Методическая разработка детской конференции "А ты кто, мой глаз?"


Цель: обобщение полученных знаний об органе зрения в процессе реализации исследовательско-творческого проекта.

Задачи:

Форма занятия: исследовательско-творческая конференция.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, ростовые куклы «Глазик», «компьютер», бейджики подгруппам, три тематических детских плакатов, фланлеграф, части глаза на фланелеграфе, мячик, мишень, игрушка кашки, очки для танца, две репродукции картины, шарики-глаза.

Ход работы

1. Введение в тему конференции. Пленарная часть

Ведущий: Добрый день. Дети дошкольной группы сейчас представят свой продукт в форме конференции, как результат трех месяцев работы над иследовательско-творческим проектом «А ты кто, мой глаз?».

Тема проекта близка теме года в нашем учреждении, который проходит под девизом «На радугу жизни здоровыми глазами».

Ребятами и их родителями и педагогами была проделана большая исследовательская и творческая работа. И сегодня результаты этой работы будут оценивать, и проверять специалисты:

  • врач-офтольмолог – это врач, который непосредственно занимается лечением глаз;
  • психотерапевт – это врач, который учит людей смотреть на мир позитивным взглядом;
  • детский педиатр – это своего рода «Доктор Айболит», к которому дети со своими родителями ходят на приём в случае какого либо заболевания, и он так же может дать рекомендации по профилактике заболевания глаз.

Наши специалисты являются руководителями подгрупп: «Офтольмологи», «Взгляд», «Гигиена». За ходом работы конференции будет следить группа экспертов, которая в конце работы должна будет вынести решение о результатах работы трёх месяцев над проектом. В группу экспертов вошли – ……. (один родитель два ребёнка)

Обоснование темы проекта.

От каждой группы выступает по одному человеку.

1. – Каждый день мы смотрим в зеркало и видим свои глаза, видим глаза своих друзей, родных. И мы решили ответить на вопрос «А ты кто, мой глаз?».

2. –  Мы решили проверить своё зрение  в детской поликлинике. Результаты обследования. Нас заинтересовало, что значить для человека глаза? Как они устроены? Как человек их использует?

3. – Готовясь к конференции, мы изучали информацию из различных источников: в художественной и научной литературе – с педагогами, в Интернете – с родителями, читали сказки и мифы – с бабушками.

2. Основная часть конференции. Практическая часть.

Ведущий: Внимание на экран.  «Как устроен глаз?» – это первый вопрос, на который был найден ответ. Слово предоставляется первой подгруппе «Офтольмологов».

Врач-офольмолог: Дети подгруппы «Офтольмологи» изучали и расскажут из чего состоит глаз.

«Офтольмологи» одновременно читают стихотворение и «строят» глаз на фланелеграфе.

Выносят веко с ресничками.
Вот веко увлажняющее
Под защитой и обороной ресниц.
Глаз бережёт от грязи и пыли,
Ветра, засухи и прочих невзгод.

Выносят зрачок.
Важная часть наружного глаза –
Темная точка зрачка.
Именно он даёт фокус объекту
Острое зрение, как у орла.

Выносят радужку.
А это радужка – цветное пятно,
Отличия цвета глаз.
Чтоб видеть могли мы радугу жизни,
Волшебный хрусталик хранит она,
С картинками мира для нас.

Вот глаз, который на мир глядит.
Словно на небе звездочка
То печалится он, то веселит,
То грустит, то пленит других
Этот глаз, который на мир глядит.

Появляется ростовая кукла Глазик.

Врач-офтольмолог: Ребята к нам на конференцию пришел объект нашего исследования – Глазик.

Глазик: А вы знаете, что в старину глаза называли очами, а один глаз – око. Так, что вы можете меня называть глазиком, а можете оком.

Врач-офтольмолог: Глазик, посмотри, правильно ли ребята составили твоё внешнее строение.

Глазик: Правильно построили и дали характеристику каждой его части.

