Методическое пособие "Человек и его защита" посвящено воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по теме: "Дороже алмаза своих два глаза"


Тема № 3
“ДОРОЖЕ АЛМАЗА СВОИХ ДВА ГЛАЗА”

Содержание:

1. Задачи.
2. Цитаты, изречения.
3. Полезные советы.
4. Это интересно знать: “Врач – офтальмолог”
5. Тема памятки для родителей Эти глаза ….”.
6. Встречи с врачом – окулистом, работниками оптики
7. Темы рассказов и сказок “Неразлучные друзья – руки и глаза”
8. Тема детского рисунка Осторожно - глаза”, “Как прекрасен этот мир, посмотри!”
9. Выставка гигиенических принадлежностей.
10. Стихи:

* С. Погореловский Про глаза - глазёнки
* Саша Черный. Мамина песня
* М. Дружинина Сел медведь на бревнышко

11. Загадки:

  • Глаза
  • Брови, глаза
  • Глаза, нос
  • Взгляд
  • Соринка в глазу
  • Очки

12. Пословицы и поговорки, народные песенки.
13. Дидактические игры и упражнения:

- “Как красиво вокруг”
- “Правый – левый”
- “Что умеют наши глазки”
- “Запрещается – разрешается”
- “Наши глаза”
- “Цепочка слов

14. Вопросы на повторение пройденного материала.
15. Конспект занятия “Дороже алмаза своих два глаза”
16. Активизация словаря:

* близорукий
* близорукость
* гимнастика для глаз

17. Стихи и ситуации.
18.Дополнительная литература.

1. Задачи

1. Формировать у детей навыки охраны зрения.
2. Учить детей соблюдать культурно-гигиенические правила во время игровой и трудовой деятельности.
3. Воспитывать у детей ответственность за сохранение здоровья (своего и окружающих людей).

2. Цитаты, изречения

Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов”

А.П. Чехов

3. Полезные советы

4. Это интересно знать!

Врач – офтальмолог (от греческого слова “глаз”) занимается лечением зрения. С помощью специальных таблиц врач устанавливает, нет ли у ребенка дефектов зрения.

Гимнастика для глаз, метод Бейтса – возможно, вы никогда не слышали этих слов. И не только вы. Гимнастика для глаз как метод лечения – непривычный, даже спорный подход к сохранению здоровья глаз.

Хотя в настоящее время гимнастику для глаз едва ли можно признать научным методом, в древности она составляла основу ухода за зрением, утверждает офтальмолог Роберт Абель. В Японии, Тибете и индии хранятся описание гимнастики для глаз, которым не одна тысяча лет.

Первоначально эта гимнастика воспринималась всего лишь как способ исправить нарушения близорукости или дальнозоркости. Метод был основан на идее, что некоторые глазные мышцы следует “отучить” от плохой работы. Лечебное действие этого метода при глазных болезнях не доказано.

Типичное визуальное упражнение состоит в следующем. Держать карандаш в вытянутой руке, сосредоточив на нем взгляд. Медленно приближайте карандаш к своему носу, не отводя взгляда. Затем также медленно снова вытяните руку. Предполагается, что с помощью таких подобных упражнений можно настолько повысить способность фокусировать зрение, что корригирующие линзы больше не понадобятся.

Многие специалисты считают гимнастику для глаз не более чем развлечение. Другие же утверждают, что доказательством ее эффективности служат положительные результаты. “Строго научного обоснования этого метода, может быть и нет, - полагает д-р Абель, - но о его ценности свидетельствуют люди, которым он помог”.

5. Разработка и оформление памятки “Эти глаза…..”

6. Встречи с врачом – окулистом, беседы с детьми, которые носят очки.

Посещение “Оптики”, беседа с медработниками

7. Составление рассказов, сказок на темы: “Неразлучные друзья – руки и глаза”

8. Конкурс детского рисунка “Осторожно - глаза”, “Как прекрасен этот мир, посмотри!”

9. Выставка: предметов народных умельцев (Хохлома, гжель, дымка и др.)
Могли ли люди с плохим зрением создать такие произведения искусства.
(тематика выставок самая разнообразная)

10. Конспект занятия:

ДОРОЖЕ АЛМАЗА СВОИХ ДВА ГЛАЗА.

Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.

Задачи:

1. Расширять знания детей о культурно – гигиенических навыках
2.  Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.

Материал к занятию:

1. Информация об охране и гигиене глаз в учебно-тематическом комплексе “Гигиена тела человека”.
2. Иллюстративный материал о гигиене глаз человека.
3. Стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме занятия.
4. Раздаточный материал на каждого ребенка – бумага, карандаши, ручки.

