истории музеев, их назначении и организации.

Музеевед - специалист по музееведению.

Слово "музей" происходит от слова "муза". В древнегреческой мифологии музы - дочери бога Зевса, покровительницы наук и разных видов искусств. Храмы, посвященные музам, назывались музеонами. Соответственно изначально музей - это храм муз.

Музеи - неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию, и пр.

В музее могут быть собраны различные экспонаты, коллекции. История многих музеев начиналась именно с отдельных коллекций.

В современном музееведении существует такое понятие, как "детский музей". Специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.

Таким образом, детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольное учреждение.

Главной его функцией становиться образование и воспитание.

Главное в музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.

Музей, это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности.

Содержание мини-музея в детском саду, как правило, позволяет познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой, фольклором и пр.

Цели и задачи мини-музея:

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  • мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

В нашем детском саду создан мини-музей "Куклы наших бабушек", в создании которого активное участие принимали родители и бабушки воспитанников.

Задачи фольклорных мини-музеев:

  • приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
  • воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
  • патриотическое воспитание;
  • художественно-эстетическое воспитание;
  • знакомство с особенностями народного быта;
  • воспитание у дошкольников основ толерантности;
  • воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.

Из чего делали кукол

Традиционную народную куклу делали из разных материалов: травы, соломы, лыка, веточек, палочек и, конечно, лоскутков старой одежды.

В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и стар, и млад.

Крутить кукол дети начинали с 4-5 лет. Сначала делали самых простых - из 2-3 лоскутков, без ножниц и иголок. Первых кукол малыши делали с мамой или старшими сестрами, а потом и самостоятельно. Часто мастерили их из доступных материалов прямо во время игры.

Когда-то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Ее легко можно было разорвать руками, что важно в обережных куклах.

Существовало поверье, что при их изготовлении нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который ее носил.

Делали кукол также и из новой ткани - для свадеб и на подарки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для .вселения в нее недобрых сил. А значит, и Безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом. Кукол хранили в сундуках и корзинах и передавали их по наследству.

В богатых домах одежда куклы была похожа на одежду их обитателей - она была из богатых тканей, с вышивкой и украшениями. Такие куклы были очень дорогими, они даже имели свои комнаты.