Врач-офтольмолог: Я с тобой абсолютно согласна. Действительно реснички являются неким фильтром от пыли и грязи, а веко увлажняет глаз и защищает от внешних воздействий. Верно, было сказано про зрачок, который обеспечивает возможность нам видеть. В старину зрачок называли зеницей. Есть даже поговорка «Беречь как зеницу око».

Глазик: А еще я знаю, что ребята меня нарисовали вместе со своими родителями.

Обращается внимание на выставку плакатов.

По одному из группы ребёнок говорит, что он нарисовал с мамой или папой – пословица, поговорка про глаза или какие то ассоциации.

Врач-офтольмолог: Ребятами было выявлено интересная информация, что по цвету, радужки судят о цвете глаз.

Интересно, а какого цвета глаза у детей в вашей группе?

Интеллектуальное упражнение.

  • Если радужка голубая, то человека называют – (голубоглазым).
  • Человека с карими глазами называют – (кареглазым).
  • Если глаза серые, человек – (сероглазый).
  • Если глаза зелёные, человек – (зеленоглазый)

Глазик: Я предлагаю исполнить песню ……. Исполнение песни.

Ведущий: Ребята вы пели эту весёлую песенку не только голосом, но глазами, показывая своё настроение. Ведь всем дано известно, что глаза могут сказать много.  Есть поговорка «Глаза – зеркало души». Но как это? Разве глаза могут говорить и общаться?

– Слово предоставляется второй подгруппе «Взгляд», которые помогут ответить на вопрос – что значить для человека глаза?

Врач-психотерапевт: Глаза это одно из важнейших средств общения, восприятие мира во всех его красках и, конечно же, показатель здоровья человека.

Можно научиться по взгляду, понимать внутреннее состояние, настроение другого человека и таким образом или оказать вовремя дружескую поддержку или избежать ненужного конфликта.

Исследуя роль взгляда, ребята приготовили задание для родителей «Узнай ребёнка по глазам».

Глазик: Смогут ли родители найти своих детей только по глазам.

На слайде высвечиваются только глаза ребёнка. Родители должны угадать своего.

Врач-психотерапевт: Ребята, родители тоже приготовили вам задание «Узнай мамины глаза».

Задание по группам: глаза, чьей мамы из вашей группы на экране.

На экране будут глаза только трёх мам.

Глазик: Ребята, научились ли вы по выражению лица и глаз определять, какое настроение у человека?

На экране показывают фотографии детей дошкольного возраста. Задание – определить психологическое состояние.

Врач-психотерапевт: Результаты выполненного здания показали…….

Я могу сделать вывод, что теперь ребята смогут воспользоваться своими психологическими знаниями в области  общения  с другими людьми.

Ведущий: Пришло время ответить на третьей вопрос «Как человек использует глаза?»

– Слово предоставляется третьей  подгруппе «Гигиене».

Глазик трет глаз кулаком.

Врач-педиатр: Глазик, что ты делаешь? Нельзя так тереть глаз.

Глазик: Почему нельзя? Очень чешется.

Врач-педиатр: Это может быть признаком одного из  глазных заболеваний.

Ребята, какие заболевания глаз вы знаете?  (Коньюктивит, ячмень).

Врач-педиатр рассказывает о признаках болезни коньюктеива и ячменя.

Глазик: Ребята, а вы знаете, как избежать подобных проблем с глазами?

Ответы детей.

Врач-педиатр: Вы всё верно сказали. Ребята, самое главное при первых признаках – зуд, раздражение, боль обязательно сообщите своим родителям и немедля идите на приём к врачу, который предложит вам методы лечения.

Глазик: В нынешний век техники и  кибернетики. При многочасовом просмотре телевизоров и  игры в компьютер большая нагрузка падает на глаза. К чему это может привести мы сейчас и покажем. Ребята показывают танец очкариков «Компьютер и очки».

Врач-педиатр: Играть на компьютере  можно не более 15 минут, а потом делать перерыв на 2-3 часа.

