Методические материалы и планирование работы по курсу "Акварелька" с использованием изотерапии и нетрадиционных техник в изобразительной деятельности старших дошкольников


ЦЕЛЬ КУРСА: развивать творчество, фантазию, воображение эстетический вкус с помощью новых технологий в изодеятельности.

ЗАДАЧИ:

В последнее время слово арттерапия звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, людей, занимающихся детским творчеством и у каждого есть свое видение того, что есть лечение искусством (арт - искусство, терапия - лечение).

Широкое развитие получили разные виды арттерапий (музотерапия, библиотерапия, аромотерапия, изотерапия). В моей работе с детьми педагогическое направление изотерапии имеет неклиническую направленность и рассчитано на потенциально здоровую личность, и понимается как забота об эмоциональном сочувствии и психологическом здоровье личности, группы, средствами художественной деятельности.

Для реализации этих задач в изостудии нашего МДОУ создана атмосфера психологического комфорта, уважительное отношение к личности ребенка, внимание к его выбору, мнению. Каждый ребенок имеет право выбора сюжета и изобразительных средств. Особое внимание уделяется малообщительным неконтактным детям. Считаю важным поддерживать атмосферу толерантности к неудачам ребенка, пресекать возможность насмешек со стороны сверстников и поощрять восхищение работами товарищей.

Основной формой работы является игра: от дидактических упражнений до подвижных пластических имитаций. ("Изобрази березку на ветру", "Задумчивая веточка", "Загадочное облако", "Снежинка кружится в воздухе", и тд.). игра занимает от 3 до 5 мин. занятия и способствует сохранению здоровья детей: снимает стресс, помогает наладить общение.

Используя в работе изотерапию, считаю целесообразным включать в занятие классическую, инструментальную, со звуками природы музыку. Музыка создает настроение и сюжет детской работы, а если необходимо, то может послужить моментом релаксации. В данном случае изодеятельность является не только важным средством нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как условием его эмоционального благополучия.

В своей работе с детьми я использую различные изобразительные техники, в том числе и нетрадиционные. Применяя в своем творчестве нетрадиционные техники, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать, а следовательно и арттерапевтический эффект от таких занятий выше

Экспериментирование с различными материалами (рисование свечой, моделирование коллажей, рисование в технике "граттаж", рисование пластилином, и мн. др.), обогащают знание ребенка об их свойсвах, возможностях применения. Руководствуясь данными взглядами, разработала и внедрила в образовательный процесс цикл занятий с использованием нетрадиционных техник, для работы с детьми в кружковой деятельности. В занятиях большое внимание уделяю цветовосприятию.

Считаю, что хорошо развитое цветовосприятие помогает полнее чувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение, печаль и страх, удивление и восторг. А еще с цветом можно играть!

Детям предлагаются различные игры - задания: нарисуй "зеленую" или "сиреневую" сказку, "настроение цвета" - путем смешения красок детям предлагается с сделать его веселым или печальным. Конечно, сформировать у детей это чувство в полной мере в период дошкольного детства невозможно, но заложить основы необходимо и можно. Работая в тесном взаимодействии с психологом детского сада над развитием эмоциональной сферы воспитанников средствами "изотерапии", можно с уверенностью констатировать: дети умеют разграничивать внутренние и внешние причины происходящего, начинают уверенно контролировать свои чувства.

Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребенок начинает постепенно открывать прекрасное в жизни, он приобретает дополнительный язык. Когда

что - то трудно сказать словами, можно выразить изобразительными средствами: обретение такого дополнительного языка особенно важно для детей с нарушением речи, которым трудно общаться с окружающими. Взаимодействие с учителем - логопедом посредством заданий, которые включают в себя много веселого, занятного, театрального: это различные игры с цветом, развлечения, исследования.

Важно и то, что отношение детей к искусству передается и родителям.

Организуя совместные занятия с детьми и родителями, можно отметить какое это удачное сотрудничество: с одной стороны они учатся не расставаясь, а с другой, встречаются в непривычных ролях.

Это уже и соперники, и одновременно помощники друг другу. Одни задания быстрее и интереснее получаются у детей, а другие - у их родителей. Обе стороны обмениваются идеями, подсказывают друг другу решения. Это прекрасно, так как дети и родители узнают больше друг о друге. Используя искусство в качестве терапевтического фактора, можно с уверенностью сказать, что только в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса можно достичь определенных результатов, не требующих специальных медицинских знаний.

Анализ результатов исследования показал, как постепенно ребята не только учатся новым техникам рисования, но и вносят элементы творчества, выполняют работы с желанием, положительным эмоциональным настроем. В процессе использования изотерапии происходит развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности, психических процессов.

Дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.

"Вручение дипломов за участие в городском конкурсе "Радуга 2007"

Положительное эмоциональное воздействие рисования создает условия для самовыражения личности. А так, как положительные эмоции являются неотъемлемой частью формирования ЗОЖ, то положительный эмоциональный образ, формирующийся на занятиях изобразительной деятельностью способствует становлению не только изобразительной, но и валеологической культуры ребенка - дошкольника.

Ребята с большим желанием идут в изостудию, закрепляют полученные впечатления в свободной творческой деятельности, в группе.

Положительное эмоциональное воздействие рисования создает

Ежегодно воспитанники изостудии являются призерами городских, региональных конкурсов детского творчества. ("Радуга", "Дорога к Храму").

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСА

(общепедагогические принципы)

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип оптимизации и гуманизации учебно - аоспитательного процесса;

Принцип культуросообразности (построение занятий, с учетом регионального компонента);

Принцип интереса (построение работы с опорой на интересы отдельных детей и группы детей в целом).

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, обусловленные использованием в работе изотерапии и нетрадиционных техник

  • Принцип обогащения сенсорно - чувственного опыта;
  • Принцип естественной радости;
  • Принцип эстетизации предметно - развивающей среды и быта в целом;
  • Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • театрализованная деятельность - рисование по просмотренным сказкам, рисование пригласительных билетов;
  • Физическая культура - использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям;
  • Музыкальное воспитание - использование рисунков в оформлении праздников, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств;
  • Развитие речи - использование на занятии художественного слова, рисование иллюстраций к сказкам, развитие монологической речи при описании и анализе собственных работ и работ своих сверстников.
  • Ознакомление с окружающим - расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, а также знакомство со строением предметов, объектов;
  • Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
  • Поддерживать в ребенке его чувство собственного достоинства и позитивный образ "Я";
  • Отмечать сдвиги в творческом росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми. (Этот принцип позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с другим, более успешным на его взгляд).
  • Не применять негативных оценочных суждений;

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.

(Этапы названы условно Их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы, темпа работы детей)

Настрой ( психологическое вхождение в занятие, можно использовать ритуальную встречу, с использованием персонажей)

Основная часть включает:

  • Эмоциональный выбор темы
  • Индивидуальная изобразительная работа, активное эксперементирование
  • Динамические упражнения на расслабление различных групп мышц, физкультминутки, зрительную гимнастику.
  • Музыкальное сопровождение творческой деятельности;

Заключительный этап включает:

  • Анализ работ;
  • Эмоциональная поддержка продукта детской деятельности;
  • Психофизическая разгрузка (аутотренинг, ритуальное прощание, аплодисменты)

Начало занятия - настрой на творчество, состоит в подготовке детей к художественной деятельности. Для этого можно использовать различные упражнения, игры. Например упражнение "комплименты".

Основная часть - предполагает индивидуальное творчество, целесообразно включать музыку в сочетании с изобразительным творчеством. Музыка, как терапевтическое средство, по данным исследований отечественных и зарубежных ученых (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, К. Швабе и др.), регулирует настроение, улучшает самочувствие. Для занятия лучше выбирать малознакомые мелодии без текста, оркестровые произведения, с мягким мелодикоритмичным рисунком.

Заключительный этап - Каждому ребенку предлагается показать свою работу, поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, эмоциях, которые возникли у него в процессе деятельности. Поделиться своими успехами и неудачами в работе, проанализировать причину неудачи и пути устранения. Доверие, которое формируется на занятиях, позволяет детям спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу. Если ребенок, по каким то причинам отказывается учувствовать в этой форме работы, настаивать не следует.

На занятиях детям предлагается широкий выбор различных изобразительных средств, для создания выразительного образа, но на первых занятиях дети стремятся работать привычными для них средствами. И только по мере ознакомления с различными нетрадиционными техниками, начинают экспериментировать.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ "АКВАРЕЛЬКА" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗОТЕРАПИИ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

(старший дошкольный возраст)

месяц блок задачи тема, техника выполнения
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Осенний калейдоскоп

Зимние забавы

Весенний звон

Радуга - дуга

Познакомить детей с техниками: "по сырому", "печатание" листьями, восковые мелки и акварель, рисование, с использованием техники "набрызг".

Учить смешивать акварельные краски, для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений осенней природы; поддерживать творческие проявления.

Развивать у детей эстетическое восприятие, обогащать впечатления о прекрасном.

