Методическое пособие "Человек и его защита" посвящено воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по теме: "Расти, коса, до пояса"


Тема № 2
РАСТИ, КОСА, ДО ПОЯСА”

1. Задачи

1. Учить детей самостоятельно ухаживать за своими волосами.
2. Расширять знания о профессии парикмахера, главного мастера по уходу за нашими волосами.
3. Воспитывать к парикмахеру чувства уважения, доверия.

2. Цитаты, изречения

Хорошая прическа важнее дорогого наряда.

3. Полезные советы

Обязательно должна быть своя собственная расческа (следить за ее чистотой)

***************

Мыть голову 1-2 раза в неделю, пользуясь шампунем

***************

Промыв волосы, вытереть их мягким полотенцем и расчесать.

***************

Нельзя заплетать мокрые волосы.

***************

Нельзя ложиться спать с мокрой головой.

***************

Длинные волосы расчесывать с концов и постепенно переходить к корням

4. Это интересно знать!

Волосы поддерживают оптимальную температуру тела.

Древние ассирийцы украшали волосы золотой пудрой, золотыми нитями и душистыми желтым крахмалом.

Римляне красили волосы в черный цвет зверобоем, миртом и кожурой грецких орехов.

5. Разработка и оформление памятки “Здоровые волосы – красота человека”

6. Встречи с парикмахером, экскурсия в парикмахерскую

Конкурс среди девочекЛучшая прическа у моей куклы

Если вы захотели постричь волосы, сделать красивую прическу, то вы отправитесь в парикмахерскую, где умелые руки мастера – парикмахера будут колдовать над вашими волосами. В самом деле, из кресла парикмахера клиенты Встают с красивыми, аккуратно уложенными Волосами. Парикмахеры имеют определенную специальность: мужской, женский или детский мастер.

Сначала парикмахер усаживает клиента в удобное кресло, укрывает плечи специальной накидкой, потом шампунем тщательно промывает клиенту волосы, затем слегка их подсушивает полотенцем. После этого в руках его мастера появляются расческа и ножницы, и он начинает прядь за прядью подстригать волосы, придавая им определенную форму.

Когда стрижка готова, парикмахер может сделать укладку феном и щеткой, может – завить волосы локонами и покрыть специальным лаком для волос. Главное, чтобы прическа подходила к типу лица, гармонировала с внешностью!

Поэтому мастер – парикмахер должен обладать хорошим вкусом, фантазией, “золотыми” руками. Общительность, умение терпеливо выслушивать клиента, понять, о какой прическе тот мечтает. Парикмахер должен быть в курсе всех модных новинок и в совершенстве владеет своей профессией.

Для этого проводятся разнообразные конкурсы парикмахеров, где они делятся секретами своего мастерства, делают и новые стрижки, и вечерние нарядные прически, которые могут быть украшены цветами и блесками.

Парикмахер должен обладать и крепким здоровьем (ведь на ногах ему приходится проводить весь рабочий день), и любовь к людям, желание доставить им радость, сделать обаятельнее и красивее.

7. Составление рассказов, сказок на темы: “Варвара краса – длинная коса”

8. Конкурс детского рисунка “Современные прически”

9. Выставка гигиенических принадлежностей: шампуни ( связь с темой “Целебные растения”), эти разные расчески, бигуди, плойки, фены и т.д.

10. Конспект занятия:

“ЗДОРОВЫЕ ВОЛОСЫ – КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА”

Цель: показать детям влияние красивых, аккуратных волос на внешний вид человека. Задачи

1. Учить детей самостоятельно ухаживать за своими волосами.
2. Расширять знания о профессии парикмахера, главного мастера по уходу за нашими волосами.
3. Воспитывать к парикмахеру чувства уважения, доверия.