Предварительная работа:

1. Сбор информации об охране и гигиене глаз, оформление учебно-тематического комплекса “Гигиена тела человека”
2. Просмотр видеофильма.
3. Отбор иллюстративного материала о гигиене тела человека.
4. Подбор и систематизация стихов, загадок, пословиц и поговорок по теме занятия.
5. Разработка и оформление памяток “Эти глаза….”.
6. Оформление листовок.
7. Подборка необходимой информации в конверте к занятию на каждого ребенка.
8. Беседы с врачом – окулистом
9. Составить анкеты по теме “Дороже алмаза свои два глаза!”
10. Написание конспекта занятия

Подготовка перед занятием:

1. Оформление кабинета: распределить иллюстрации о гигиене человека.
2. Разложить необходимые пособия как для работы по подгруппам, так и для индивидуальной работы.
3. Проветривание помещения.
4. Подключить аудио - видеоаппаратуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В помещение входит Доктор Ромашкин, на глазах у него очки.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рад встречи с вами. Сегодня мы вновь будем говорить о нашем здоровье. А речь пойдет… (загадывает загадку)

Есть у каждого лица два красивых озерца.

Между ними есть гора, назови их, детвора.

Доктор Ромашкин:правильно, ребята, это глаза. Как вы думаете, почему народ говорит “Дороже алмаза свои два глаза”. Кто из вас знает, что такое алмаз? И будем мы с вами говорить о гигиене и охране глаз.

Глазами мы видим разные предметы, их форму, величину, окраску. Благодаря глазам мы видим окружающий мир во всей его красоте, читаем книги, смотрим телепередачи. Назовите, какие предметы вы видите в этом помещении. Какой цвет преобладает здесь? Посмотрите в окно. Что вы видите на улице? Посмотрите в даль. Что вы видите вдалеке? Ребята вы всё видите четко, ни у кого не сливаются предметы как в тумане? А вот некоторые люди не все видят вдалеке или, наоборот, вблизи и тогда им приходится обращаться к врачу – окулисту.

Береги зрение.

К окулисту пришел Крокодил, плакал горько, совета просил:

  • Я весь день телевизор смотрел, до полуночи над книгой сидел.

Свет обычно включать не любил и в темноте вечера проводил.

Видел все! А теперь не могу! Врач ответил: - Я вам помогу.

Но при этом с досадой сказал: - Вам беречь надо было глаза!

Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение!

В темноте никогда не читайте! Телевизор пореже включайте!

И придется очки заказать, чтобы снова газеты читать!

Шалаева Г.

Доктор Ромашкин: я вот тоже к вам сегодня пришел в очках, потому что вчера долго смотрел телевизор, а потом еще и лежа почитал книгу. Утром почувствовал, что глаза заболели, потекли слезы. И пришлось одевать очки.

Игра “Запрещается – разрешается”

Смотреть долго телепередачи, играть длительное время за компьютером, делать зарядку для глаз, одевать очки при хорошем зрении, лежа читать, заниматься в темном помещении, чтобы освещение было с левой стороны, читать в общественном транспорте, посещать окулиста, больше кушать моркови и яблок и т.д.

Разрешается”

Запрещается

   

Игра “Наши глаза” Посмотреть друг другу внимательно в глаза.

Ведущий говорит задание, ребята выполняют, например,

  • похлопали в ладоши у кого карие глаза;
  • присели 3 раза у кого зеленые глаза;
  • подпрыгнули 5 раз у кого голубые глаза;
  • погладили себя по голове у кого серые глаза и т.д.

Игра “Цепочка слов” - “Какими бывают глаза” ребята стоят по кругу. Водящий берет в руки маленький мячик и, передавая его соседу, говорит, например, “глаза могут быть добрыми”, другой, передавая мяч соседу говорит – “глаза могут быть злыми” и т.д. Желательно, чтобы ребята не повторяли прилагательные, характеризующие глаза.

Доктор Ромашкин раздает ребятам листочки бумаги и предлагает нарисовать схематично, что может повредить нашему зрению.

Работа с памятками “Эти глаза….!” ребята изучают материал “Как видят наши глаза”. Затем повторяют прочитанный материал.

Ребятам предлагается в помещении найти по одному конверту, в которых положены полезные советы. Когда большинство ребят найдут конверты, они садятся на стулья, которые стоят по кругу. И начинают по порядку читать

Полезные советы: см. выше № 3

Доктор Ромашкин проводит очередные игры:

Дидактические упражнения: отгадайте, какие предметы

А) помогают глазам лучше видеть (очки, бинокль, лупа )
Б) покажи (раскрась) только те вещи, которые лечат глаза и берегут зрение (очки, козырек от панамы, витамины, морковь) Подобрать соответствующие картинки, вещи + другие, не относящиеся к данному заданию, например, зубная щетка, ботинок, карандаш и т.д.

Все участники, взявшись за руки, по цепочке говорят друг другу добрые слова с пожеланиями здоровья.

Примечание: для расширения и закрепления полученных знаний в “Приложении” предлагается:

1. Стихи по теме
2. Загадки
3. Пословицы и поговорки
4. Дидактические игры и упражнения
5. Вопросы на повторение
6. Активизация словаря
7. Стихи и ситуации
8. Дополнительная литература