Познакомить с новыми техниками: "рисование мятой бумагой", "рисование поролоном", "граттаж", рисование пластилином

Учить составлять гармоничные композиции, передающие впечатления о зимнем времени года. Развивать композиционные умения (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений), творческое воображение.

Побуждать детей к созданию фантазийных образов, в свободном сочетании изобразительно - выразительных средств, в красивой зимней композиции, используя гармоничное сочетание разнообразных изобразительных техник.

Воспитывать эмоционально - положительное отношение к искусству и природе.

Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Освоение техники декоративного раппортного рисования на объемной форме. Знакомство с новыми техниками - рисование пастелью, гелиевыми ручками. Освоение приемов передачи выразительных образов посредством техники "кляксографии"

Учить создавать коллективную композицию, свободно размещая вырезанные элементы). Совершенствовать умения детей в создании сюжетных композиций, самостоятельно выбирать художественных материалов, изобразительно - выразительных средств и технических способов. Создавать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах. Развивать чувство цвета, формы и композиции, творческое воображение.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Освоение техники декоративного раппортного рисования на объемной форме. Знакомство с новыми техниками - рисование пастелью, гелиевыми ручками. Освоение приемов передачи выразительных образов посредством техники "кляксографии".

Учить создавать коллективную композицию, свободно размещая вырезанные элементы). Совершенствовать умения детей в создании сюжетных композиций, самостоятельно выбирать художественных материалов, изобразительно - выразительных средств и технических способов. Создавать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах. Развивать чувство цвета, формы и композиции, творческое воображение.

"Деревья под дождем и ветром"

(техника восковые мелки и акварель)

"Листопад"

(техника печатания листьями)

"Дары осени" натюрморт

(техника восковые мелки и акварель)

"Дворец осени"

(техника восковые мелки и акварель)

"Букет осени"

(техника восковые мелки и акварель)

"Танцующие листья" (техника "набрызг")

"Осень на Ямале"

(техника восковые мелки и акварель)

"Мы гуляем в осеннем лесу, парке"

(техника акварель и восковые мелки)

"Осенние листья"

(техника: восковые мелки и акварель), с натуры.

"Золотые березы", с элементами обрывной аппликации.

"Золотая хохлома и золотой лес", декоративное рисование по мотивам народной росписи.

"Деревья смотрят в озеро", (техника: "по сырому", "монотипия").

Белая береза под моим окном:" по мотивам литературного произведения

(рисование гуашью, с использованием мятой бумаги)

"Зимняя ночь"

(рисование гуашью, с использованием мятой бумаги, поролона)

"Волшебные снежинки", декоративное рисование

(техника восковые мелки и акварель)

"Заснеженные деревья"

(рисование гуашью, с использованием мятой бумаги)

"Дремлет лес под сказку сна", по мотивам литературного произведения, (техника "граттаж")

"Морозные узоры" (техника восковые мелки и акварельные краски)

"Зимний вечер", техника "пластилинография" (2 занятия)

"Елочки - красавицы", гуашь

"Зимний букет", рисование с натуры

"Северное сияние", (техника "по сырому")

"Что нам нравится зимой?", (техника восковые мелки и гуашь).

"Солнечный свет", экспериментальное освоение цвета

"Море волнуется - раз:", (рисование с использованием зубной щетки)

"Весенний букет", с элементами аппликации, коллективное рисование.

"Милой мамочки портрет", коллаж

"Чудо писанки", техника гуашь

"Весенний пейзаж", техника пастель

"Фантастические цветы" техника "кляксография" (экспериментальное)

"Расписные ткани" (декоративное) техника "гелиевые ручки"

"Пасхальный натюрморт" с элементами аппликации

"Веселая капля" техника "кляксография"

"Цветочный дождь" техника гуашь

"Праздничный салют", техника "граттаж", на цветном фоне.

"Цветочные вазы и корзины", (аранжировка и составление композиций)

"Летняя гроза", техника "по сырому"

"Веселые бабочки", "монотипия", коллективная работа

"Е.И. Чарушин - художник, изображающий животных (анималист)", рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию иллюстраций и творчеству.

Рисование по рассказам Е. И. Чарушина "Про Томку", техника "рисование мятой бумагой"

"Пластилиновые чудеса", техника "пластилинография"

"Волшебный цветок", техника "гелиевые ручки"

"Пегас - крылатый конь", техника "восковые мелки и акварельные краски"

"Вальс цветов", техника "пастель"

"Кудряшки - завитушки", рисование овец, баранов карандашом "ретушь"

"Веселые матрешки", техника "гуашь".

Приложение 1, Приложение 2.