Активизация словаря: см. раздел

Предварительная работа:

  1. Посещение с детьми салона красоты (парикмахерской – женский, мужской зал)
  2. Встречи с детским парикмахером, беседа с родителями, детьми.
  3. Изготовление (пополнение) атрибутов для сюжетно-ролевой игры “Парикмахерская”
  4. Проведение культурно-гигиенических процедур в группе и кругу семьи.
  5. Подбор иллюстративного материала, (фотографий, альбомов) с изображением причесок на голове людей.
  6. Выставка “Это все расчески”
  7. Конкурс детского рисунка “Современные прически”
  8. Составление сказки “Варвара краса – длинная коса”
  9. Подбор стихов, пословиц, загадок по теме занятия.
  10. Оформление выставки предметов – “Помощники парикмахера (ножницы, зеркала, расчески, шампуни, фены, плойки и т.д.)
  11. Составление конспекта занятий

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка. Все участники просматривают выставку “Помощники парикмахера”, альбомы с прическами для мужчин, женщин и детей. Ведущая предлагает всем занять свои места.

- Добрый день, уважаемые взрослые и дети! Мы рады приветствовать вас, наших дорогих гостей.

В зал (комнату, класс) входит Неряшка (девочка неаккуратно одетая, непричесанная).

- Ой, я, кажется, немного опоздала, так торопилась, так торопилась … к вам в гости!

- Извините, пожалуйста, но когда заходят в помещение, нужно поздороваться, и извиниться за опоздание. Познакомиться с гостями, если вы с кем-то не знакомы.

- Здрасьте, здрасьте! Извините, что опоздала! /Неряшка/

- Всегда, когда собираешься в гости, стараешься надеть красивое платье, причесать волосы, сделать красивую прическу. Почему же ты пришла такая неаккуратная?

- Неаккуратная, а я всегда так хожу, и мне очень нравится! /Неряшка/

Достает из кармана зеркальце, смотрит в него, любуется, поправляя растрепанные волосы.

- Неряшка, скажи, пожалуйста, а ты когда-нибудь ходила в парикмахерскую, встречалась с парикмахером?

- С кем, с кем, с каким это еще па – аррр – их- их – макером?

- Да ты, что, не знаешь кто такой парикмахер? Тогда все понятно, почему у тебя такая на голове “прическа”. Ребята, давайте расскажем нашей гостье все, что мы знаем с вами о профессии парикмахера и о том, как нужно ухаживать за своими волосами.

Один из детей выходит и рассказывает (что он знает) о профессии парикмахера, показывая Неряшке, развешанные на стене (учебной доске) фотоснимки с прическами. Другие дети дополняют информацию

Примерный вариант информации:

Если вы захотели постричь волосы, сделать красивую прическу, то вы отправитесь в парикмахерскую, где умелые руки мастера – парикмахера будут колдовать над вашими волосами. В самом деле, из кресла парикмахера клиенты встают с красивыми, аккуратно уложенными волосами. Парикмахеры имеют определенную специальность: мужской, женский или детский мастер.

Сначала парикмахер усаживает клиента в удобное кресло, укрывает плечи специальной накидкой, потом шампунем тщательно промывает клиенту волосы, затем слегка их подсушивает полотенцем. После этого в руках его мастера появляются расческа и ножницы, и он начинает прядь за прядью подстригать волосы, придавая им определенную форму.

Когда стрижка готова, парикмахер может сделать укладку феном и щеткой, может – завить волосы локонами и покрыть специальным лаком для волос. Главное, чтобы прическа подходила к типу лица, гармонировала с внешностью!

- Но, не только парикмахер следит за чистотой и красотой волос, многое зависит и от самого человека. Давайте, ребята, покажем Неряшке, как мы умеем причесывать своих кукол.

Игра: “Причешем наших кукол” (Неряшка ходит около участников, смотрит, хвалит детей)

- Подумаешь, я тоже могу расчесать кого-нибудь. Достает из кармана щетку для одежды, пытаясь “расчесать” участников встречи.

- Неряшка, Неряшка, погоди! Ты что делаешь? Разве такой щеткой расчесывают волосы?

- А у меня больше и нет ни какой! /Неряшка/

- Бедный, ты бедный, ничего ты не знаешь и ничего ты не умеешь. Сейчас ребята будут отгадывать загадки и показывать для тебя отгадки, тогда ты и узнаешь, что нужно для того, чтобы не только причесать волосы, но и помыть их. Слушайте, гости дорогие загадки, и находите на нашей выставке отгадки.

Загадки:

Для кудрей и хохолков двадцать пять зубков.