Врач-офтольмолог: Помните, вы рассказывали про возможности зрачка наводить фокус? При нарушении зрения существую и такие заболевания как, дальнозоркость и близорукость.

Ответы детей сопровождаются  репродукциями картин.

Врач-офтольмолог: Чтобы корректировать зрение люди носят очки.

Глазик: А как возникли очки?

Ответы детей: Давным-давно жил человек в стране Голландии и был он продавцом разных мелочей. У него было странное увлечение: он любил шлифовать стёкла. Брал обыкновенное стёклышко и обтёсывал его разными инструментами для резки и обработки стекла. Пока оно не становилось чистым и прозрачным. Так он научился делать различные линзы.

Врач-офтольмолог: Такие линзы  вставлялись в оправу и получались – лупа,  монокль, пенсне, лорнет, очки, бинокль, подзорная труба, микроскоп, телескоп.  

– Но если люди лишенные возможность видеть – это слепые люди.

Ведущий: Во время работы над проектом ребята провел ряд экспериментов. Два, из которых вам сейчас представят.

Эксперемент № 1 – Приглашается один родитель и один ребёнок. Нужно зажмуриться, дойти до стула и взять один предмет и сесть на него. Задание выполняют одновременно ребёнок и родитель.

Вывод: Лишаясь возможности видеть, мы, двигаемся с трудом. Глаза – это наш проводник. Они помогают нам ориентироваться. А значит – их надо беречь.

Эксперемент № 2 – На занятиях по физической культуре мы выявили самого меткого из группы – это…..Он попадает в цель с … А вы можете бросить этот мячик с такого же расстояния.

Приглашается ребёнок из зала такого же возраста, и бросаем мяч в цель.

Вывод: Меткость это важное качество, которое может пригодиться в спорте, на охоте, на рыбалке, а так же в домашних делах.

Врач-педиатр: Как и всем частям тела – рукам, ногам, туловищу. Глазам тоже необходима зарядка. Ребята знаете ли вы упражнения полезные для глаз.

Ответы детей: Мы выполняем вот такие упражнения на каждом занятии.

Упражнение с шариками-глазами.

Глазик:

Гладит игрушечную кошку.

– А глаза животных отличаются от глаз человека?

Ответы детей: Мы изучали глаза не только человека, но и животных и пришли к интересным наблюдениям. Глаза рыбы отличаются от человеческих глаз, тем, что они не моргают. Их веки неподвижны.

– Глаза кошки  и козы отличаются расположением зрачков. У кошки вертикально, у козы горизонтально.

– А способностью глаз  хамелеона позавидует и человек. Он может ими так вращать, что получает информацию о том, что у него происходит не только впереди, но и за спиной и по сторонам.

– У людей тоже существуют особенности в разрезе глаз в зависимости от их национальности.

– Русские, вьетнамцы, чукчи. Их разрез глаз формировался много веков благодаря тем климатическим условиям, где они проживали.

3. Решение по итогам  конференции. Заключительная часть.

Ведущий: Ребята постарались  в полном объеме ответить на три интересующих их вопроса – что значит для человека глаза, как они устроены, как человек их использует?

Слово предоставляется экспертам для вынесения решения по итогам работы исслеовательско-творческой конференции.

Эксперты:

  1. Соблюдать технику безопасности в играх. Ежедневно делать гимнастику для глаз.
  2. В случае болевых признаков глаза сообщить своим родителям и немедля идти на приём к врачу, который предложит методы лечения.
  3. При общении с другим человеком обратить внимание на его выражение лица и глаз, чтобы оказать дружескую поддержку или избежать ненужного конфликта. Признать исслеовательско-творческоую работу  подгрупп на конференции познавательно полезной и интересной. Работу врачей-специалистов профессиональной и грамотной.

Ребёнок: А что внутри моего уха?

Ведущий: На этот вопрос нужно снова искать ответ? Возможно это тема вашего следующего исследования?

А в заключении хочется сказать – «Смотрите на радугу жизни здоровыми глазами!»