Методические разработки по теме "Интегрированные коррекционно-развивающие занятия под музыку для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата"


Здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди, и есть крупные промышленные предприятия.

Быть здоровым – это естественное стремление человека.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и Здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя "душе" лениться.

Такого человека мы и должны "создать" и воспитать, начиная с раннего детства. Но, к сожалению, статистика утверждает, что физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, а 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

В нашем дошкольном учреждении на протяжении вот уже десяти лет работают две группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети 5-6 лет (старшая группа) направляются в МДОУ хирургом-ортопедом и посещают дошкольное учреждение в течение двух лет. Дети имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие, плосковальгусные стопы), а также, как правило, сопутствующие заболевания.

В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется, и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Естественно, что проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам воспитания ребенка дошкольного возраста. Именно поэтому все специалисты МДОУ работают в тесном сотрудничестве по этой проблеме. Особое внимание уделяется совместной работе с инструктором ЛФК.

Всем известно, что физические упражнения с коррекционно-развивающей направленностью отличаются сложностью выполнения, фиксированием поз, монотонностью многократных повторений. Это снижает интерес к лечебно-физкультурным занятиям у детей и падает качество выполнения упражнений. Поэтому, совместно с инструктором ЛФК, разработаны коррекционно-развивающие занятия под музыку и интегрированные музыкальные занятия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Целью данных занятий является осуществление коррекции отклонений в физическом развитии посредством музыки и максимальному приближению физического и психического развития, двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме.

Задачи:

  1. Оздоровительная:
    А) Коррекция отклонений физического развития, сохранение навыка правильной осанки, оптимизация функциональных систем организма;
    Б) Улучшение психоэмоционального состояния, снятие психологической напряженности.
  2. Образовательная:
    А) Развитие музыкальных способностей детей;
    Б) Обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам с использованием приемов самомассажа, упражнений на дыхание, динамических разминок под музыку;
    В) Осуществлять индивидуальную коррекционную работу с детьми по рекомендации ПМПК.
  3. Нравственно-воспитательная:
    А) Воспитывать всесторонне и гармонично развитую личность;
    Б) Формировать потребности самосовершенствования, умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями под музыку, сознательно применять их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья;
    В) Развивать музыкально-двигательные (кондиционные и координационные) способности.

Совместно с инструктором ЛФК разработан перспективный план работы на год.

Курс оздоровительной гимнастики проводится в сроки – с 1 октября по 31 мая. Курс делится на три периода – подготовительный, основной, заключительный.

  1. Подготовительный период – знакомство с оздоровительной гимнастикой под музыку и разучивание специальных упражнений, повышение уровня физического и психоэмоционального развития детей;
  2. Основной период – укрепление мышечного корсета, ликвидация мышечного дисбаланса, регулирование процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулирование памяти, внимания, нормализация эмоционально-волевых процессов. Совершенствование техники выполнения упражнений под музыку.
  3. Заключительный период – стойкое закрепление полученных навыков и умений, поддержание уровня физического и психического развития, приближенных к возрастной норме.

Лечебная гимнастика под музыку проводится 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия:

  • дети 5-6 лет 25-30 минут;
  • дети 6-7 лет 30-35 минут.

Оздоровительные занятия имеют те же закономерности и методику проведения, которые характерны для обычной гимнастики. Основной структурной единицей является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс. Каждый комплекс, в свою очередь, состоит из трех частей, представленных разными по направленности воздействия движениями. В подготовительной части широко используются различные виды ходьбы, упражнения на перестроения и ориентировку в пространстве. Для основной части характерны упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, наклоны, повороты, упражнения для туловища и специальные упражнения для ног. Заключительная часть составлена из упражнений на релаксацию и восстановление дыхания.

Один комплекс рассчитан на один учебный квартал, каждые две недели комплекс изменяется и дополняется на 15-20%. Три раза в год в последний месяц квартала проводятся совместно с инструктором ЛФК интегрированные итоговые занятия, на которых отслеживается динамика, результативность, проводится анализ эффективности занятий.

Исключительно важное значение при составлении комплексов имеет подбор музыки. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы - четко дифференцированными, с хорошо различимыми темпом и ритмом. Это позволяет ребенку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение. Форма музыкальных произведений должна быть простой или повторяемой. Как правило, всем этим требованиям отвечают детские песенки, несложные по мелодии и оркестровке. В каждый комплекс входит пять-шесть отдельных музыкальных композиций, исполняемых непрерывно, с наложением текста в ритм музыки.

На коррекционно-развивающих занятиях под музыку и интегрированных музыкальных занятиях используются разнообразные методические приемы (см. приложение №1).

Музыкотерапия используется при работе с детьми с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. Музыкотерапия является психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

- Психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

- Психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личном развитии, психоэмоционального состояния).

Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с детьми.

Применение музыкального сопровождения на занятиях ЛФК – это введение музыкальных игр и упражнений как средство развития слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений, коммуникативных навыков. Музыкально-ритмические композиции развивают творческие возможности ребенка, дают ему богатый опыт общения, наполняют жизнь радостью и яркими впечатлениями.

Логоритмика применяется в виде речедвигательных игр и упражнений под музыку. Освоению каждого упражнения способствуют стихотворные строчки, которые приучают ребёнка выполнять упражнения, координируя движения и речь. Этот приём особенно важен для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как индивидуальный внутренний ритм часто или ускорен, или наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. У детей часто изменён тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо в работе. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребёнком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса.

Дыхательные упражнения – один из важнейших методов общей реабилитации, так как дети с нарушением осанки имеют низкие резервные возможности дыхательной системы. В зависимости от тяжести искривления отмечается снижение жизненной емкости легких на 30-70%. Применение дыхательных упражнений во время физических упражнений необходимо для развития и укрепления дыхательной системы.

Психогимнастика – почти все новые программы по воспитанию дошкольников включают в оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции. В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация (расслабление мышц). С помощью определенных приемов (контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения) дети учатся произвольно расслабляться, что способствует психической разрядке и восстановлению сил, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

Фитболгимнастика: фитбол - гимнастика, фитбол - ритмика, фитбол - сказки дают уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии. Тем самым, фитболгимнастика развивает чувство ритма, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. (См. приложение №2)

В результате систематического проведения оздоровительных занятий с применением вышеназванных методических приемов наблюдается положительная динамика в коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей посредством музыки.

Данные оздоровительные комплексы можно использовать как эффективное лечебное средство, задача которого состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, так как именно музыка является катализатором всех двигательных актов.

Литература:

  1. В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров "Развивающая педагогика оздоровления", Москва 2000г.
  2. "Воспитание здорового ребенка в дошкольных образовательных учреждениях" под ред. Е.А. Сагайдачной, Москва 2000г.
  3. Н. Ефименко "Театр физического развития и оздоровления", Москва 1999г.
  4. И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, М.Ю. Соколова "Здоровьесберегающие технологии", Москва 2003г.
  5. М.А. Рунова "Движение день за днем", Москва 2007г.
  6. В.А. Шишкина, М.В. Мащенко "Какая физкультура нужна дошкольникам", Москва 2000г.
  7. М.Ю. Картушина "Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-7 лет", Москва 2004г.

Приложение