И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (Расческа)

И сияет, и блестит, никому оно не льстит,

А любому правду скажет – все как есть ему покажет. (Зеркало)

Говорит дорожка – два вышитых конца:

“Помылься хоть немножко, чернила смой с лица!

Иначе ты вполдня испачкаешь меня!” (Полотенце)

Неряшка берет в руки зеркало, заглядывает в него, пугается, затем берет полотенце, вытирает руки, лицо – смотрит на грязные следы, которые остались на полотенце. Садится на стул, горюет.

- Ребята, мы сможем помочь Неряшке? А что для этого нужно сделать? (умыть ее, вымыть волосы, причесать, постирать одежду и др.)

- Выберите на нашей выставке все те предметы, которые пригодятся для Неряшки.

Ребенок подает Неряшке мыло, приговаривая:

Будет мыло пениться и грязь куда-то денется!

Другой ребенок:

Трите губкой и мочалкой, потерпите, не беда!

И чернила, и варенье смоет мыло и вода!

Третьей:

Зеркало любит чистые лица, Зеркало скажет: - Надо умыться!

Зеркало охнет: - Где же гребенка? Что же она не причешет ребенка!

Зеркало станет грязным от страха, если в него поглядится неряха.

А. Кондратьев

- Я все поняла, поняла, я сейчас же умоюсь! (Неряшка забирает все принадлежности и выбегает из комнаты)

- Ребята, а пока Неряшка приводит себя в порядок, давайте мы с вами вспомним стих, народные песенки о наших волосах, косичках.

(Дети читают стихи) См. раздел № 10.

- Вспомним, как правильно ухаживать за волосами. (См. раздел № 3).

Входит Неряшка, умытая. (Но не причесанная)

Ребята вспоминают Пословицы и поговорки

Здоровье потеряешь – все потеряешь

Грязью зарос, хоть репу на шее сей.

Как ни мойся, а чище воды не будешь.

Умывайся мылом – не отдавайся злыднем.

Чистота – половина здоровья.

Не замочив рук, не умоешься.

- Неряшка, в чем же дело? Почему же ты не расчесалась?

- Я не умею, да и волосы мне свои очень жалко рвать, пусть так будет.

- Нет, нет! Я знаю, кто тебе может помочь, но сначала постарайся отгадать загадку.

Феном, щеткой и расческой ловко сделает прическу.

- Ой, ой…, а знаю, это па – аррр – их- их – макер.

- Вот именно, парикмахер. И сегодня в гости мы пригласили нашего знакомого мастера, про которого говорят, что у него “золотые руки”.

Выходит парикмахер, здоровается со всеми.

- Как вы думаете, дорогой мастер, вы сможете привести в порядок голову нашей Неряшки?

- Конечно, но сначала пусть Неряшка выберет, какую бы она хотела выбрать для себя прическу.

Проходит демонстрация причесок (мастер заранее причесал несколько клиентов)

Неряшка: В парикмахерской сижу, молча в зеркальце гляжу,

Мастер ножницы берет, прямо страх меня берет.

- Ребята, что можно предложить клиенту, чтобы он не боялся посещать парикмахерскую. (ответы детей)

Ребенок: (подводит итог)

Мастер сделает прическу феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет, челку щеткою взобьет,

Все в его руках горит – он изменит внешний вид!

Парикмахер: - Неряшка, мы с тобой сейчас пойдем в парикмахерскую, и я обязательно сделаю тебе такую прическу, которую ты выбрала. Ребята, а вам я хочу на память подарить разные украшения для волос, чтобы ваши прически были всегда красивые, головы аккуратные. До скорой встречи, в нашей парикмахерской.

Парикмахер с Неряшкой уходят (через некоторое время Неряшка может прийти к ребятам и показать свою прическу).

Всем, конечно, очень нравится с модной стрижкою красавица.

Примечание: для расширения и закрепления полученных знаний в “Приложении” предлагается:

1. Стихи по теме
2. Загадки
3. Пословицы и поговорки
4. Дидактические игры и упражнения
5. Вопросы на повторение
6. Активизация словаря
7. Стихи и ситуации
8. Дополнительная литература